Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Анти-Грабля

АрхивОгород Козловского
автор : Козловский Евгений   15.10.2007

"Анти-Дюринг" - название, под которым вошла в историю книга Энгельса "Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом".

"Анти-Дюринг" - название, под которым вошла в историю книга Энгельса "Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом".

Для давних и памятливых читателей заголовок загадки не составит. Прочим же напоминаю, что полтора года назад в "Огороде" под названием "Грабля" ("КТ" #645) я рассказал о комплекте из крохотных видеокамеры и видеорекордера, которые позволяли вести циклическую (то есть с вытеснением новыми самых старых файлов) видеозапись-протокол собственных передвижений на автомобиле. В наших сильно уплотнившихся пространстве/времени такая постоянная регистрация, особенно если она "есть не просит", а идет себе в фоновом режиме, из избыточной примочки для любителей гаджетов превращается едва ли ни в предмет первой необходимости: после увеличения штрафов любой спор с ГАЙцем может запросто обойтись в сотню и больше долларов, а любая разборка даже при мелкой аварии, вероятность которой растет не по дням, а по часам, и точная регистрация ситуации (и разговора с ГАЙцем) может вас попросту спасти от разорения, а то и от тюрьмы. В том давнем "Огороде" я, помню, приводил живой рассказ одного из пользователей о реальной помощи видеорегистрации на дороге.

Что касается камер, с ними сегодня проблем нет: самых разных внешностей, самых разных размеров и в разных ценовых диапазонах легко находятся и в Сети, и в "шпионских" магазинчиках. Другое дело - портативный и полностью автономный видеорекордер. Ведь глупо же возить с собой, скажем, постоянно включенный ноутбук для фоновой видеорегистрации. Александр Мозговой из Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, глубоко увлекшийся проблемой, на тот момент отыскал на рынке только одно устройство, более или менее подходившее задаче: английскую коробочку под названием K200. Она выглядела на удивление надежно, профессионально, умела писать циклически и управлялась единственным тумблерком, за что Александр и назвал ее простой, как грабля, а я и вынес эту самую граблю в заголовок. Однако у нее было два недостатка. Первый, не самый страшный: чтобы просмотреть записанное на нее видео, следовало сперва слить его на компьютер, а потом еще и конвертировать в стандартный формат. То есть без подручных дополнительных средств предъявить ГАЙцу доказательство того, что ты ехал на зеленый, а не на красный, было невозможно. Второй, неприемлемый: не веся и четверти фунта, коробочка стоила около тысячи фунтов стерлингов. Правда, у Александра с собой было несколько китайских видеоплееров, которые тоже можно было как-то приспособить для автомобильной фоновой регистрации, но ни один из них не обладал полной и удобной функциональностью. Однако Александр решил не сдаваться, ездил на Тайвань, долго переписывался, и вот недавно пришел ко мне с очередным комплектом, произведенным на Тайване, но, грубо говоря, по его заказу. Сказать по правде, добиться полного соответствия тому, что требовалось Александру, не удалось: у них там, на Тайване, свой технологический процесс, и заморачиваться ради некрупного заказчика им тоже не особо хочется, однако устройство получилось вполне годным для использования, да еще и легко перешиваемым прямо с SD-карточки (Александр перешил мой экземпляр на моих глазах: сейчас стало возможным при необходимости отключать экран, чтоб не мозолил глаза).

Начну с камерки, ибо про нее особо и нечего говорить: эдакая широкоугольная крохотулька с четверть спичечного коробка с отводным проводком, который заканчивается проприетарным штекером, передающим видео (для звука тоже оставлен провод, но микрофон из камеры удален, потому что встроен в рекордер). Единственный упрек: крепление ее к ветровому стеклу автомобиля или (что, возможно, еще лучше) к торпеде сделано как-то уж очень кустарно; прилепить-то можно, но непрочно и неудобно, вероятно, над этим надо будет поработать дополнительно, если устройство, что называется, пойдет. Но! Кроме этой камерки (которая идет к регистратору в комплекте), Саша нарыл еще как минимум две добавочные: одну спортивную, цепляющуюся (на сей раз очень удобно) к мотошлему, вилке велосипеда или просто на рукав; другую - встраивающуюся в задний бампер автомобиля и включающуюся по врубании задней передачи, чтобы служить глазами заднего хода. О спортивных применениях рассуждать не станем, они понятны каждому, кто занимается спортом или охотой (мой юный сын, например, бегающий на "стрелялки", просто запрыгал от восторга: "Вот бы ее подвязать под ствол!!!"), камера же заднего хода, на мой вкус, в этом комплекте недостаточна: во-первых, двухсполовинойдюймовый главный экран слишком мал, чтобы уверенно видеть то, что сзади (я вообще предпочитаю парковочный радар с метрами в цифрах и внятным предупреждающим звуком, как минимум как добавку к парковочному же дисплею), во-вторых же, хотя Сашино устройство позволяет получать видео через два разных гнезда, система автоматического переключения с одного канала на другой (в момент, в данном случае, включения задней передачи) покуда не предусмотрена, а перетыкать проводки всякий раз, когда хочется сдать назад, это не для нормального человека.

Теперь само устройство (Axisoft MP-415). Это один из тех крохотных аудио/видеоплееров, которые раньше назывались mp3-плеерами, сейчас же все чаще MPEG4-плеерами, коих сегодня на рынке великое множество. Он проигрывает музыку и видео распространенных сжатых форматов, умеет показывать фотографии, по требованию или в режиме слайд-шоу, а главное, записывает не только звук, но и видео, причем, как я уже упомянул, с двух (хоть и не одновременно) каналов: проприетарного, под упомянутую же камеру или другую, с таким же интерфейсом, и с любого PAL/NTSC-видеоисточника через гнездо A/V (в комплекте идет шнур-переходник, оканчивающийся стандартными тремя тюльпанами; если же вы хотите иметь "тюльпанный" видеовход, приходится пользоваться переходником). Этот второй вход одновременно может работать и выходом, куда-нибудь на телевизор. Причем, если используется первое, специальное, гнездо, устройство автоматически переходит в режим приема видеосигнала и, по требованию, даже видеозаписи. Экран, как я уже написал, небольшой, 2,5 дюйма, разрешение 960x240, глубина цвета 262 тысячи цветов. Видео пишется полноцветное, с VGA-разрешением (на самом деле в разрешении 640х240, а при просмотре кадр растягивается по вертикали, что на качество картинки в "автомобильном" применении не влияет). Сжатие происходит по алгоритму MPEG-4 (Simple Profile), формат записи майкрософтовский ASF (Advanced Streaming Format), что приводит к неким забавностям: получить звук, сопровождающий видеозапись, мне легко удалось как на самом устройстве, так и на компьютере через майкрософтовский Media Player, однако и на неровском ShowTime, и на эпсоновском вьюере Р-5000, который, как выяснилось, отлично понимает формат, кино получается только немое. Чего, кстати сказать, в большинстве случаев хватает с головой. Забавна пара отложных ушек: стереодинамики.

В комплекте идет арматура для крепления в автомобиле, автомобильный зарядник, сетевой зарядник и SD-карточка небольшого объема. Про камерку с креплением я уже написал.

Главная фича игрушки, за добавление которой Александр, собственно, и сражался с тайваньскими друзьями, - это возможность циклической записи на карточку (в основную память циклически ничего не запишешь: только по таймеру или по требованию). Пишется все роликами по двадцать секунд с пятисекундным перекрытием, решение, непригодное для съемки фильмов, но совсем не лишнее для скрупулезной, без малейшего пропуска, поимки всех деталей дорожного происшествия. Возможно, я ограничил бы захлест одной, максимум двумя секундами, но это уж дело вкуса. Запись можно делать с пятью разными уровнями качества - от Best до Economic, четырехгиговая карточка в режиме Best заполняется за четыре часа, но качество Best нужно только перфекционистам, нормальные люди легко обойдутся качеством Normal или Basic с их шестью или семью часами, тем более что, положа руку на сердце, вам вряд ли когда по-настоящему понадобится более пяти минут записи, главное, вовремя ее выключить, чтобы эти основные пять минут случайно не затерлись.

В общем, если разбираться по большому счету, MP-415 со своими функциями постоянного авторегистратора справляется отлично, а все прочие его функции (ну, разве что кроме Voice Record: для подробных бесед с ГАЙцами) нормальным человеком востребоваться в автомобиле не станут: для этого у него должны быть отдельные гаджеты. Так что лучшее место приборчику - в бардачке, с выключенным дисплеем, откуда его достать и включить придется только в критический момент [Все еще увлеченному trip computer от Serg Electronics ("Огород" "Trip по-русски, или Числодробилка для самодвига"), я тут же проникся идеей встраивания в маршрутные компьютеры модуля циклической записи заодно со съемной карточкой, чтобы водитель был информирован о том, что все в порядке и запись идет только одним каким-нибудь светодиодиком, а включал/отключал ее соседней кнопочкой. Правда, непонятно, как в этом случае оперативно показать картину происшествия ГАЙцу или соаварийщику. Можно, конечно, вывести на панель и гнездо видеовыхода или возить с собой какой-нибудь вьюер, который позволяет просматривать записанное на карточке видео, но в результате это, возможно, окажется еще сложнее, чем реализовано сейчас]: остановить запись и продемонстрировать этот критический момент зафиксированным, причем в роликах сохраняется и время съемки! С другой стороны, эти "добавки", наверное, мало чего стоят дополнительного, ибо изначально включены в печатную плату, так что вряд ли цену гаджета, которая на сегодня начинается от 7900 рублей (в зависимости от комплектации, www.moviepod.ru [На других сайтах гаджет продают и по 9500, и по 10000]), их отключение заметно бы снизило.

Конечно, цифра 7900 великовата, но если сравнить ее с ценой автомобильной страховки и стандартными ГАЙцевыми взятками, может показаться и вполне разумной.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.