Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Rapsody in Blue

АрхивОгород Козловского
автор : Козловский Евгений   08.02.2007

Итак, я познакомился с одним из новых стандартов записи Высокого Видео. Прежде я встречал такое видео либо на демонстрационных сэмплах, либо - предварительно снятое собственноручно видеокамерой HDR-HC1E ("Огород" "High Definition"), либо, наконец, утянутое с заморского кабеля или спутника и записанное местными пиратами в виде обычных MPEG-файлов на DVD-болванки.

Сыграй мне синюю рапсодию,
Наполни звуками любовь мою,
Любовь и разум страсть туманит,
Я весь горю, я так люблю.

О. Строк, «Синяя рапсодия»

Итак, я познакомился с одним из новых стандартов записи Высокого Видео. Прежде я встречал такое видео либо на демонстрационных сэмплах, либо - предварительно снятое собственноручно видеокамерой HDR-HC1E ("Огород" "High Definition"), либо, наконец, утянутое с заморского кабеля или спутника и записанное местными пиратами в виде обычных MPEG-файлов на DVD-болванки.

Да, был еще один случай: года три назад я приобрел в "Пурпурном Легионе" американский диск "Терминатор 2", вернее - два диска в одной коробочке, и на первом был обычный DVD-вариант, на втором - вариант HDV. Но чтобы этот честно купленный HDV проиграть, надо было сначала получить разрешение через Интернет, а разрешение не давали, ибо диск был первой зоны, и едва проверяльщики обнаруживали, что запрашивается разрешение из зоны пятой, - тут же отказывали наотрез. Вокруг этого диска возникали ветки на разных форумах; кто-то рассказывал, как ему однажды (потому что при попытке повторить - не сработало), с помощью разного рода прокси и анонимайзеров, удалось обмануть стража копирайта (или чего там еще? с этими зонами и не поймешь даже, что они, собственно, и по какому праву защищают…) и посмотреть фильм. Спустя пару лет после появления на рынке этого HDV-Терминатора кто-то все же озаботился и сломал DRM-защиту, увы - только этого конкретного фильма, и после обработки ломалкой фильм стал проигрываться без спроса заокеанских дяденек, - но к тому моменту радости это доставило не особенно много.

А тут, благодаря стараниям Sony (и любезности ее московского представительства: www.sony.ru), я познакомился сразу с тремя новинками: фильмами на Blu-ray (в руки попали два: "Пятый элемент" и "Underworld Evolution" ["Другой мир 2: эволюция"]), версией знаменитого софтового проигрывателя Win DVD: BD for Vaio, и, наконец, с первым (так заявляет Sony; не проверял, но не вижу оснований сомневаться) Full HD-ноутбуком из серии Vaio AR (описание можно найти на сайте Sony).

Чтобы в дальнейшем не отвлекаться от увлекательнейшего исследования нового фильмового стандарта, по возможности лапидарно опишу впечатления от самого ноутбука. Огромен. Весит под четыре килограмма. Стоит под четыре же килобакса (я, честно говоря, ожидал, что дороже). Экран - чуть больше семнадцати дюймов по диагонали: размер, не так давно считавшийся идеальным даже для десктопных мониторов, с настоящим (тоже, кажется, на таком размере - впервые) HDTV-разрешением: 1920х1200 и с технологией улучшения черного (которая, как мы однажды уже выясняли, - не более чем обрезка лишнего света), у Sony называющейся X-Black. Крышка черная, блестящая - на первый взгляд напоминающая крышку недавно описанного мною "четырехкилоеврового" ноутбука Lifebook Q2010 ("Огород" "Блог"), но на самом деле не покрытая рояльным лаком, а просто пластиковая (что, единственное, и не понравилось Голубицкому, в остальном - восхищенному). Внутри напихано всего почти (потому что нет, например, EDGE-модема или сканера отпечатков пальцев) по максимуму: и блютус с вайфаем, и двухгигагерцовый двухъядерный процессор Intel Core 2 Duo, и два гига оперативки, и видеокарта nVidia GeForce Go 7600GT с 256MB Video RAM, и "мелкофон" (встроенная веб-камера), и два телевизионных тюнера: аналоговый (легко настраивающийся на российские каналы) и цифровой, и, наконец, пишущий привод Blu-ray, понимающий и обычные DVD и CD (при выдвижении лотка видны две лазерные линзочки: голубенькая и темно-желтая). Система, конечно, - XP Media Center Edition, так что в комплекте еще и дистанционный пульт…

В общем, если отвлечься от Full HD, - ноутбук и ноутбук. Повышенной, что называется, крутизны. Однако самой прикольной показалась мне в нем так называемая "винчестерная составляющая". Известно, что максимальная емкость ноутбучных винчестеров, имеющихся сегодня на рынке, - 160 гигабайт. Но Sony непременно должна бежать впереди прогресса, - и вот, в Vaio AR объявляется винчестер под 180 гигов! Как? Неужели Sony занялась еще и разработкой и изготовлением винчестеров? Ничуть не бывало. Внутрь запихано два девяностогиговых, и они объединены в RAID 0. После чего - логически разбиты пополам (почти пополам, потому что оставлен еще и особый небольшой раздел для recovery-информации). Конечно, когда винчестеры объединяют в stripe, их скорость несколько возрастает, но мне трудно представить человека, готового выигрывать в скорости за счет проигрыша в надежности: дефект любого сектора любого из двух этих дисков с девяностопятипроцентной вероятностью приведет к потере всех данных с ноутбука, - а не мне вам объяснять, что такие дефекты в природе встречаются то и дело. Причем (я не пробовал, но предполагаю) - разъединение массива на два отдельных диска и установка системы может оказаться задачей отнюдь не тривиальной: мой приятель, очень хорошо разбирающийся в компьютерах, пробился не один день со сменой в Vaio винчестера на больший - в основном из-за этого зловредного recovery-раздела.

Ладно, теперь, собственно, про Blu-ray-кино. И начну с отступления. На днях мне позвонил Голубицкий и радостно отрапортовал, что формат HD DVD успешно сломан! То есть толком еще на рынке не появился, а уже - сломан. Я, конечно, разделил его радость, но высказал сомнение, так же ли легко сломают и Blu-ray, Sony вроде изощряется в защите, и вот гляди: SACD не сломан до сих пор. "А потому, - возразил Голубицкий, - что никому и на фиг не нужен. А кино, как учил нас великий Ленин, - важнейшее из искусств, так что никуда не денется и Blu-ray. Следите, как говорится, за руками…"[Как мне стало известно из статьи Бёрда Киви "Вскрытие показало", речь шла о вскрытии криптозащиты AACS, применяемой для защиты HD Video, записанного как на HD DVD, так и на Blu-ray]

На первый взгляд содержимое диска понять невозможно: разветвленное дерево каталогов, включающее даже подкаталог под Java: BDMV, AACS, CERTIFICATE, PLAYLIST, CLIPINF, STREAM, AUXDATA, META, BDJO, JAR, BACKUP… Внутри - где пусто, а где лежат разные файлы с разными же, порою совершенно не известными (мне) расширениями вроде mpls или clip. Но порою и известными, например m2ts - расширение для файлов потокового MPEG’а, которые сами по себе все равно не запускаются. Конечно, разберемся со временем, но пока сделать это довольно сложно.

Проиграть кино можно исключительно на упомянутом выше Win DVD BD for Vaio. Он внешне, по интерфейсу, не отличается от своих младших неспециализированных собратьев, однако, едва вызываешь его на экран, - отрубает кнопку Print Screen ("Тебя посодют, а ты - не воруй!"), даже если снимать собираешься не кино, а, скажем, окошко "Блокнота". Чисто советская перестраховка: запретить все, чтобы чего не вышло… Само собой, кнопочек для кэпчуринга фильма нет и в помине…

Далее: перед вами открывается меню, очень похожее на дивидишное. Главная замеченная мною разница: кроме обычного Dolby Digital-звука, можно выбрать и несжатый (LPCM) многоканальный. Ну как на DVD Audio. Вещь приятная, хотя на первый слух не особо заметная.

Внешне диски от CD или DVD отличить трудно (хотя в заграничных форумах уже скачут рассказы о ненадежности сверхтонкого защитного слоя: спустя небольшое время, рассказывают, диски перестают играться, - но за что купил - за то продаю, сам не столкнулся). Главная разница - в коробочке: она чуть больше стандартной сидишной и чуть меньше стандартной же дивидишной. Оба выданных в Sony диска были мультизонными: естественно, надо же продвигать формат и раньше времени не пугать потенциальных покупателей, - однако от идиотизма регионального разделения не отказались и в стандарте Blu-ray. Зон, правда, стало поменьше, всего три, - и очень прикольно поделенных: первая - Штаты, Канада и Юго-Восточная Азия (кроме, заметьте, пиратского Китая), вторая - Европа и Африка (приравняли), и наконец, третья, самая зловредная: Китай, Россия и кое еще кто. Вообще же региональная защита на Vaio AR стоит железная (в прямом смысле: лисичка Any DVD, попробовав сквозь нее пробиться на DVD-диске, отрапортовала, что сил не хватает, ибо… hardware!). Так что, если кто соблазнится купить в России игралку для Высокого Видео, вынужден будет дожидаться, когда в Голливуде соблаговолят обратить внимание на существование отбросов цивилизованного общества из третьей зоны…

Ну и напоследок - о разнице в качестве кино. Она безусловно имеет место быть, хотя поток по сравнению с хорошим DVD-потоком - по расчетам (в Win DVD BD for Vaio индикатора оного не имеется) повысился разве что вдвое (при увеличении площади кадра - впятеро!): видать, сказывается заметное улучшение качества сжатия. Причем эта разница хорошо заметна не только на метровом HDTV-телевизоре от Philips (упомянутом в "Огороде" "Поставить к стенке нельзя повесить", www.computerra.ru/2007/672/304718), куда видео вместе со звуком элементарнейшим образом пошло по HDMI-кабелю: полнейший Plug, как говорится, энд Play, но и на сравнительно все же (для кино) небольшом экране ноутбука.

Вывод: соблазнительно. Придется переходить. Обновляя всю тысячедисковую видеотеку. Но еще не сегодня. Поглядим, как там примирятся стандарты. Как там поползут вниз цены: на проигрыватели, дисплеи, диски. С какой там скоростью и в каком количестве начнут появляться HD-фильмы.

Кстати, для любителей старого кино (вроде меня) замечу: когда я занимался исследованием профессионального процесса перевода пленки в цифру, услышал от одного весьма компетентного человека, что много из старых фильмов было снято с расчетом на дурное качество реальных кинозалов, так что после оцифровки в 2K на экран начинают лезть разные неприятные артефакты, порою снижающие, а то и разрушающие художественный эффект. Так что порой приходится заниматься принудительным даунскайлингом…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.