Архивы: по дате | по разделам | по авторам

HD-­мания

АрхивОгород Козловского
автор : Козловский Евгений   07.04.2009

Качество картинки и звука иногда оказываются весьма важной составляющей именно художественной ткани фильма, и просмотренный с экранки и даже с DVD, он не открывает своей художественной сути. Поняв это, становятся HD-маньяками.

Еще пару лет назад преобладало мнение, что хороших HD-фильмов, "толстых" - на 25–40 гигов, в правильном разрешении 1080p, слишком мало, чтобы ради них обзаводиться приличным дисплеем Full HD. Скажу больше: я и сам пару раз высказывался на страницах "Компьютерры" в том же духе. Но! Но время несется вскачь, и наблюдение, бывшее вполне справедливым вчера, сегодня оказывается сомнительным, а завтра даст повод только для иронической усмешки. И действительно: хороших, в BD-качестве, фильмов Высокой Четкости в магазинах и, главное, в Интернете уже так много, что я, с определенным отбором, легко забил ими больше шести терабайт, и, похоже, покупка очередного винчестера (пообещали двухтерабайтники, жду, пока доедут и подешевеют до приемлемого уровня) нависает над моим кризисным кошельком с неотвратимостью гильотины.

Правда, из этих "больше шести терабайт" фильмы в идеальном, первоначальном BD-качестве занимают четыре - четыре с половиной, остальное - либо поджатое (обычно до 8–10 гигов) 1080, либо даже 720p.

Поначалу, когда HD-фильмов и впрямь было маловато, я качал и списывал у друзей всё, что попадалось: и четырехгиговые 720p, и снятые с HDTV, частенько - с марочками каналов в углу и время от времени пробегающими по экрану "цифровыми квадратиками". Зато теперь я, в коллекционном раже, то и дело отыскиваю уже лежащие на одном из моих винчестеров фильмы и ставлю на закачку их же, - но в лучшем (желательно - идеальном) качестве. 720p меняю на 1080p. Запрятанный в матрешку (*.mkv) - на BD, полный (если повезло) или очищенный от файлов не первой необходимости.

Безусловно, такой апгрейд - яркое проявление мании, ибо отличить на глаз качество фильма, хорошо конвертированного в 720p, от него же в 1080p реально удается не всегда, особенно - не вштыривая в экран нос и не вооружаясь лупой. Во всяком случае, когда речь идет о заново пересканированных в 2К, а то и в 4K старых, пленочных, картинах. Там, на пленке, реального разрешения, дай бог, чтобы хватило на эти самые 720p. Тем не менее, пересканированного в 4K "Крестного отца" держу в BD-качестве, занимая на одном из винчестеров больше 160 гигов: мания! Но бывает и по-другому: неумелый перецифровщик-любитель, сжимая фильм до 720p (кстати заметить, занятие не всегда случайное - подгоняют размеры файлов к ёмкости одной или двух DVD-болванок, чтобы вести ленивую торговлю), порой так сильно портит его, что смотреть невозможно: ясно проявляются артефакты сжатия на любом движении объекта или камеры, а мелкие буковки титров (главная если не радость, то, во всяком случае, - символ HD-качества) начинают идти ступеньками, как на SD.

Зато когда речь идет о свежих блокбастерах, снятых (как минимум - смонтированных) в цифре, - тут разница между BD и любым другим, худшим, качеством, заметна каждому. BD-картинка - звенит! Впрочем, это, возможно, тоже - проявление мании.

Привычка смотреть кино в Высоком Разрешении уже настолько заразила, что, даже когда хочется полюбопытствовать каким-нибудь новым нашумевшим фильмом, тем же, скажем, "Миллионером из трущоб", - я пренебрегаю выложенными DVD-вариантами, даже DVD9, и терпеливо дожидаюсь появления в Сети HD-релиза. Это терпение пришло вместе с ростом маниакального HD-снобизма, однако экономит время. Ведь раньше было как: скачивал новый фильм в качестве экранки, потом - поджатого DVD, потом - 720p, 1080р - ну и так далее. И всякий раз пересматривал заново, чтобы увидеть и насладиться. Нет, мания окончательно с ума не свела. Если я вдруг слышу о чем-нибудь замечательном, что смотреть надо непременно, - я качаю и смотрю хоть бы и экранку. И ничего. Главное, - соглашусь с Голубицким, - все-таки сама художественная ткань, которая, как правило, выстраивается в голове, опираясь на реперные точки, разбросанные по экрану. И если лучшего варианта нет и не предвидится, - как, например, с гениальным (сегодня мне кажется - лучшим!) фильмом Бюнюэля "Фантом свободы",- смотрю что есть и кайфую по полной. По поводу же "не предвидится", думаю, со временем - как практически всё существующее и хоть чего-то стоящее мировое кино перевели на DVD - и его переведут на BD. Вот, например, у меня в BD-коллекции уже есть и "В джазе только девушки", и "Касабланка", и несколько диснеевских мультиков сороковых годов. Хоть смысла в таком переводе, как я уже замечал выше, будет чуть, - упустить доход от продаж производителям не захочется. И добавочный доход будет- хотя бы через таких вот, как я, чокнутых коллекционеров-перфекционистов.

Впрочем, - на сей раз возражая Голубицкому - не могу не отметить, что качество картинки и звука иногда оказываются весьма важной составляющей именно художественной ткани фильма, и просмотренный с экранки и даже с DVD, он не открывает своей художественной сути. Для меня это открытие случилось несколько лет назад, когда о HD и речи не было. Я купил очень хорошего качества DVD с "Солярисом" Тарковского и вдруг понял и глубоко полюбил этот фильм, виденный прежде в посредственных кинотеатрах и оставлявший холодным.

Кстати о кинотеатрах. И об апгрейде контента. Последний фильм Вуди Алена, которого я люблю (хоть за разные фильмы - по-разному), - "Вики. Кристина. Барселона", поначалу достался мне в DVD-варианте, был семейно просмотрен и доставил много удовольствия. Так много, что, едва он появился в Сети в HD-качестве, - был скачан и пересмотрен. Когда в календарике "Дома кино" его объявили, - моя жена, которой фильм понравился, похоже, даже сильнее, чем мне, - сказала, что хочет видеть его на большом экране и что едет в "Дом кино". Поехала. Вернулась совершенно разочарованная, говорит, что первые пятнадцать минут постоянно с собой боролась, чтобы не сбежать,- потом слегка попривыкла, досидела. Качество картинки и звука настолько уступали тем, что дает мой скромный домашний кинотеатр, что видеть и слышать это было попросту больно. Конечно, "Дом кино", особенно по нынешним кризисным временам,- не обладает последними новинками звука и кинопроекции. Но все-таки это "Дом кино", так что определенный (некогда бывший даже референсным) уровень там соблюдается. Могу вообразить себе какой-нибудь бюджетный кинотеатр и его аппаратуру. Да даже и не бюджетный. Я слышал, что современные цифровые проекторы дают на кинотеатральном экране совсем другую картинку, но не думаю, что она по качеству даст фору экрану моей плазмы и моей домашней акустике. Разве что по размеру, - но это уже отдельный разговор, заходящий в область таких сумм (я имею в виду специальную комнату для кино, проектор и экран метров на восемь по диагонали), что заводить его, даже сам с собой, я попросту остерегаюсь. Фактический же факт заключается в том, что даже средней руки, но с умом и любовью устроенный домашний кинотеатр уже сильно превосходит подавляющее большинство публичных. Правда, конечно, народу вокруг поменьше, - кому и если народ нужен.

Пополняется видеотека двумя способами: от друзей и по Сети. Друзья же, кроме Сети большой, выкачивают кое-что из дворовых локалок (но там мало бывает интересного, чтобы прошло мой фильтр), а что-то - снимают прямо с BD. Сам ещё не обзавелся соответствующим приводом, один из друзей пообещал подарить на день рождения, - но те, кто обзавелся, рассказывают, что взламывать защиту (о которой столько в свое время было хвастливо сказано, что она невзламываема в принципе) даже проще, чем с DVD. Судя по количеству BD-рипов в Сети, нашей и заграничной, это чистая правда.

Из Интернета же HD-фильмы качаются, по преимуществу, со всяких торрентов. Некоторые из них (не назову ни одного, дабы чего не вышло, - ищите сами, дело не слишком сложное) имеют потрясающий репертуар и почти весь - в высшем качестве. Некоторые - вполне приемлемый по качеству и разнообразный. В первые бывает очень трудно попасть: требуется рекомендация, правила почти сплошь состоят из пугалок. Правда, время от времени такие сайты открываются для всех, - тут главное не пропустить момент. Однако потом начинается черт знает что: получить положительный рейтинг (соотношение взятого и отданного) - во всяком случае на первых порах - оказывается очень трудно, особенно если сидишь на Стриме с его маленькой скоростью вверх и динамическим IP, - и вот тебя начинают бомбардировать требованиями денег для повышения рейтинга. А если отказываешься - отключают. Другие - весьма нормальные, но там и репертуар пожиже, и скорости пониже. Однако все равно: и то и другое вполне приемлемое. Еще кое-что есть только на Рапидшаре, кусочками по 100 мегов, - эти я качаю с помощью Raptor’а, который, если б время от времени не сбивался с панталыку, давал бы комфорт не худший, чем какой-нибудь торрент-клиент. Только всегда опасаешься, что, скачав первые полторы сотни файликов, наткнешься на сто пятьдесят первый: битый или просто отсутствующий.

Поначалу, когда и фильмов в Сети было поменьше, и сайтов, - получалось так, что время, которое можно было уделять просмотру, довольно точно соотносилось со временем закачки. Освобождалось время - обнаруживался новый закачанный фильм. На сегодня уже всё идет, как и должно идти у маньяка, с большим опережением: фильмы прибавляются куда скорее, чем свободное время на их просмотр, и непросмотренные ленты копятся и копятся. Как у жадного, но не особенно требовательного к качеству Голубицкого, качающего всё подряд и в "лёгком" варианте: думаю, если даже он вдруг совсем уйдет на пенсию где-нибудь в Индии и будет там заниматься исключительно просмотром уже накачанного, - до смерти от старости просмотреть всё не успеет никак.

Ребром встает вопрос: стоит ли качать или, по крайней мере, смотреть фильмы, уже просмотренные с DVD? Какова вероятность, что в новом качестве они и увидятся по-новому? И второй: как заставить себя, не окончательно ли испорченного хорошим, просмотреть накопленные, но ещё не просмотренные две-три сотни DVD?

Кстати о звуке. Готов подтвердить, что разница между хорошим прежним DTS и новыми звуковыми форматами не ухослышна. Однако очень радует, когда в меню настроек тебе предлагают и сжатый без потерь 7.1, и некомпрессированный многоканальный, и True HD. Как, например, на недавно выпущенном отечественном BD-релизе отличного, на мой вкус, фильма "Стиляги". Впрочем... Впрочем, я (и собака тоже!) то и дело покупаюсь на идущие из динамиков дверные и телефонные звонки, чего на DVD не было никогда.

В этом вольном эссе я собирался коснуться ещё и уровня сжатия HD-видео, ибо при картинке, увеличенной противу стандартной впятеро, мы никогда не имеем хотя бы соответствующего DVD видеопотока: там - 9,8 Мбит/с, здесь в лучшем случае - 42–43. Так что теоретически в качестве картинки мы должны проигрывать или, учитывая новые лучшие алгоритмы сжатия, - практически не выигрывать. Однако выигрыш на экране очевиден. Но увы, место кончилось, так что этот предмет обсудим как-нибудь в другой раз.

Из еженедельника "Компьютерра" № 13 (777)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.