VOROB’YEVY GORY
АрхивОгород КозловскогоЕвгений Козловский, чей путь в мир GPS-навигации начинался с карт TomTom’а, после порядочного перерыва встретился с этой программой вновь - в лице навигатора TomTom GO 930. И рассказал, что из этого вышло.
TomTom оказался первой программой, через которую я познакомился с GPS-навигацией в принципе ("Огород" "В гости к Голубицкому, или Заметки неофита"). Увлёкся ею страшно и с постоянным удовольствием пользуюсь до сих пор, практически - во всех ситуациях, так что можно сказать, совсем потерял накопленное десятилетиями знание Москвы и, не включив навигатор, теряюсь, куда поворачивать, - даже если ездил по этому адресу сто раз и двадцать лет.
С тех пор я успел перепробовать как минимум десяток навигационных программ (о чем всегда отчитывался перед читателями "Огорода"), сейчас езжу, как правило, с помощью iGO 2008 и как исключение (когда iGO чего-то не покрывает или покрывает плохо или в случае необходимости отыскать какие-нибудь "корпус" или "строение", или, наконец, узнать о пробках), - c "Навителом".
Но первый опыт произвел на меня столь сильное впечатление, так называемый детский импринтинг, - что я долго не решался соскочить с TomTom’а и сперва держал его на коммуникаторе как программу основную, а потом - как запасную, и иной раз, оказавшись где-нибудь в Венгрии и выяснив, что забыл залить айгошную венгерскую карту, находил - в лице универсального в смысле карт TomTom’а - скорую помощь.
TomTom, вообще говоря, программа хорошая: стильная, экономная, удобная, скажем так - находящаяся на вершине европейского GPS-стандарта, - и я частенько приводил ее интерфейс в качестве эталона. Однако имелся у нее и довольно существенный недостаток: она не была русифицирована. С одной стороны, сегодня, когда русифицируют практически все на свете, возвращаться к английским пунктам меню как-то уже... стеснительно (прежде я, напротив, выбирал нерусифицированные варианты программ и операционных систем - но тогда русификация только начиналась и во многом была крива и ущербна), с другой (и главной!) - вводить московские адреса латиницей мало что было не слишком удобно, частенько превращалось во что-то вроде ребуса. Ну действительно, ответьте на раз, какими латинскими буквами следует набрать "2-й Рощинский проезд" или метро "Щелковская"?
И вот - случилось. Или - как бы это лучше сказать? - стряслось! TomTom объявил, что поворачивается к России лицом. А я получил на тест не просто программный файлик, а целый специализированный навигатор под названием TomTom GO 930. Распаковал, установил в машину (рядышком, конечно, с "Крейсером", начиненным iGO 2008), задал там и там адрес и поехал к другу. Маршрут обе программы проложили идентичный, обе же показывали, где знали, разводку по полосам (прежде у TomTom’а, как, впрочем, и у iGO, такого удобства не было), обе своевременно предупреждали о маневрах, причем TomTom делал это даже чуть предупредительнее: советовал, какой лучше всего занять ряд.
Дело в том, что, подсев на iGO, следить за развитием TomTom’а я как-то перестал, а он ведь тоже выпустил новую версию, и многое из того, что появилось в айгошной "восьмерке" против его же "шестерки", появилось и у нового TomTom’а. Ну, та же разводка по полосам или контуры домов. С контурами домов у TomTom’а получилось даже получше: iGO 2008 изначально рассчитывался на 3D-модели зданий, так что в трехмерном режиме там, где этих моделей пока нет (а в России их, естественно, нет, и у меня нет никакого оптимизма на предмет, что появятся при моей жизни), - нет и никаких контуров. Они возвращаются только "в плане", но новая iGO 2008 не позволяет поворачивать план по движению, - посему контуры домов, которыми славилась "шестерка", из "восьмерки" исчезли. А в TomTom’е, наоборот, появились. Правда, адресации по "корпусам", даже если они нарисованы на карте, как не было, так и нет. Следующая фича, возникшая и в той программе, и в этой, у TomTom’а оказалась в сто раз умнее и удобнее. Я имею в виду ВОЗМОЖНОСТЬ ПРАВИТЬ КАРТЫ. Обозначать, где закрыли въезд, где - поворот, где возникла новая улица, а где старая превратилась в сплошную стройплощадку.
Раньше ничего такого ни в одной навигационной программе делать было нельзя и оставалось держать оперативные перемены в планировке и организации движения в городе исключительно в голове, терпеливо (долгими месяцами) дожидаясь скорректированной карты, - в последних же версиях - стало возможным. Но если в iGO 2008 - в очень незначительной мере (перекрыть на карте улицу, перекрытую в натуре) и только для себя, - в TomTom’е - в значительной. Кроме расстановки "кирпичей", здесь можно и убрать ненужную улицу, и нарисовать пропущенную, и переименовать и пр., - причем все это остается не только на твоем аппарате, но и уходит в Сеть, из которой ты можешь постоянно подгружать результаты корректировок и всех остальных пользователей. Разумеется, если я, решив, что Ленин - фигура неприятная, а мой пес родился на Ленинском проспекте, переименую Ленинский в Барсовый, - это переименование останется только в моем экземпляре программы. Если же моя корректировка совпадет с корректировками еще десятка-другого водителей, да еще и оперативно подтвердится московским сотрудником TomTom’а, - исправление будет разослано чуть ли не назавтра. Впрочем, принимать эти исправления или нет - решать вам, меню предлагает несколько вариантов взаимодействия.
На мой вкус, эта вот оперативная корректировка карт и схем - главная и давно ожидаемая фича навигационных программ, и поскольку в ней принимает участие огромная масса народа - можно ждать от нее заметной оперативности и точности. Браво! Восторг! Хотя частенько на бумаге бывает отлично, но про овраги забывается. Так что, чтобы проверить, как это работает на самом деле (сегодня и в России), надо поездить с TomTom’ом хоть несколько месяцев, - я же получил навигатор всего на неделю.
Еще у TomTom’а появился голосовой набор адреса. Тычешь в губки микрофоном, называешь адрес и едешь. Рассказывают, что за бугром это работает и снискало популярность, - русского же языка программа, увы, так и не понимает.
Должен заметить, что русификация у TomTom’а случилась не окончательная: едешь по городу, видишь русские названия улиц - и вдруг поперек экрана выскакивает VOROB’YEVY GORY. С этим, впрочем, мириться можно, но и в разных других местах недоперевод имеет место. Например, "Руководство" приложено к навигатору краткое, за полным велят обращаться к отсутствующему (пока?) в поставке компакт-диску или на сайт. А там это самое "Руководство" лежит на добрых полутора десятках языков - только не на русском. Или, когда соединяешь навигатор с компьютером, надписи на информационном экране порою идут тоже как-то... не по-русски. Но ладно, на этот счет ворчать не станем, будем надеяться, что все скоро поправится. Кривой, неполный, но все-таки русский вариант сайта у TomTom’а уже появился...
Другой разговор, что некоторые сервисы TomTom’а (как, впрочем, и iGO) находятся с нашими отечественными реалиями в противоречиях более глубоких. Я имею в виду в первую очередь информацию о пробках, которая реализована у TomTom’а двумя способами: через специальный (или стандартный, с соответствующим интерфейсом) радиоприемник (RDS-TMS) и по Bluetooth (TomTom Traffic), - но в стандартах и с помощью сервисов, у нас отсутствующих.
И напоследок - о прелестях "железного" решения навигатора. Во-первых, он очень хорош собой и оснащен ярким, внятным 4,3-дюймовым (480х272) экраном и очень приличного качества динамиком. Во-вторых, имеет Bluetooth-модуль, который не только позволяет подключаться к отсутствующему у нас TomTom Traffic’у, но и пользоваться навигатором, как хандс-фри телефонной гарнитурой. Есть и FM-передатчик, позволяющий транслировать на автомобильное радио всякую там музыку и аудиокниги, которые GO 930 позволяет проигрывать (равно как и показывать фотографии, впрочем, мультимедиа-умения для "железных" навигаторов - давно стандарт, а у GO 930 есть и добавочный SD-слот). В-третьих, имеет внутри датчики движения, позволяющие сравнительно точно угадывать положение автомобиля даже в отсутствие видимости спутников (например, в тоннелях). В-четвертых, у GO 930 есть и датчик освещенности, так что не только авторегулируется яркость экрана (что особенно полезно под летним солнцем), но переход с дневной схемы на ночную (и наоборот) происходит, что называется, по факту, а не по астрономическим расчетам и внесенной в карты информации о тоннелях, - как это сделано на iGO. Еще к GO 930 прилагается блютусный дистанционный пультик, позволяющий не только "рулить" навигацией, но и управлять музыкальным проигрывателем.
Когда вы вставляете компьютерный USB-хвостик в GO 930, он предлагает вам подключиться к компьютеру (альтернатива - оставить для зарядки), совершенно беззастенчиво открывает свое нутро в виде съемного диска (на котором полно каталогов, в том числе для карт; GO 930 снабжен двумя огромными: для Европы, включая Россию, и для Штатов) и вызывает программу TomTom Home, а та первым делом лезет на сайт за обновлениями, серьезными (вроде обновления карты!) или мелкими - вроде пользовательских поправок и новой информации о радарах, - и, кроме того, предоставляет ряд добавочных возможностей: разных удовольствий (например, лишних "голосов" или разных красивеньких "машинок", подменяющих курсор), создания резервной копии, поиска аксессуаров и т.д. Самой интересной показалась мне возможность "Управлять моимGO" (пунктуация оригинала), с помощью которой, как минимум, можно было бы сделать скриншоты для "Огорода".
Увы, при нажатии на эту кнопку выскакивает сообщение: "Эта функция еще не поддерживается вашим навигатором или операционной системой". Я было подумал, что GO 930 не срастается с Vista, и не поленился установить софт на AMILO, который под ХР. Увы, там - та же история.
И отдельно про "не поленился". Поскольку диска в поставке не обнаружилось, TomTom Home приходится грузить с сайта - а это побольше 20 мегов.
Я бы, пожалуй, с удовольствием сменил свой универсальный "Крейсер" (в качестве автомобильного навигатора) на TomTom GO 930, кабы он не стоил в районе 600 долларов, - однако менять программу на "Крейсере" с iGO 2008 на новый TomTom, пожалуй, не стану: приз не столь очевиден!
Из еженедельника "Компьютерра" № 04