Фамусов: сбыча мечт
АрхивОгород КозловскогоЕвгений Козловский: "Не совру, если скажу, что главным хайтек-событием 2007-го для меня стали E Ink, электронные чернила, точнее - появление вполне удобных и вменяемых по цене устройств на этом принципе".
Не совру, если скажу, что главным хайтек-событием 2007-го для меня стали E Ink, электронные чернила, точнее - появление и сравнительно широкое распространение вполне удобных и вменяемых по цене1 устройств на этом принципе.
Чтение книжек - занятие, для многих все еще интересное, - оставшись электронным, избавилось, наконец, почти от всех электронных недостатков: мерцания, громоздкости боль ших экранов и малости негромоздких, энергожоркости, недостаточного для комфортного чтения разрешения текста и, возможно, главного - светобоязни, то есть сейчас уже можно, ни о чем не думая, читать сколько угодно летом на пляже, чему постоянным доказательством мой не сошедший до сих пор могучий загар, какого я не получал с тех давних пор, когда окончательно отказался от бумажного чтения в пользу цифрового. Мало того что такие читалки появились, - буквально за один год они заметно улучшились: возник дисплей новой генерации, так называемый Vi zi plex, который сильно контрастнее - во всяком случае, с него удобно читать в любых условиях, в каких удобно читать не только дешевенькую, на серой бумаге, книжку, но и вполне приличную; который раза в четыре быстрее, так что сейчас можно даже демонстрировать рафинированные монохромные слайд-шоу; который, наконец, поддерживает не 4 и не 8, а уже 16 оттенков серого, что на картинках, возможно, и не заметно благодаря рендерингу, но на качестве шрифта - отражается. Недавно я проапгрейдился с 500-го Sony Reader’а на 505-й, и мне показалось, что идеал, в принципе, достигнут и ничего сверху желать не стоит. Впрочем, самому интересно, что я скажу, когда подержу в руках какую-нибудь гипотетическую 510-ю. Правда, многие мои знакомые ждут не дождутся цветных E Ink: они читают разные анатомические атласы, разбирают карты и все такое прочее, так что их ожидания я не считаю капризом, - однако мне лично цвет в книжках не нужен: я и на бумаге в свое время книжек с картинками практически не читал.
И едва E-Ink-устройства стали вполне годными для широкого рынка, Amazon выбросил на него собственную читалку по имени Kindle. Я в руках ее не держал и даже не знаю, какого поколения там экран, но наверное - последнего (производит их, сколько мне известно, единственная фирма), однако по фотографиям и описаниям я не вижу принципиальных "читальных" отличий от сониевских "книжек". Коммуникационное же отличие - принципиальное и, я бы сказал, концептуальное: в них встроен GSM/GPRS-модуль, с помощью которого - разумеется, не даром - мож но качать книжки, журналы, новости. Нас с вами этот сервис не касается, да и как он пойдет у американцев, пока никому не понятно, - но если пойдет и даст начало аналогичным в других странах, - возможно, это если не убьет совсем книжки бумажные, - подточит их на корню. Я и сам бы легко платил за книжные новинки по доллару и по полтиннику - за каждый номер "Компьютерры", доставленный по воздуху. Как всего двести лет назад говаривал незабвенный Павел Афанасьевич Фамусов: "А книги сохранят так... для больших оказий".
На этом тему приостанавливаю, намереваясь продолжить ее в еще не написанном "Огороде" про 505-ю.
Следующая тема, как и предыдущая, тоже касается не новинки, но - развития и распространения сервиса, я имею в виду GPS. За этот год я перепробовал с десяток навигационных программ, ездил по GPS по Украине, Ирландии, Венгрии, Греции, Турции, но в основном, конечно, по России и преимущественно - по Москве. Буквально за год покрытие России GPS-картами выросло в разы: и ихний западный TeleAtlas все добавляет и добавляет на нашу неоглядную карту оцифрованные пятнышки, а разные там iGO, Tomtom’ы и MioMap’ы тут же их подхватывают: и почти всё в диаметре сотни, а то и полутора сотен верст вокруг Москвы и Питера, и главные сквозные дороги России в целом. Но сбоку к TeleAtlas’у подкрался Навител с картами отечественного производства, и у них площадь покрытия Европейской части России почти полная, и очень заметные площади на Урале и за ним.
Короче говоря, в этом году GPS-навигация превратилась для меня из терпкой новинки в привычный комфорт, и хотя я езжу по Москве уже без малого сорок лет - без включенного навигатора больше в город не выбираюсь. Не то чтобы без навигатора совсем заблудился бы (хотя и это случается сплошь да рядом), - но перестал держать в голове план города: ровно так же, как, после появления кнопочных телефонов с памятью, мобильников и разных карманных гаджетов, перестал держать в голове десятки и десятки телефонных номеров.
Наверное, сюда же стоит пристегнуть и некоторую утанцовку стандарта de facto на карманные компьютеры, который появился в конце года предыдущего с коммуникатором от HTC P-3300, Artemis (которого я продолжаю называть Артемкой, по поводу чего не перестаю получать вопрошальные письма): сколько и как ни изощряются производители, похоже, что самые удачные модели имеют ровно тот же набор возможностей и те же характеристики скорости, разрешения экрана и долгоиграемости, что и упомянутый Артемка, - с минимальными вариациями. Перебить этот ста н дарт пытается Apple с суперэффектным iPhone (который я уже не раз вертел в руках, но до подробного исследования руки еще не дошли), однако, на мой вкус, безуспешно: отсутствие в iPhone GPS-модуля делает его вещицей недостаточно универсальной. Конечно, команде Джобса удалось создать интерфейс не то чтобы особо удобный или особо красивый, - но тот, который понравится практически всем - на чем команда и выиграет много. А на самом деле универсальность, как вы понимаете, нужна далеко не всем.
Третье яркое впечатление года (третье - по счету и времени, а не по силе) - это ночной киносеанс в подмосковной гостинице "Фореста Тропикана". Фильм крутили идиотический, "Человек-паук 3", - но это как раз и дало возможность все внимание уделить качеству изображения. Буквально до этого сеанса я был твердо убежден, что на сегодня любые цифровые устройства отображения изображения заметно уступают аналоговой электронно-лучевой трубке: и по черноте черного, и по глубине цветов, и, наконец, по углу обзора, - и, ни на что существующее не надеясь, ждал не то лазерных экранов, не то - OLED-дисплеев. На этом же сеансе я познакомился со зверем, который вполне готов ЭЛТ сожрать: черный у него слегка серил только на очень темных кадрах (но тем же грешит и ЭЛТ), на нормально-светлых же - сливался с чернотой экранной рамки, цвета были тоньше и яснее, чем на моем любимом Grundig’е, а смотреть на экран можно было под углом хоть в один градус. Зверя зовут проектором EMP TW2000, сделал его Epson, а внутри стоит Full HD-матрица седьмого поколения: жидкие кристаллы в ней не тухловатые TN+, а наиболее, пожалуй, качественные VA, а специальный запирающий слой сделан не как обычно на органике, а на неорганических кристаллах. Подробностям этим я тоже намерен посвятить отдельный "Огород", - здесь же лишь сообщу, что был поражен увиденным не столько от удовольствия "хорошей картинки", сколько потому, что японцам удалось разрушить мой фундаментальный скепсис по поводу качества LCD-картинок. Конечно, этот проектор стоит бешеных денег, но не на порядок больших, чем стоил пять лет назад мой Grundig, и сравнимых с ценой моего домашнего многоканального усилителя, - то есть это, конечно, не для всех, - но не все же видят и невыносимую моему глазу серость на экранах LCD-телевизоров, и фантомные тени и градиентные разводы на экранах плазм.
Закончить же этот итоговый за год сборник заметок я хочу заметкой разочаровательной. Давным-давно, лет, наверное, десять назад, тогдашний главный редактор "Компьютерры" Георгий Кузнецов пришел на работу в новых часах от Casio, из линейки Twincept, - и покорил этими часами как минимум меня и Мишу Генина: не прошло и недели, как мы оба обзавелись такими же. Я вполне согласен с Георгием (во всяком случае, с тогдашней его точкой зрения), что в любых часах от Casio (шире - в электронных часах) хайтека больше, чем в самых дорогих и модных швейцарских, тем не менее понимаю, что часы, особенно сегодня, - не более чем аксессуар и опознавательный знак, вроде перьев у индейцев. В Twincept’е нас покорило в первую очередь не обилие разных часовых добавок - вроде записной книжки на пятьдесят номеров, всяких секундомеров и "вечных" календарей, - а способ отображения информации: стекло, прикрывающие привычные аналоговые стрелки, было не просто стекло, но прозрачный LCD-дисплей, зажатый между двумя пластинами. Таким образом, если дисплей отключался, часы выглядели самыми что ни на есть аналоговыми (что привычно и потому удобно и, наконец, модно), если же включался в один из нескольких режимов - информация на нем читалась легко, - однако и стрелки не перекрывались. Я не видел такого решения ни у кого, кроме Casio, и ни на одном модельном ряде, кроме Twincept (нет, кажется, недолго выпускался модернизированный вариант Twincept’а, и, возможно, он имел собственное название, не берусь сказать с уверенностью).
Однако за десятилетие часики мои потерлись, обнажив под металлизированной краской корпуса серенький недорогой пластик, нестеклянное стекло исцарапалось, и когда лопнул очередной, кажется, четвертый по счету ремешок, жена сказала, что пора менять часы, потому что сколько уже можно и вообще - это будет не намного дороже нового ремешка.
Поскольку ничего вроде Twincept’а ни у кого и нигде я не нашел, стал искать Twincept и выяснил, что он категорически снят с производства - как в классическом виде, так и в модернизированном, а складские остатки представляли собой самые простые и невзрачные модели. Мы поехали в фирменный магазинчик и, пересмотрев минимум сотню моделей, остановились от безвыходности на Edifice: на них тоже стрелки объединены с ЖК-дисплеем, тоже есть память (правда, не записная книжка, а фиксация не то полусотни, не то сотни засечек секундомера: видать, для бегунов или автогонщиков), на них даже есть термометр и автоматическое включение подсветки, когда подносишь часы к глазам, но увы... Но увы, у них нету впаянного в стекло экрана! И беда даже не в том, что стрелки то и дело перекрывают находящуюся под ними информацию, так что не во всякое время узнаешь ту же температуру или который час в Хабаровске, - беда в том, что исчез потрясающе остроумный (на мой взгляд) конструкторский ход.
И нигде больше не всплыл. Я его, во всяком случае, не обнаружил.
1. Не будем пока брать в расчет двойные, а то и тройные цены на "свежачок", вызванные в основном непонятным отказом Sony от официальных поставок в Россию своих Reader’ов, наиболее взвешенных и совершенных на сегодня устройств на электронных чернилах. [вернуться]