Мизера пачками ходят...
АрхивОгород КозловскогоПод мизерами я имею в виду крохотные и недорогие HD-видеокамерки, которые вдруг пошли косяком. Одной из них, маленькой и дешёвой, но не самой, пожалуй, миниатюрной, я посвятил аж два с половиной "Огорода".
Не знаю, какой процент сегодняшних огородных читателей играют или играли в юности в преферанс, возможно - небольшой. Потому поясняю: это одна из целого томика преферансных присказок. Под мизерами я имею в виду крохотные и недорогие HD-видеокамерки, которые вдруг пошли косяком. Одной из них, маленькой и дешёвой (около $180), но не самой, пожалуй, миниатюрной, я посвятил аж два с половиной "Огорода": "ЛЮ!" , "ЛЮ2" и "Клей, ножницы и BD"; больше того: выбрал её для себя как рабочую.
Поскольку - коротко повторяя те два с половиной "Огорода"- я до сих пор не встретил ни одной любительской HD-видеокамеры - даже за полторы, даже за две тысячи долларов, - которая выдавала бы настоящую, звенящую FullHD-картинку. Причин тому несколько: для звенящей картинки надо снимать с помощью специальной техники: штативы, тележки, стэдикамы; для звенящей картинки надо упаковывать её не на лету в крохотной камерке, а специальными тяжелыми, профессиональными кодировщиками; для звенящей картинки нужен поток не в 17 и даже не в 25 Мбит/с, а хотя бы 35–40; наконец, для звенящей картинки нужна матрица, логически как минимум соответствующая кадру 1920х1080, а не устраивающая это разрешение с помощью разных ухищрений вроде анаморфного растягивания из 1440 горизонтальных точек или, того хуже, всяческих Pixel Shift’ов. Обо всём этом я писал не раз на примерах сравнительно дорогих HD-камер разных производителей: и Canon, и Sony, и Panasonic. Единственная камера из тех, что мне довелось держать в руках и немножко снимать, дающая и впрямь практически звенящую картинку, была... фотоаппаратом, Canon Eos 5D Mark II ("Огород" "В зазеркалье в полный рост", www.computerra.ru/own/396398). У неё и матрица была огромной, и разрешения с избытком хватало на FullHD-кадр, да и поток был практически 50 Мбит/с. Увы, использовать 5D Mark II в быту в качестве видеокамеры вряд ли возможно: в видеорежиме у неё нет автофокуса, а всякие резкие движения - что самой камеры, что зума - порой приводят к выпадению кадров (что, впрочем, чаще всего удается предотвратить подбором "правильной" карточки памяти).
Последний раз к этой теме я обращался в предыдущем "Огороде" ("Число "пи", или Вижу звон, да не знаю, где он"), где рискнул столкнуть даже не две очевидно разновесные камеры: Camileo H20 от Toshiba и HDCHS300 от Panasonic, - а, скорее, две концепции: честные и недорогие 720р и дорогие и не вполне честные, во всяком случае - не "звенящие", - 1080р. Впрочем, у Camileo H20, в отличие от описанной в "ЛЮ!" и далее Camileo PRO HD, тоже есть режим 1080р, но он уж совсем какой-то... картонный (на деле - 1440х1080, да ещё и без стабилизации, ибо картинка в этом режиме занимает всю матрицу), так что умнее всего (на мой, конечно, вкус) о нем просто не вспоминать. Как, скажем, о цифровом зуме. Главная особенность Camileo H20 - по сравнению с Camileo PRO HD и с теми тремя малютками, которым нынешний "Огород", в сущности, и посвящен, - это что она косит под "больших": вписана в формфактор традиционной видеокамеры, той же, скажем, HDCHS300, и имеет пятикратный оптический зум. Внутренности же её мало отличаются от кишок Camileo PRO HD, но за форму и даже не двойную прибавку зума вам предлагается заплатить чуть ли не вдвое (300 против 180 вечнозеленых).
Продолжить разговор о минималистских и недорогих HD-камерках подвигла меня недавняя пресс-конференция фирмы Kodak, где, кроме мыльниц и роскошной, но дорогущей фоторамки на OLED, нам показали и пару видеокамерок, подобных не столько даже H20, сколько двум её младшим сестрам от Toshiba: Camileo S10 и Camileo P10. Поглядев на это разрастающееся на глазах сообщество, я подумал: "Тенденция, однако", - и попросил на тест "старшую" из кодаковских Zi6 и две упомянутые выше - от Toshiba. Так они втроем у меня и сошлись.
Роднит их отсутствие оптического зума, минимализм в настройках (особенно у Zi6) и крохотные размеры: если P10 ненамного, процентов эдак на десять, меньше PRO HD, то S10 - в два с лишним раза её тоньше, а Zi6 и вообще выглядит не то как небольшая фотомыльница, не то как медиаплеерчик, однако слегка превосходит размерами S10. И ещё их всех (кроме изысканной S10) роднит вроде бы не важная, но для меня совершенно знаковая деталь: и у P10, и у Zi6 штативная гайка - пластмассовая. То есть изначально не рассчитанная на долгую жизнь.
У обеих камерок от Toshiba, как и у "большой" H20, есть режим 1080р, ровно такой же анаморфный и ровно так же отключающий стабилизацию. У Zi6 - только честные 720р, зато в двух ипостасях: при 30 кадрах в секунду и при 60. Во втором случае поток увеличивается раза в полтора и, например, не проходит на мой TViX по PowerLine, а требует подключения гигабитного кабеля. Разница примерно такая же (а может, и точно такая), как между интерлейсной и прогрессивной картинками. Смысл в том, что при установке 60-ти кадров в секунду картинка на экране кажется заметно более гладкой, практически не дергается. То есть, будь у Zi6 такой же трехкратный зум, как у PRO HD, не исключено, что я предпочел бы для себя именно Zi6. У неё есть ещё то неоспоримое преимущество, что она подхватывает вечернюю, при искусственном (и недостаточном) освещении, картинку заметно лучше, чем все четыре попробованные мною Camileo. Правда, у Camileo есть специальный "ночной" режим, в котором чувствительность матрицы (скорее, её разгон) дает результат довольно близкий к Zi6, хоть всё-таки и уступающий. Ещё из разниц: во всех фигурирующих здесь камерках есть макрорежим, включающийся кнопкой, снаружи, - так вот у Zi6 макро работает в довольно узком диапазоне расстояний, - но очень к объективу близких. У Camileo же - значительно более далеких. То есть макроэффекта, потрясающего зрителя, куда легче добиться у Zi6, чем у Camileo. Вообще (это чисто субъективное мнение, так что не настаиваю на нем), мне показалось, что у Zi6 и "стеклышко" чуть получше, и баланс белого.
Есть и конструктивные различия: у обеих Camileo экранчик откидывается, чем, кстати, камерка и включается, - и довольно свободно вертится, а при закрытии - отключается; у Zi6 экран неподвижно встроен в корпус. И различия в комплектации: в обе коробки с Camileo вложены крохотные, проволочного типа, штативчики и, что встречается почему-то крайне редко, - HDMI-кабель. Зато у Zi6, по нажатии на специальную кнопку, выпрыгивает USB-наконечник. Всё три камеры снабжены каким-никаким софтом, с помощью которого можно делать с отснятым материалом чтото минимальное, но позволяющее результаты смотреть; все три озабочены конвертацией снятого в модный YouTube и даже, кажется, отсылкой туда.
Zi6 на price.ru пока не засветилась, но обещается по той же цене, что и PRO HD: 180 баксов. Вроде бы не вполне справедливо в смысле зума, в остальных же смыслах - как сказать, на любителя. А любители на Zi6, полагаю, найтись должны. Ну, вроде не раз упомянутой в "Огородах" Сосветки, которая, несмотря на два высших образования, пугается электронных устройств, имеющих больше одной кнопки управления. За Camileo S10 просят - вероятно, из-за толщины, гламурности и металлической штативной гайки - аж 225 баксов, - но за гламурность и за толщину, - мы-то с вами знаем, - народ даже в кризис отдает и не такие деньги. А за Camileo P10 просят 190–200. В общем, по мне, так 180-долларовая PRO HD во всём, кроме гламурности и вымученных 1080р, заметно превосходит и S10, и P10. Но, наверное, те, кто назначает цены, знают, что делают. Да, возможно, цены ещё и упадут.
Разумеется, к картинке любой из упомянутых здесь пяти крохотулек можно придраться, и больше всего, пожалуй, к качеству съёмки при недостатке света, - но тут я не могу не припомнить анекдот про японскую пилу, которая и лиственницу брала, и бук, и дуб, и пни старые, - так мужики все-таки нашлись: рельс ей подсунули!
Короче, на мой вкус, все эти камерки снимают больше чем на 200 баксов, как минимум - на пятьсот, а кто готов выложить за идеальные результаты деньги любые - готовьтесь, что это окажется не полторы и даже не две, а чуть поболе пяти вечнозеленых штук.
Из еженедельника "Компьютерра" № 17 (781)