Лучшее как враг хорошего
АрхивОгород КозловскогоЕвгений Козловский, известный своей любовью к читалкам, пообщался с гаджетом под названием Sony PRS-700 и оценил изменения по сравнению с предыдущей, 505-й моделью.
Два с лишним года назад один читатель "Компьютерры", лично мне не знакомый, предложил попробовать читалку от Sony - PRS-500, чем подсадил меня на этот класс гаджетов, кажется, навсегда. Даже не привожу ссылок на "Огороды", им посвященные, - не уместится на полосу. И вот, спустя время, он же прислал мне письмо с предложением поглядеть на новинку: PRS-700! Мы, уже слегка знакомые, встретились возле его офиса, расположенного в бизнес-центре "Румянцево" (километр от Москвы в сторону Внуково), и даже пообедали в японском ресторанчике, где на меня совершенно неизгладимое, почти как первая сониевская читалка, впечатление произвел тартар из лосося: охлажденные кусочки сырой рыбы, окруженные барьером из тончайшего, как рисовая бумага, огурца посреди озерца невероятной вкусноты соуса, об ингредиентах которого я не рискнул делать даже предположений.
Относительно самой книжки - к встрече с ней я был подготовлен куда лучше, чем с первой: прочитал и ТТХ, и разные обзоры, в том числе от Экслера, и пару десятков страниц на форумах. Более того, уже заранее я имел о ней мнение, которое (скажу, чуть забегая вперед) после подробного знакомства практически не поменялось.
Для людей, менее к читалкам любопытных, расскажу о главных сходствах и главных отличиях 505-й и 700-й (раз-другой коснувшись даже первенца - "пятисотки"). Итак, первое и, вероятно, самое главное: экран остался ровно тем же - Viziplex второго поколения - а габариты изменились исключительно в сторону толщины (и, соответственно, веса): 700-я раза в полтора толще 505-й. Это даже странно в пору, когда производители разных гаджетов буквально бьются за каждые полмиллиметра в сторону утончения, - но на дизайн можно было бы плюнуть, когда б не вес. Я читаю с 500-й и 505-й не один уже год и, в наиболее частой позиции "лёжа", приноровился держать их на весу в левой руке. 700-я же в таком положении продержалась у меня разве что с полчаса, после чего рука устала. Можно, конечно, начать, подобно Пушкину, носить с собою трость с тяжелым набалдашником, чтобы натренировать руку, - но стоит ли оно того?
Это про сходства. Теперь - отличия. Во-первых, 700-я получила заметно более мощный процессор (и, кажется, соответствующий ему аккумулятор), так что листание на ней происходит практически мгновенно. Оно, конечно, приятно в любом случае, но, на мой вкус, совершенно не критично: легкая задержка перелистывания на 505-й (на 500-й слишком медленное листание и двойная негативная перерисовка все-таки слегка раздражали) как бы добавляет читалке схожести с бумажной книжкой, не раздражает, а если и раздражает - легко компенсируется небольшим упреждением нажатия на кнопку. Правда, иной раз неточное упреждение заставляет вернуться на недочитанную на два-три слова предыдущую страницу, но - по мере пользования - все реже.
Во-вторых, у книжки появился тачскрин, трогательный экран, с помощью которого стало возможно делать многое, но который смел с окаймления большинство роскошнейших, крупных и мелких, кнопок, чем для меня сделал рутинное чтение заметно менее удобным (правда, для окончательного вердикта следовало бы пожить с 700-й не неделю, а хотя бы полгода). Листать сейчас можно либо с помощью двух меленьких прямоугольных кнопочек под экраном, на которые, на ощупь, не всегда и попадешь, либо - как главный способ - просто проводя пальцем по экрану. Его чувствительность можно откалибровать, равно как и задать направление листания каждому из двух жестов: слева направо и наоборот. Хорошо, конечно, что жесты одинаково четко действуют на любом участке страницы (удержание ведет к быстрому листанию), плохо - что, когда держишь книжку в одной руке, ухитряться перелистывать страницу, скажем, большим пальцем - занятие, требующее долгой тренировки. Но и после нее не факт, что оно станет столь же незаметно удобным, как нажатие на одну из трех кнопок на 505-й. Вообще говоря, целый ряд управляльных действий мне все равно кажется куда более предпочтительным с помощью железных кнопок, чем софтовых. Например, надо перейти на страницу 235. На 505-й я нажимал три железные кнопки: "2", "3" и "5", - и на центральную. Здесь же я могу попасть на нужную страницу с помощью кнопки и меню или нажав на номер страницы на информационной панели, потом - нажать на софтовую кнопку типа Go To, потом на появившейся на экране виртуальной клавиатуре нажать на соответствующие цифры. Или еще: возврат к предыдущей странице. Когда она действительно предыдущая - вопросов нет. Когда же она отстоит страниц на пятьсот, что сплошь и рядом бывает при переходе по сноскам, - нажатие на левую часть джойстика мгновенно перемещало тебя назад. Теперь же для этой операции следует снова вызвать меню, из него - еще одно, и там обнаружить наверху эту самую желанную стрелку влево. Сумасшедший дом. При чтении книги с обилием сносок все эти операции отнимают совсем не малую долю времени и, по моему, например, характеру - накапливают раздражение. Я так и не сумел привыкнуть к разным универсальным пультам управления домашней электроникой ровно по той же причине: на тактильных, разных размеров, формы и положения, а порой и с пупырышками, клавишах родных пультов приучаешься играть, как вслепую на пианино, - в случае же клавиш экранных, рисованных, виртуальных, всегда приходится пялиться в пультовый экран, да и переключение между устройствами, как правило, отнимает времени не меньше, чем перебор пультов железных, если они под рукой.
Правда, тачскрин (повлекший появление очень хорошенького, никелированного стилуса, непонятно зачем и нужного: всё легко нажимается и пальцем) принес такое безусловное удобство, как поиск по слову или фразе, - зато почему-то унес очень удобную "Историю", в которой хранились первые фразы как минимум сотни прочитанных страниц, - и по ним к этим страницам, произвольно, можно было переходить, - а потом, при желании, возвращаться назад описанным выше левым нажатием джойстика. Зато здесь можно копить собственные закладки, выделяя - в специальном режиме - фрагменты текста и даже, при необходимости, добавляя к ним собственные заметки (которые переносятся на компьютер с помощью прилагаемого софта), - но как скоро надоест читателю попадать в этот режим с помощью разных меню и делать пометки? Мне - так сразу!
В софте появилось несколько забавных кучерявостей, без которых, думаю, прожить читателю (а не игрателю с гаджетом) легко, например, книжки можно представлять "на полке" в виде иконок их обложек, и еще кое-какие подобные мелочи. Но есть и одна крупность, которую позволил ввести быстрый процессор: возросло число увеличений (до пяти) и - простое, ползунком - зуммирование текста. Это значит, что сейчас - не слишком, правда, комфортно, поскольку текст тогда целиком на странице не поместится и придется гонять его пальцем туда-сюда - стало возможно читать и стандартные рdf’ки, которые раньше для сониевских книжек были слишком мелки. Мне даже удалось, наконец, разобраться в приведенных Владимиром Вернадским, в "Истории России", картах.
Ну и последний козырь "семисотки": встроенная подсветка. Это восемь - по четыре справа и слева от страницы - синих светодиодов, упирающихся в светорассеивающий слой, который, похоже, заодно является и "трогательным". Подсветка имеет два уровня интенсивности, читать с ее помощью можно вполне, хоть и не особо комфортно - даже в полной темноте. Правда, при чтении с сильной подсветкой энергии хватает не более чем на четыре часа, - и это на свежайшем аккумуляторе. Придираться к наличию подсветки и ворчать по ее поводу было бы смешно и несправедливо (не хочешь - не включай, а читай под торшером или с помощью навесных лампочек или светящейся пластины, встроенной в специальную обложку, выпущенную Sony под РRS-505; там, кстати, батарейки стандартные, держат под 40 часов свечения, и их легко менять!) - однако для ее (и тачскрина) устройства пришлось применить специальную пластину, которая ухудшила контрастность панели, ну, не знаю, вдвое ли, - низвела ее, по крайней мере, до уровня PRS-500. А поскольку в читалке для меня главным является все-таки сам процесс чтения, это ухудшение резкости и контрастности чтения я воспринимаю как недостаток основной, системный, который не может быть компенсирован всеми мелкими добавочными улучшениями. Да и улучшениями ли?
Конечно, если не класть 700-ю рядом с 505-й, к контрастности текстов на ней можно привыкнуть, но, увы, попробовавшему хорошее слишком трудно возвращаться к посредственному.
Итак, резюме (конечно, по моим вкусам и предпочтениям). Книжка стала тяжелее (плохо!), у нее исчезли (по счастью - не до конца, как, например, у iRex lliad, где осталась одна длинная листалка) удобные железные кнопки, у нее сильно ухудшился экран. Из достоинств же, пожалуй, ни одно (кроме, может быть, поиска по тексту) не представляется мне особенно заманчивым. Особенно, если за них приходится платить указанную ниже цену. Так что 700-ю пропускаю с легкой душой, будем ждать 705-ю!
О цене: 700-я дороже 505-й на сотню баксов (у них, в Штатах; у нас это получится, наверное, под две). Приятная же новость: Sony, с выходом 700-й, 505-ю с производства вроде бы не снимает, а... расширяет линейку. Еще одна приятная: 505-е, русифицированные и даже, кажется, с поддержкой и гарантией, появились в Москве по 10 тысяч рублей в разных местах и по 12 тысяч - в фирменных магазинах Sony.
И тут и там в качестве варианта предлагают читалки красного цвета, причем в первом случае за цвет берут две лишние тысячи рублей, во втором - три.
Это из чего же, интересно, у них состоит краска? Из бриллиантовой пыли, что ли?
Из еженедельника "Компьютерра" № 03