Смотря как смотреть
АрхивОгород КозловскогоДолжен - с некоторым даже оттенком стыда - признаться, что уже давно поглядываю на разные цифровые фоторамки, которые, как правило, вижу либо на больших выставках вроде CeBIT’а, либо - в специализированных "подарочных" магазинчиках вроде LeFuture.
Должен - с некоторым даже оттенком стыда - признаться, что уже давно поглядываю на разные цифровые фоторамки, которые, как правило, вижу либо на больших выставках вроде CeBIT’а, либо - в специализированных "подарочных" магазинчиках вроде LeFuture. Правда, качество картинки на них обычно позорное, разрешение - явно недостаточное, - и я прохожу мимо, в очередной раз огорчившись, что отличная идея насмерть загублена исполнением. Приходят ко мне и письма с предложением протестировать очередную фоторамку, но приложенные параметры не вызывают любопытства, - и предложения остаются безответными.
Но тут вдруг предложение пришло от самой фирмы Toshiba! - которую я уважаю и с ноутбуками которой впрямую (и, как правило, с большим удовольствием) сталкиваюсь уже много лет, с незапамятных, можно сказать времен, - и я, наконец, сказал: да, спасибо, с большим удовольствием.
Рамку (DPF7XSB [Не могу дать ни одной внятной интернет-ссылки: не обнаружил. Только несколько — на разных европейских онлайн-продавцов, но безо всяких подробностей (привожу пример с www.dcsplc.co.uk/product/86661: Toshiba Photo frame 18cm 800x480pixels Built in memory 256MB Card Reader: SD,MMC,MS,XD,CF (MAX 2GB) XD (normal,Htype, Mtype)») и зачастую с ремаркой «нет в наличии» (Sorry, this product is currently unavailable)]) привезли, я распаковал ее, и она мне понравилась: стильная тяжелая пластина намеренно грубовато шлифованного алюминия, черный прямоугольник (с экраном внутри) основания усеченной пирамиды посередине, сзади - вертящаяся (чтоб можно было поставить рамку на стол как в вертикальном, так и в горизонтальном положении) надежная металлическая подпорка и - тоже по каждой из сторон, длинной и короткой, - петельки для повешенья на стену. По широкой стороне пирамидки, сверху и снизу, - плексигласовые полоски световодов: по желанию их можно включить, задав фотографиям приятный синий фон (у меня такими отбивками, только зелеными, светятся стеклянные полки радиоаппаратурной стойки, и я в свое время не пожалел отдать только за них добрые две сотни баксов).
Фотографии в рамке отображаются ясно, ярко, хоть, кажется, несколько торопливо (там в настройках нельзя задать интервал в секундах, только Fast, Middle и Slow, где Fast - это секунда, а Slow - около пяти), и могут даже сопровождаться какой-нибудь приятной, заранее закачанной музыкой. Кнопки управления неудобно запрятаны за рамку, зато к ней идет пикантный пультик, позволяющий управлять рамкой с большим комфортом. Короче говоря, если вообразить эту рамку в качестве подарка на день рождения какой-нибудь очаровательной, но не особо в цифровых технологиях продвинутой барышне или, скажем, солидной матроне, хозяйке уютного дома (хотя вообразить сегодня, когда у всех - мобильники и чаще всего с кучей функций, непродвинутую что барышню, что матрону - достаточно трудно), - подарок покажется очень и очень хорош и хозяйку праздника наверняка порадует. Она повесит рамку на стенку, предварительно попросив кого-нибудь продвинутого набить ее любимыми фотографиями и, хотя сама насмотрится на них за неделю вдоволь, - с удовольствием будет демонстрировать ее всем заглянувшим в гости друзьям, подругам и прочим родственникам.
Хороший подарок, - и, если иметь в виду принадлежность к хайтеку, - даже не особенно и дорогой: по этим самым европейским сайтам получается никак не дороже сотни евро, а местами - процентов на двадцать и подешевле.
Вот такой взгляд!
А уже второй взгляд - это мой, человека искушенного и, что называется, далеко продвинутого - обнаружил бы в рамке массу недостатков. А жаль, потому что, не будь их, - честное слово, выложил бы эту сотню евро с легкостью и с удовольствием украсил бы свой рабочий кабинет собственными (не в смысле объекта, а в смысле авторства) фотографиями. (Сказать по правде, "цифровые рамки" мониторов что моего десктопа, что ноутбука, что, наконец, фотовьюер P-5000 от Epson и даже крохотный Артёмка итак то и дело демонстрируют мне и окружающим разные слайд-шоу, - но это был бы отдельный, специализированный аппарат, к которым я в последнее время склоняюсь все больше - от универсальных комбайнов.)
Итак: во-первых, невзирая на сравнительно большой, семидюймовый, экран, устройство по функциональности представляет собой типичный, стандартный сегодняшний mp3-видеоплеер (или, если угодно, MPEG4-плеер): проигрывание музыки в нескольких сжатых форматах, проигрывание MPEG4-видео, показ фотографий, слайд-шоу с музыкальным сопровождением и десятком эффектов смены кадров, календарь с часами… Имеются слоты для карточек памяти нескольких форматов (обобщим/огрубим: для CompactFlash и SD - плюс четверть гига встроенной памяти), большое и маленькое USB-гнездо, гнездо под наушники. Аккумулятор внутри отсутствует, так что питается рамка только от сети, используя прилагаемый адаптер.
Я не особенно понимаю, зачем наделять столь отдельный и самодостаточный предмет, как фоторамка, таким обилием добавочных способностей: все равно использовать их на рамке, как правило, куда менее удобно, чем на устройствах специальных в другом смысле (например, кино - на телевизоре), или все прочее, - на карманном плеере, снабженном автономным питанием. Ну ладно, наверное, все эти возможности уже стандартно включены в какие-нибудь китайские микросхемы, - почему бы и не добавить их в виде бонуса и к рамке, вдруг кому да пригодится или понравится. Но коль уж назвали вещь фоторамкой - фоторамочные-то функции должны исполняться идеально, - а как раз тут - прокол за проколом.
Начнем с экрана. Он сделан явно на матрице TN+ film, которые мало что, как известно, довольно нетерпимы к увеличению угла зрения (если сбоку или сверху на картинку еще смотреть можно, точка зрения, даже чуть сдвинутая вниз, приводит к непристойным искажениям!), - еще и не позволяют - без добавочных ухищрений - передавать восьмибитный цвет (оно и по паспорту - 262K). В результате чего на доброй половине моих фотографий четкие границы-разводы градиентных цветовых переходов просто бьют по глазам, создавая ощущение производственного брака. Кроме того, качество черного столь серо, что делается даже как-то не по себе.
Далее: разрешение экрана - 800х400 (вполне, на мой взгляд, для семи дюймов диагонали достаточное), тогда как область изображения (размер картинки) - 720х480. Это значит, что картинка по горизонтали растягивается под реальную пиксельную решетку, а по вертикали - сжимается, что на любых дискретных дисплеях приводит к хорошо видимым артефактам, - даже на фотоизображениях.
Но все это было бы еще полбеды, если б не своевольное обращение рамки с фотографиями: если те более или менее приближаются к заданной фоторамкой пропорции (она обозначена в паспорте как 16:9, но калькулятор мне подсказывает немного другие цифры), она их растягивает, как в свое время делал со своими пленниками незабвенный древнегреческий тиран Прокруст, чтобы уместить в стандарт собственного ложа, - и только очень уж сильный отход от пропорции вызывает по краям фотографии серенькие полосочки. Правда, если снимок вертикален, - его рамка растягивать не пытается.
Наверное, по замыслу инженеров, такой интеллектуальный подход к материалу - это большое достижение в области хайтека, - однако я, и как фотограф, и просто как зритель, - предпочитаю видеть картинку в тех пропорциях, в которых она была представлена автором! Я частенько наблюдаю в разных общественных (а порой и домашних) местах плазменные панели, навсегда настроенные на полное заполнение - независимо от формата картинки, на них подаваемой, - но там хоть есть понятное объяснение: предотвратить "следы выгорания", а уж тут-то - зачем? Или, благодаря этим самым "плазмам", в народе образовалась уже мода на прокрустово вытягивание? Причем нигде в меню ни включить, ни отключить эту растяжку невозможно!
Поедем дальше. Если в папке больше одной фотографии, они непременно, сами собой, начинают меняться. С одной из обозначенных выше скоростей. Но ведь рамка, сколько я понимаю, предназначена не для выставок или презентаций, а для дома. Почему я не могу назначить скорость смены - например, раз в день или даже в неделю. Согласитесь, никому ведь в голову не придет менять бумажные фотографии в пластиковых или деревянных рамках каждые пять секунд! Увы, несмотря на наличие у рамки встроенного календаря и будильника, такая возможность не предусмотрена. Конечно, ее можно реализовать вручную: записывать каждую фотографию в отдельную папку и, скажем, по утрам или по понедельникам их менять. Но я бы предпочел отказаться на фоторамке (подчеркнем - фото!) от проигрывания MPEG4-фильмов взамен возможности менять фотографии в ней с вменяемой периодичностью.
Далее - абзац про режим слайд-шоу. Не могу сказать, что он показался мне излишним: почему бы не продемонстрировать гостям альбом-другой своих или чужих фотографий. Или, вернувшись с прогулки, не загнать карточку из фотоаппарата в рамку и просмотреть подряд все отснятое. Рамка позволяет даже сопровождать такое слайд-шоу музыкой. Но! В отличие от того же, упомянутого выше, фотовьюера от Epson, где на слайд-шоу можно назначить любой звуковой альбом, записанный в отдельную папку, тут, чтобы фотографии сопровождались музыкой, нужно mp-3 файлы непременно записать в ту же папку, куда записаны сами фотографии. То есть живенько просмотреть только что отснятое под музыку не получится никак! Надо специально формировать папку для слайд-шоу. Тоже, знаете, как-то не особенно… высокотехнологично.
Положа руку на сердце, я просто не могу понять, какие сложности стоят перед производителями рамки в разрешении этих проблем. Даже замена матрицы на более приличную не дала бы драматического прироста в ее цене… Так или иначе, но для меня мечта иметь на стене фоторамку со своими фотографиями снова отодвинулась на неопределенное время.