Дьявол - в деталях...
АрхивОгород КозловскогоВпервые Евгений Козловский услышал о новой версии навигационной программы PocketGPS Pro где-то с полгода назад, на Московском автосалоне.
Впервые я услышал о новой версии навигационной программы, популярной в определенных российских кругах (а в других, напротив, обругиваемой), - PocketGPS Pro, - где-то с полгода назад, на Московском автосалоне, в рамках которого, собственно, и была устроена ее презентация.
Незадолго до этого, в апреле 2006-го, "МакЦентр" преобразовал свое подразделение, занимающееся софтом для GPS, - навигационную группу отдела мобильных разработок, - в фирму "Навигационные системы", а модернизированная программа получила название "Автоспутник", прозрачно отраженное в веб-адресе новой компании. С ее сайта я и беру цитату о том, чего мы все должны были ждать от "Автоспутника": "Основная задача новой компании... разработка оригинальной российской автомобильной навигационной системы АВТОСПУТНИК, не уступающей лучшим мировым образцам". Как раз в тот момент я живо и остро заинтересовался GPS-навигацией и прямо на презентации попросил на тестирование какое-нибудь из навигационных устройств, оснащенных "Автоспутником". Юная пиар-девушка пообещала устроить это за пятнадцать минут, однако через пятнадцать минут выяснилось, что программа еще... недоработана... что вот, в понедельник... позвоните по телефону... - и представитель новой компании вручил мне визитку. В понедельник я звонить не стал, слишком хорошо зная, что по-русски означает "на днях", - позвонил через понедельник, - но узнал, что программа все еще слишком сырая, и получил обещание, что как только она доведется до ума - мне тут же и позвонят. Не позвонили. Спустя месяца три "МакЦентр" презентовал новые КПК (кажется, это был x500 от E-ten, Glofiish, "Золотая рыбка"), и я имел бестактность подойти к шефу "МакЦентра" Диме Хавжу и напомнить ему о давнем обещании "Автоспутника". Дима сказал: да, конечно, они о моем желании помнят, - но вот жаль, - программа до сих пор не готова. Но как только - так сразу!
Коротко говоря, "как только" случилось еще месяца через три, то есть в сумме - через добрые полгода после презентации. Мне позвонили, и обворожительная девушка по имени Марина была столь любезна, что привезла "Автоспутник" прямо ко мне домой, легко и счастливо найдя местоположение моего дома по "Автоспутнику" же. Загружен он был на довольно грубый и неказистый (каковыми мне кажутся после привычки к "Артёмке", HTC-P3300, практически все сегодняшние КПК) карманный компьютерчик со встроенным GPS-модулем от MIO - MIO P550 (на передней панели которого было даже написано "Pocket Navigator"); система подгрузки текущих пробок (одна из главных фич "Автоспутника"), предоставляемых "Смилинком", была подключена на тестовые десять дней. Мы с Мариной включили Pocket Navigator, и, хотя я уже полгода разбираюсь с разными навигационными программами (перебрав их добрый десяток) и езжу по Москве и загранице исключительно с Томтомом, - ее пояснения, как сделать в "Автоспутнике" одно, другое, третье... десятое, - оказались совсем не лишними: привычные по большинству навигаторов действия выполнялись порой методом, подобным почесыванию ногой за ухом. Впрочем, пятнадцати минут оказалось достаточно для овладения главными премудростями программы, а потом у меня нашлось еще полчасика, чтобы прочесть и всю подключенную к навигатору справку.
Начну с того, что полгода, взятые авторами на доведения программы "до ума", оказались все-таки слишком малым сроком. У первого компьютерчика, на котором она стояла, MIO P550, - на второй день вдруг напрочь "пропал голос": сколько я ни включал звук, сколько ни двигал ползунок до максимальной громкости, - после этих операций иконка динамика снова сама собой перечеркивалась, и Pocket Navigator молчал, как комсомолец на допросе у фашистов. Я не проводил подробных исследований, не делал даже холодной перезагрузки (после чего пришлось бы заново устанавливать "Автоспутник" и что-то там еще по мелочам), - однако интуиция многолетнего тестера подсказывает мне, что не Windows Mobile и не недостатки прошивки MIO P550, а именно "Автоспутник" заткнул "Покет Навигатору" глотку. MIO P550 поехал назад в "МакЦентр" (а может - и в "Навигационные системы") для выяснения анамнеза, а Марина взамен привезла мне "Золотую рыбку" - коммуникатор, сравнимый почти во всех отношениях с "Артёмкой", и даже с процессором, вдвое более резвым: 400 МГц, - вдобавок оснащенный телефонным модулем, так что теперь для подгрузки пробок не надо было таскать с собой мобильник. (Кстати заметить, MIO P550 был связан с мобильником посредством Bluetooth, и всякий раз при выключении на нем автоматом выключался и Bluetooth, так что, выйдя в магазин и вернувшись назад за руль, я то и дело получал табличку "Невозможно подгрузить пробки".)
Но и на "Рыбке" "Автоспутник" вел себя не идеально: разок завесил "Рыбку" до полного ресета, пару раз выдал табличку типа "Программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта", - но в общем, эти неприятности случались только время от времени, так что, ограничься дело этим, можно было бы и промолчать...
Первое, на что я обратил внимание, начав ездить с "Автоспутником", - что он даже на 400 МГц еле шевелится: поворот карты, сопровождающий поворот автомобиля, отстает на секунды (Томтом на 200-мегагерцовом процессоре проделывает все это в "реальном времени", а если когда и отстает - то на доли секунды), а любое изменение масштаба карты занимает времени достаточно, чтобы возник вопрос: а не зависла ли система. Ровно про то же я читал в форумах, посвященных PocketGPS, так что вынужден констатировать: "Автоспутник" остался столь же тяжелым, и у меня даже идеи не возникло установить его на "Артёмку".
Мне объяснили: мол, это потому, что "Автоспутник" - одна из немногих (если не единственная) программ, которая отражает на карте Москвы все дома с их контурами. Ну, во-первых, не единственная. Помню, то же самое я видел и на тяжелой и бестолковой "Киберсо", и на бесплатной и легчайшей ГИС РУССА (там, правда, вместо подробного маршрута предлагается только вектор движения). Главное, чего я не понял: зачем мне знать номера и очертания домов, мимо которых я проношусь, двигаясь по проспекту без поворотов километров, скажем, десять? Если же такие подробности мне вдруг понадобятся возле места назначения, - может, только тогда и подгрузить этот "подробный" модуль? И еще: коль уж на карте нарисованы все (почти все) дома - почему не прорисованы подъездные дорожки к ним? И если вдруг дом оказывается от известной "Автоспутнику" дороги дальше, чем на 300 метров, - "Автоспутник" пасует и пишет, что не может проложить маршрут, потому что не понимает, где находится. Та же проблема есть и у любимого Томтома, - но там хоть дома не нарисованы...
Несмотря на то что разработка отечественная и совсем свежая, - "Автоспутник" знает Москву, пожалуй, не намного лучше (я даже так и не обнаружил - где именно лучше), чем Томтом с прошлогодними картами. Например, "Автоспутник" не имеет понятия об огромном "Рамсторе" возле метро "Университет" - с разветвленными стоянками и множественными выездами. А что знает - знает порой с ошибками. Например, когда мы с женой поехали в Дом кино (который так и не смогли обнаружить среди множества категорий POI, а поиска по названию, в отличие от Томтома, в "Автоспутнике" не предусмотрено!), "Автоспутник" в конце дороги не только торжественно объявил, что мы "прибыли в место назначения" (чего, на мой вкус, вполне могло бы и хватить), но и добавил зачем-то: "Место назначения находится по правой стороне". Оно бы и ладно, даже спасибо можно было б сказать за добавочную любезность, - но вся штука заключалась в том, что Дом кино находился на стороне... левой!!
Параллельные боковые дорожки на проспектах (например - на проспекте Вернадского) "Автоспутник" вроде бы знает, - но, как старательно ни едешь по одной из них, несгибаемо демонстрирует движение по магистрали главной. Я понимаю, что уловить эти два-три метра разницы - дело непростое и, возможно, кроме спутниковых данных, требует еще и шевеления программными мозгами, - однако Томтом на этот счет не ошибался никогда.
Теперь - об удобстве пользования программой (юзабилити, эргономике...). Пересесть на "Автоспутник" с Томтома (iGO, если угодно, или любой другой мирового класса программы) - все равно что из современного автомобиля с ABS и автоматической коробкой передач - на ГАЗ-66. Во-первых, почти ничего нельзя сделать (даже, например, переключиться с дневного режима на ночной, когда в дороге стемнеет) прямо пальцем, ткнув в экран, - что, по-моему, для автомобильных навигаторов просто необходимо. Приходится доставать неизвестно откуда стилус и, наверное, останавливаться, потому что в движении на нужные точечки экрана просто не попадешь, - после чего стилус непременно выронить куда-нибудь под ноги. Во-вторых, необходимая (полезная) информация о процессе движения заключена в малюсеньком прямоугольнике экрана и одновременно может быть вызвана только одна: статус спутников (крайне не наглядный), текущее время, расстояние до объекта, скорость и так далее, а сменена только снайперским попаданием стилуса. На Томтоме, например, на экране постоянно можно видеть шесть главных параметров, а дополнительные получить, ткнув пальцем, даже особо не прицеливаясь. Я понимаю: коль загружены планы домов с номерами, приходится умещать на экран побольше, чем умещается на Томтоме с его внятной и хорошо видной схемой дороги (жена сказала, что с "Автоспутником" ездить бы не смогла: мелко, суетливо, очень отвлекает), - но вот еще один повод убрать все дома в специально вызываемый (или автоматически подгружаемый) загашник.
Далее: на Томтоме я могу двумя тычками пальца вызвать альтернативный маршрут, а если и он не подойдет - еще один, еще, еще... Здесь же можно только залезть в меню и выбрать один из трех вариантов прокладки маршрута или запретить какие-то участки дороги. Далее: кажется, и "Автоспутник" декларирует автоматическое увеличение масштаба карты на сложных развязках, - однако в реальности я пару раз поворачивал не туда, куда "Автоспутник" предполагал, - значит, либо недостаточно увеличивает, либо делает это недостаточно внятно. Крайне неудобно устроен и поиск POI (точек интереса). Вы можете либо задать поиск интересующей вас точки в радиусе от ста метров до десяти километров (а я, собираясь в Крокус-экспо, например, находящийся от моего дома явно дальше, уже ничего не мог поделать), либо найти ее вручную в списке из нескольких десятков строк. То есть, оказывается, существует и сквозной поиск по всей POI-базе, но он почему-то вынесен под кнопку "Адреса", куда я привычно (и логично) ввожу именно адреса, а совсем не POI. (Это мне подсказали авторы, сам хрен бы когда додумался!)
Короче, ворчать по поводу неудобств (нет, сформулируем по-другому: отсутствия привычных удобств) - можно еще две-три полосы, а места жалко. Так что резюмирую: даже если программа и имеет какие-то свои, нигде более не встречающиеся, достоинства (хотя мне обнаружить их не удалось, кроме домов-деталей да возможности заменить треугольничек местоположения на машинку одного из нескольких цветов; думаю, все, как и я, выбирают красненькую), - задача "не уступить лучшим мировым образцам" решена не была. Даже, полагаю, наполовину.
Покончив с "Автоспутником" как таковым, поговорим о подгрузке информации о пробках. Сама процедура подгрузки работает почти прилично: вы настраиваете GPRS-соединение, внутреннее в случае с коммуникатором или внешнее, через Bluetooth и телефон, - для КПК, вбиваете так называемый номер абонента и PIN-код[Правда, и тут не обошлось без чистейшего совка: когда мне поменяли устройство, надо было переактивировать мой тестовый смилинковский аккаунт, что, оказывается, невозможно сделать иначе, как позвонив по их телефону и попросив сбросить пароль. Звонок (с двух попыток) занял добрые полчаса, и когда пароль - по их словам - был сброшен, - до самого утра услуга не активировалась... И это - при всего семидолларовой месячной подписке. А если б она стоила семьдесят? Или семьсот??] и устанавливаете, с какой частотой обновлять информацию о пробках и вообще обновлять ли ее автоматически или вручную. И информация начинает приходить с заданной вами периодичностью (впрочем, поскольку "Смилинк", с которым сотрудничает сейчас "Автоспутник", обновляет информацию раз в двадцать минут, устанавливать более частое обновление особого смысла не имеет). Пришедшая "пробочная" информация тут же отражается на карте: красным цветом - для пробок глухих, желтым - для хоть как-то движущихся, причем маленькие стрелочки указывают, на какой стороне дороги. Маршруты - если вы установите эту опцию - прокладываются в обход "красных" пробок[Сам не испытал, но в форумах прочел о том, как Смилинк выдергивает из пробки незначительной и отправляет в объезд на совершенно глухую!] . Главным недостатком взаимодействия программы со службой пробок я бы назвал отсутствие какого бы то ни было ясного сигнала о том, что очередная порция пробок подгружена, лучше всего, конечно, - звукового. Мне говорили, что как-то особенно должны мигнуть часики, но, во-первых, при скудости места под дополнительную информацию вряд ли кому в голову придет держать на экране именно часики, во-вторых, когда ведешь машину, вглядываться в их мигание - занятие, прямо скажем, опасное. На этом о взаимодействии покончим и перейдем собственно к сервису "Смилинка".
Покатавшись с этой услугой по городу в разное время дня и в разных местах и накрутив около сотни километров, я трижды не обнаружил обозначения пробок, в которых стоял (не смертельных, но двадцати-двадцатипятиминутных - вполне!), зато раз десять обнаружил "желтые" пробки на тех местах, по которым вполне свободно, со скоростью не менее шестидесяти километров в час, мчался вольный автомобильный поток. То есть если на клетке со слоном увидишь надпись "буйвол" - не верь глазам своим! Что же касается пробок "красных", - я, пожалуй, будучи давним московским автомобильным жителем, нарисовал бы их и безо всякого "Смилинка": на участке МКАД возле Ленинградки, где идет ремонт, на трех участках третьего кольца и - в шесть вечера - на половине Садового. То есть единственное реальное применение этой услуге я обнаружил следующее: вы собираетесь выезжать из дома и хотите поглядеть, не стоит ли намертво какой-нибудь отрезок вашего маршрута (как правило - необъезжаемый, иначе и пробки такой мощной не было бы). И если стоит - отказаться от поездки. Но, по опыту, обо всех больших и мертвых московских пробках всегда сообщают по радио, даже не специализированному, вроде "Авторадио", да и в Сети такую информацию найти нетрудно, и даже не в одном месте.
Конечно, я понимаю, что в отличие от большинства цивилизованных мегаполисов мира, где пробки обычно - результат какой-нибудь экстраваганции: ремонта дороги, крупной аварии, - в Москве так много пробок "системных", что, дабы в real time отслеживать их все, нужна инфраструктура столь могучая и столь дорогая, что ее и на пять процентов не оплатят никакие водительские подписки.
Есть, конечно, и другое решение: использовать добровольную информацию о пробках от проезжающих водителей, и это вроде даже пытаются сделать, - но у меня почему-то есть серьезное подозрение, что, хотя идея симпатичная, вроде Linux’а, - в Москве она хрен пройдет. То есть пройти, может, и пройдет, но точности и оперативности "пробочной" информации заметно прибавит вряд ли.
Хотя очень и очень был бы рад ошибиться.