Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Full HDец:Третья серия

АрхивОгород Козловского
автор : Козловский Евгений   28.10.2008

Что же теперь делать с любовно собранной DVD-видеотекой из тысячи с лишним фильмов?

Что же теперь делать с любовно собранной DVD-видеотекой из тысячи с лишним фильмов? Заметная часть которых не просмотрена еще даже ни разу? Ведь к хорошему, как известно, привыкаешь мгновенно и возвращать­ся к худшему просто невозможно. Вот из моей CD-аудиоколлекции, не мень­шей по размерам, я, после знакомства с SACD и DVD Audio, уже ниче­го не слушаю, - а только, по которому разу, из неполной сотни этих новых. Те, кто продвигают HD Video (а его, сами понимаете, продвигают во­всю; не так, конечно, как iPhone с iPod’ом, но все-таки!), пытаются сосредо­точить внимание покупателей на понятии upscaling. Это когда проигрыва­тель (чаще - блюрейный, но вот Toshiba проанонсировала и простой DVD, XD-E500) как бы улучшает картинку и переводит ее из режима 576i (или 480i для NTSC) в режим 1080p. На форумах народ уже охрип, споря, какой прои­­грыватель лучше справляется с апскейлингом, а какой хуже.

Я уже писал как-то про аудиоустройства от Sony и Creative, которые "улучшают" сжатую музыку, причем отмечал, что эффект эти улучшалки дают изумительный. Но там все проще. Там можно, зная алгоритм, понять, где были подре­заны верхи, где - низы, и эдак аккуратненько добавить, чего украли при сжатии, - но с картинкой ведь дело обстоит совсем не так. Вообразите себе, что на сжатой MPEG2-ал­го­ри­т­мом пряди волос, которая представляется этакой серо-размытой лопатой, запускается процесс "улучшения". Он что, нарисует на этой лопате от­дельные волоски? Очень сомневаюсь. Тем не менее я решил проверить, посмотреть, что получится, и даже сфо­тог­ра­фировать - чтоб предъ­я­вить вам. Взял "Убить Билла" в высо­ком ра­з­решении (однако не блюре­йном: серия занимает всего девять гигов) и его же - на DVD, причем вставил диск сначала в старый добрый Pioneer безо всяких там апскейлингов (на информационной табличке телевизора отобрази­лось 576i), а потом - в блюрейный DMP-BD30EE-K, с апскейлингом (ин­формационная табличка: 1080p), - и все это сфотографировал. Решать вам, но, на мой взгляд, и простая DVD-ка­р­ти­нка, и "улучшенная" рази­тельно отлича­ются от Высокой, причем - даже, что называется, от средне-высокой. А вот разница между этими двумя… Кому-то лучше кажется пе­рвая, кому-то вторая. Так что назовем эту разницу вкусовой и навсегда о­ставим надежду на то, что из ничего можно сделать что-то хорошее. Еще Ломоносов с Лавуазье предупреждали. В конце концов, upsca­ling происходит в любом случае: только в первом - при помощи телевизора, во вто­­ром - проигрывателя, и думаю - по похожим алгоритмам, а если телевизор и проигрыватель от одного производителя (да даже и от разных) - то с помощью одной и той же микросхемы. Так что остается смириться, смотреть, если уж припрет, DVD с его качеством и потихоньку со­бирать HD-видеотеку: на дисках, но в основном из Интернета, в котором все больше и больше находится фильмов именно в HD.

Впрочем, к фильмам из Интернета мы еще вернемся - в следующем, уже не сериальном, "Огороде", а пока обсудим проб­лему многоканального усилителя при переходе на HD (это, конечно, преломление про­б­лемы через мои собственные возможности и потребности, - наверное, если поискать, ее можно решить и другими методами).

Итак, у меня дома стоит весьма крутой усилитель от Pione­er - VSA-AX10i. Те же, примерно, шесть лет назад, когда я его покупал, он стоил едва ли не четы­ре килобакса, сейчас - подешевел где-то вдвое, но на прилавках остался. Понятное дело, что у него нет ни декодеров хайдишного звука (Dolby True­HD, DTS-HD и 7.1 LPCM), ни портов HDMI: в те поры этого просто не су­ществовало, во всяком случае - на рыночном уровне. В остальном же уси­литель - как я с некоторым удивлением выяснил в Интернете - до сих пор остается референсным, одним из самых высоких и дорогих в линейке. Что касается меня, я больше всего ценю в нем FireWire-интерефейс, благодаря которому могу получать звук с SACD и DVD Au­dio прямо по цифре. Конечно, Pioneer не мог остаться в стороне от новых HD-веяний и выпустил специальный, под HD-видео, многоканальный усилитель - вдвое, если не втрое дешевле, чем мой VSA-AX10i, и, разумеется, безо всяких там FireWire. Есть и новая модель - с FireWire и HDMI. Но… снова без звуковых HD-декодеров. То есть отказаться от кру­тейшего усилителя и от SACD и DVD Audio ради непонятно чего было бы глу­повато, - даже несмотря на то, что этот крутейший сдох год назад и пролежал в починке полгода[Впрочем, чинили его, думаю, не дольше двух недель, остальное время - разыскивали по всему миру уникальную микросхему.], а совсем на днях - сдох снова, - а, как я сделал с проигрывателями, просто докупить еще один усилитель поп­ро­ще - тоже нелепо, потому что кто и как будет перетыкать все восемь колонок с одного на другой при каждой смене источника? Так что пока я ос­тановился на такой вот, не совсем, правда, комфортной, но все же терпи­мой комбинации: два HD-видеоисточника - блюрейный плеер DMP-BD30EE-K и сетево-дисковый TViX-HD M-7000 ("Огород" "Черный цилиндр", www.co­m­puterra.ru/think/ogo­rod/362400) - я подключаю напрямую к телевизору по HDMI[Если, как я уже писал в одном из "Огородов", не по HDMI, а по компоненту, проигрыватели намеренно и грубо понижают качество с "p" до "i" - чтоб не дай бог не сперли, - и это очень заметно глазу!], что, конечно, добавляет головной боли. Ведь раньше, когда я перек­лючался между устройствами через VSA-AX10i, автоматически перекомму­тировался и видеоканал, а у телевизора работал единственный вход. Сей­час рабочих входов у телевизора целых три: два HDMI и ком­понентный, - и, когда меняешь активный проигрыватель, поневоле приходится переключать и входные каналы телевизора. Соответственно, HDMI-звук (двухканальный!) тоже попадает только на телевизор с его стереодинамиками, а звук полный, цифровой, требует отдельного подключения к VSA-AX10i для последующей коммутации. И если раньше жена легко справлялась со всем комплектом аппаратуры, - сейчас приходится делать это мне, но даже и я то и дело задумываюсь и запутываюсь.

Отдельно заметим, что если на эти цифровые звуковые каналы подавать звук в вышеперечисленных HD-форматах, VSA-AX10i его просто не поймет и смолчит. Поэтому, если мне захоче­т­ся посмотреть кино именно с таким звуком, придется переключать усили­тель в режим Multi Chanel и звук, расшифрованный самим DMP-BD30, передавать на входы усилителя по аналоговым проводам. Но и тут тоже неболь­шая засада. VSA-AX10i - усилитель 7.1-канальный, HD-звук по преимуществу тоже, - однако у проигрывателя DMP-BD30 аналого­вых, после расшифровки, выходов - только 5.1. Оно конечно, два добавочных тыловых динамика имеют смысл только, пожалуй, в огромных ки­но­­театрах, ибо для передачи точной стереопанорамы на привычных нам квартирных площадях двух динамиков хватает сверх головы, - однако как-то… не­аккуратненько. Для устранения этой легкой неак­ку­рат­но­сти я даже готов был переплатить триста баксов и вместо DMP-BD30EE-K взять сле­ду­ю­щую модель, DMP-BD50 (которая в Москве вроде бы еще не появилась - только на price.ru, плюс обещания "следующей не­де­ли", и, воз­мо­жно, официально в Россию поставляться не будет вообще), отличаю­щу­ю­ся от тридцатой возможностью ходить в Интернет за добавочными к Blu-ray-фильмам материалами (вот уж чем никогда не интересовался!), - но оказалось, что и там только шесть аналоговых выходов. Тогда я полез смо­т­реть совсем уж крутой (вдвое дороже!) Blu-ray-проигрыватель от Pi­o­­ne­er… Увы, и там те же шесть гнезд! Так что на сей раз, похоже, заплатить ли­шние деньги за каприз не удастся. Но это меня огорчило не сильно, и вот почему: изучив ассортимент Blu-ray-фильмов на разных сайтах и проторчав два часа в "Пурпурном легионе", я выяснил, что, если у какого фильма и есть русская дорожка - она не кучерявее, чем Dolby Di­g­i­tal или DTS 5.1. Так что, даже имея усилитель, по­нимающий новые звуковые форматы, или проигрыватель с восемью аналоговыми выходами, воспользоваться ими в ближайшее время я бы не смог. Наверное, лет через пять на рынке возникнут все варианты, - сегодня же приходится обходиться тем, что есть.

Перейдем к проигрывателю, хотя, с одной стороны, о нем уже не раз сказано, с другой - и говорить-то особо не о чем. Он очень хорош собой, стилен и со сво­ими обязанностями справляется отлично, - ну, возможно, кроме апскейлинга (он, конечно, и тут старается изо всех сил, но задача вряд ли решаема в принципе). Главное, что меня в нем огорчило, - это залоченность на С (для Blu-ray) и пятой (для DVD) зоне, этом идиотическом изоб­ре­тении людей, очень любящих деньги. И если DVD-проигрыватели вот уж сколько лет продают в России только (или почти только) уже разлочен­ными, разлочивать проигрыватели Blu-ray, похоже, еще не научились: возможно, из-за их небольшой распространенности. Я спра­ши­вал и разных интернет-продавцов, и - неофициально - у ребят из Па­­насоника, - ответ был один: нет и неизвестно. Но надежды, дескать, терять не на­до. Оно конечно, апскейлинг прибавляет мало, можно смотреть нерусские DVD’шки и с одного из прежних проигрывателей, но снова - как-то не­аккуратненько и слегка жмет. И, плавно переходя к последней микро-те­м­ке сериала - 24p, - не могу не отметить, что DMP-BD30­EE-K его реально под­­держивает. Как и TViX-HD M-7000.

У моей "плазмы" (я уже писал) есть еще одно достоинство, которого у прежних не было, - удивительная гладкость динамической картинки: никаких дерганий, никаких прыжков. Когда речь идет об обычной телеви­­зионной картинке или другом чересстрочном сигнале, хоть бы и вы­сокой четкости - например, 1080i, - эффект достигается построением добавочных для полных ста герц кадров, полученных методом интерполяции из двух полукадров. В отличие от апскейлинга, тут можно добиться (и добиваются!) заметных успехов, ибо предугадать изменения картинки от полукадра к полукадру - дело решаемое. Когда же речь заходит о полнокадровой, прогрессивной цифровой картинке, полученной с кинопленки, - возникает проблема, которой в стандартном телевидении не было просто-напросто из-за неразличимос­ти дефекта. Эта проблема - конфликт между стандартной, исторически сложившейся частотой киносъемки 24 кадра в секунду и столь же исторически сложившейся частотой обновления дисплея - 50 (100) герц. Понятное дело, что 50 на 24 без остатка не делится, а значит, при каждом обновлении экрана кинокадрик попадает на него то два раза, то - три. Отсюда и неровность, и дерготня. Технология 24p занимается тем, что каждый кинокадрик размножается, в резуль­тате чего получается куда более длинная их цепочка, которую "вписать без остатка" уже, похоже, удается. И хотя моих математических способностей так и не хватило, чтобы привести 24 и 25 к наименьшему общему кратному, результат - налицо. Все это происходит в телевизоре, но и проигрыватель должен "понимать процесс", - для того, хотя бы, чтобы сообщать телевизору, что надо включить "размножилку".

Кстати, разница между картинкой с технологией 24p и без оной ярче всего проявилась, когда Сергей Блохнин принес посмотреть на новом телевизоре свои HD-съемки. Хотя его камера имеет режим 24p, Сергей остерегается в нем снимать: уж больно этот режим чувствителен к подергиванию камеры при панорамировании и, вообще говоря, требует штатива, - так что Сергей снимает в обычном режиме, 1080i. Так вот: при внимательном просмотре на экране проявился легкий "строб", которого при просмотре 24p-фильмов в режиме 24p я никогда не замечал.

Кстати, единственный недостаток, который нашли у моего телевизора эксперты из Интернета, - вот это самое легкое подергивание интерлейсной картинки. Но как пошутил однажды в своем фильме Вуди Аллен: "А вы не делайте… вот так!"

У меня осталось еще некоторое количество впечатлений от полного эйчдеца, но бесконечно тянуть сериал неприлично, - так что, думаю, остатки найдут свое место в других "Огородах". Спасибо за внимание.


Full HDец - Полный эйчдец (англ.)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2023
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.