Архивы: по дате | по разделам | по авторам

В зазеркалье в полный рост

АрхивОгород Козловского
автор : Козловский Евгений   22.01.2009

Евгений Козловский убежден, что если по какой-то необходимости (или прихоти) ему случится менять свою камеру в ближайшие год-два, кандидат на замену ему известен - это Canon EOS 5D Мark II.

Два с лишним года назад, когда мне в руки попалась полнокадровая зеркалка от Canon EOS 5D, я как-то не особенно ею впечатлился ("Огород" "24х36"). Разве что изумила высокая чувствительность практически без шумов. Мы с женой специально ездили на Красную площадь после одиннадцати вечера, когда свет пригашен, и снимали: снимки с рук получились, как со штатива и "бесшумные".

Нет, камера, конечно, была хороша для своего времени, но поскольку потребности в полнокадровых фотографиях у меня не было, я и не возбудился.

Потребности с тех пор так и не возникло (это ежели тебе заказывают за внятные деньги снимки, но непременно такого вот, практически широкоформатного, качества), но когда я получил на недельку дочку "пятерки" - EOS 5D Мark II, в отличие от прошлого раза меня буквально прошибли восторг и нежелание выпускать вещь из рук. Почему? Ну, помимо ее ладности и технической красоты, разных мелких удовольствий вроде меню быстрого доступа к главным параметрам, вызываемого кнопкой джойстика, яркого VGA-дисплея и всего такого прочего - по трем основным причинам.

Первая - это видоискатель. Огромный, как французское окно. В который так и хочется шагнуть, как Алиса шагнула в зеркало. Наверное, я видел подобные лет тридцать назад, когда немного снимал по заказу пленочной "Мамией", но в точности и не помню. Ощущение возникло, что такой видоискатель я вижу впервые в жизни. Раньше я посмеивался над своим приятелем и профессиональным фотографом Игорем Нарижным, который не расставался с пленочным "Пентаксом", уверяя, что там огромный видоискатель, что для него очень важно. Сейчас же я увидел и впрямь огромный видоискатель и понял, что он на самом деле важен. Что в нем можно увидеть такие детали будущего кадра и в таких подробностях, какие запросто можно пропустить камерой с видоискателем стандартномелким, - и не нажать на спуск. Ощущение, словно садишься за руль "Лексуса" моего приятеля-профессора после "Оки" жены.

Вторая - это невероятная чувствительность новой матрицы. До 25600 ISO!!! (начинается, между прочим, от ISO 50, обозначенного как L). При том, что рекордные (H) на моей "сороковке" 3200 входят здесь в диапазон нормы и даже иногда выбираются камерой при установке ISO Auto (на моей максимум автовыбора - ISO 800). Мало того, шумы более или менее ясно различимы (но не больше, чем зерно на пленках сверхвысокой чувствительности) только на этих самых 25600: если не придираться и не снимать на обложку глянцевого журнала - что 6400 (в пределах нормальной шкалы), что 12800 (H1) - вообще практически не шумят. Конечно, все это зависит от общей освещенности и диктуемой ею выдержки, однако алгоритмы шумодава так хороши, что мне лучшего и не надо. По моим художественным потребностям.

И, наконец, третья причина - это возможность снимать Full HD (1920х1080) на такую огромную матрицу, причем, как мне показалось, - работает она вся (ну, кроме верхней-нижней полоски, составляющей разность между фотокадром в пропорции 2:3 и видеокадром в пропорции 16:9). Сказать по правде, я не видел подобного качества видеосъемки ни на одной HD-видеокамере, не только в любительской за тысячу с небольшим долларов, но и в профессиональной. Толкущиеся на форумах видеолюбители уверяют даже, что оно лучше, чем у знаменитой "Красной точки". Но не будем заглядывать так высоко: и так ясно, что, при всей небесплатности Mark II, для съемки профессионального видео она просто дармовая, халявная.

Конечно, по поводу этого видео может возникнуть ряд вопросов. Во-первых, оно снимается в не особо распространенном формате MOV (Quicktime 1080p H.264, поток 38,6 Мбит/с). Во-вторых (как мне кажется, независимо от региона продаж) - с "американской" скоростью 30 кадров в секунду. В-третьих, из-за того, что камера использует FAT32, налагающую четырехгиговое ограничение на размер файла, - не дольше получаса (на секунду меньше), но я видел в жизни только один фильм ("Русский ковчег" Сокурова), где непрерывный кадр превышал десять минут. В-четвертых, наконец, при видеосъемке не работает автофокус. Но это самое "в-четвертых" - на мой вкус, не трабл, а фича: если уж ты взялся снимать видео такого профессионального качества - озаботься и штативом, и даже ассистентом, который промерит все точки сцены рулеткой, а потом будет оперативно подправлять фокус. Впрочем, при таком качестве и размере дисплея (понятно, что видеосъемка идет исключительно в режиме Live View) фокус можно подправлять и глядя на экран. (Кстати, если кому надо, снимать видео можно и в стандартном - VGA - разрешении.)

Любимая собака, снятая на чувствительности ISO 25600

При этом и по размерам, и по весу новая "пятерка" вполне сравнима с "сороковкой", - разве что чуть шире, ровно настолько, чтобы перенести управляющие кнопки из-под экрана на место слева от него. Непринципиально. Батарея более мощная, а в ручку-бустер входит не только их парочка, но и - на случай экстренных обстоятельств - набор стандартных батареек АА. Скорострельность у новой "пятерки" едва ли не вдвое ниже, чем у "сороковки" (3,9 кадра в секунду против 6,5), но ведь и "вес" кадра у нее более чем двойной: 21,1 мегапикселя против 10,1!

Впервые я не испытал раздражения по поводу этого мегапиксельного разгона. По двум причинам. Первая: я уж и не знаю, какой еще фотографической широты и чувствительности можно требовать от матрицы. Вторая: у новой "пятерки", кроме максимального (5616x3744), есть целых два "уменьшенных" RAW-режима - sRAW1, sRAW2 (3861x2574 и 2784x1856, соответственно - десять мегапикселей и пять). Это при том, что и здесь, как и в видео, из матрицы не вырезается соответствующий кусок, а информация с нее целиком интерполируется в выбранные размеры. К тому же, по моему исследованию, камера делает это много лучше, чем любой из самых продвинутых фоторедакторов. Понятное дело: конструкторы лучше знают особенности своей матрицы, нежели сторонние софтмейкеры.

О прочих мелких радостях, вроде шести добавочных, скрытых, точек фокусировки для режима AI, на фоне главных - не хочется и писать, желающие могут зайти на кэноновский сайт и погрузиться в подробности. Оттуда же, кстати, можно скачать и русский pdf-мануал.

Любимая жена: кадр из видеоролика 1080Р

Последнее, о чем я намерен рассказать, - это о недоумении, которое вызвали у меня кое-какие функции новой "пятерки", явно рассчитанные на "блондинок". Уж им-то, по моему разумению, "пятерка" совсем ни к чему. Эти функции - детектирование лиц, как на последних мыльницах, и два автоматических режима типа "я снял, дурак", причем один из них так называемый "творческий", где можно кое-что определить вручную - вроде, например, качества файла, стиля jpeg-картинки и прочих неважностей, что особенно нелепо выглядит при наличии экрана быстрой настройки. Ну да бог с ним - наверное, Canon пытается расширить круг покупателей (точнее, покупательниц). В конце концов, пусть будет: надеюсь, что за эти излишества лишних денег не берут.

Кстати о деньгах: новая "пятерка" пока редкость на наших прилавках, так что за первых ласточек будут просить неумеренно, однако теоретическая цена находится где-то в районе 2500 баксов, что, на мой взгляд, за такой аппарат очень и очень недорого. Так что, если по какой-то необходимости (или прихоти) мне случится менять свою камеру в ближайшие год-два, кандидат на замену - совершенно безусловный.

P.S. Я не берусь утверждать, будто у других производителей нет ничего подобного: слышал об успехах и Nikon, и Sony на тех же поприщах. Но и отзывы от попробовавших слышал самые разные, вплоть до глубоко негативных. Потому молчу, пока не представится случай попробовать самому.

Из еженедельника "Компьютерра" № 01-02

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.