Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Яйца всмятку

АрхивОгород Козловского
автор : Козловский Евгений   25.10.2006

Несколько месяцев назад в Думе пошли разговоры о введении закона "платит звонящий", который кажется мне до сих пор во всех отношениях справедливым, - но я прямо кожей почувствовал, что из-за этого закона у абонентов с прямыми номерами начнутся всякие... пертурбации.

Давным-давно (по нынешним скоростям прогресса), лет, что ли, пять или шесть назад, был у меня мобильник (слайдер от Nokia, почти как у Неро из "Матрицы", - перешедший потом в собственность Сережи Кащавцева, да не надолго задержавшийся и у него) с федеральным номером от МТС. В те поры у МТС покрытие было самое большое, захватывало, в отличие от Билайна, например, Тарусу, где я проводил летом много времени, - поэтому выбор оператора проблемы не составлял. Как, впрочем, и федеральный номер.

Но чуть позже у меня вспыхнул довольно бурный роман с барышней, которая в Москве бывала пару раз в неделю, проездом, ненадолго, мобильника не имела и звонить могла либо из автоматов, либо из конторы, где выход на восьмерку предусмотрительно блокировали. После того как из-за "некоммуникабельности" сорвалась пара свиданий, я решительно решился взять номер "прямой". Было это заметно дороже (главное, приходилось вносить ежемесячную абонентскую плату, которая, с одной стороны, не вся шла на покрытие разговоров, с другой - порою та ее часть, что шла, и не выговаривалась за месяц), - зато давало неоценимое - по тем временам, когда мобильник был не у каждого, - преимущество звонков отовсюду. В смысле свиданий тут же все наладилось - ну, то есть в отношении "коммуникабельности", - хотя в остальных отношениях роман пошел на спад, так что заметная для меня выгода от прямого номера держалась месяца три. За что все равно - спасибо.

Когда роман закончился, возвращаться на федеральный номер я не стал, - хотя бы потому, что снова пришлось бы оповещать знакомых о смене номера, устанавливать голосовой ящик, пятое, десятое... Так я на прямом и остался. Переплачивал, конечно (жена, говорящая по мобильнику с номером федеральным немногим короче меня, тратила денег вдвое-втрое меньше), - однако... привык.

Но несколько месяцев назад в Думе пошли разговоры о введении закона "платит звонящий", закона, который показался (и кажется мне до сих пор) во всех отношениях справедливым, - но я прямо кожей почувствовал, что из-за этого закона у абонентов с прямыми номерами начнутся всякие... пертурбации. Как в воду глядел: закон еще только голосовался, а МТС уже сообщила всем своим "прямым" абонентам, что, хотя пока будут работать и прямые московские номера, на самом деле они превращаются в федеральные с префиксом 985. Что, дескать, согласно новому постановлению правительства, прямые номера у мобильных операторов отбираются1. Как все это будет устроено, никто пока не знал, однако я почувствовал, что хватит кормить МТС платой за услугу, которая, по сути дела, прекращается, - и я поехал в один из офисов, дабы перейти на какой-нибудь "федеральный" план, и главной мечтой моей было, чтобы семь цифр моего "прямого" номера остались без изменения, а только добавился бы какой-нибудь префикс. Мечтой, на реализацию которой, сказать честно, я надеялся довольно слабо. Ибо Дума все думает и думает о законе, который бы сохранял за любым абонентом его номер независимо от смены не просто тарифного плана - даже оператора.

Молодой человек, к которому я простоял всего минут двадцать2, предложил мне не торопиться, потому что, дескать, с первого сентября прямых номеров вообще не останется и все бывшие прямые станут федеральными с префиксом 985, - тогда я просто смогу выбрать любой тарифный план, а номер автоматически останется прежним.

- Ладно, платил шесть лет - еще месяц выдержу, - решил я и снова поехал в офис едва ли не прямо первого сентября. Того молодого человека, естественно, уже не было, а другая барышня, сидевшая на его месте (или, не помню, в соседней кабинке), спросила меня, кто мне мог сказать такой бред? Прямые номера, дескать, сохраняются, приобретая еще и федеральный оттенок... Ответить барышне, кто мне сказал такой бред, я не мог, потому что тогда еще не ожидал от МТС подобных фортелей и номера молодого человека не записал и не запомнил. Да хоть бы и записал, - что бы ему сделали? Ну, подумал я, стало быть - не судьба, и, положив в кассу очередные три тысячи рублей, поехал восвояси.

Правда, все это время у меня возникал вопрос, на который ответа я ни от кого не получил (правда, не особо и требовал), - когда со стационарного (городского) телефона звонишь не на федеральный мобильник, а на прямой - он определяется как мобильник или как стационарный? То есть за звонки с городского на прямые мобильные со звонящего берется плата или не берется? У меня даже возникло подозрение, что все эти переводы прямых номеров на 985 связаны как раз с этим обстоятельством, а не с не особо свежими распоряжениями правительства...

Но вот пару дней назад я получаю от МТС SMS приблизительно следующего содержания: с 29 (кажется) сентября все входящие на прямые московские номера будут оплачиваться абонентом ровно так же, как оплачивались до принятия закона "платит звонящий". То есть, если вам будут звонить с мобильника или если при звонке будут добавлять пресловутый префикс 985, - входящие останутся бесплатными, а вот если наберут прямой московский, просто семь цифр (если в Москве) или с префиксом 495, - тогда уж будьте любезны раскошеливайтесь.

Я потер глаза и потряс головой. Что же это получается? Дума приняла закон, что брать плату за входящие звонки запрещено, а МТС все равно собирается ее брать? Это ж в суд надо бежать! В прокуратуру! В Министерство связи! Это ж... преступление... Спустя минуту я понял, что никакой суд МТС не страшен (если, конечно, очень уж серьезные люди на них не решатся наехать в судебном порядке). МТС просто объяснят, что берут плату не за входящий звонок (что вы?! как вы такое могли подумать?!), - а за услугу переадресации с прямого московского номера на номер федеральный! Правда, не очень понятно, почему за факт переадресации нужно по новой платить каждую новую минуту разговора, - но это ладно, не обращайте внимания: от вас не убавится, а нам немножко прибавится...

И правда, - на следующее утро по "Эху Москвы" прошла новость:

"Платные входящие" возвращаются для прямых номеров абонентов МТС

В пресс-службе компании, пишут "Известия", объяснили, что "прямыми" номерами сотовики больше не владеют. Поэтому вынуждены арендовать их у "фиксированных" операторов, которые и переадресовывают звонки на мобильные. Именно за переадресацию и будет взиматься плата. В свою очередь, в Минсвязи уже заявили о готовности проверить законность действий МТС. Издание напоминает, что ранее "ВымпелКом" также изменил условия обслуживания абонентов с прямыми номерами.

Ладно. Приостановились. МТС предлагает услугу переадресации. Большое спасибо. Я еду в офис, отстаиваю уже упомянутый час с хвостиком, обращаюсь к довольно обаятельной и любезной барышне3: скажите, а я могу отказаться от этой услуги? Ведь услуги тем и хороши, что добровольны...

- Как отказаться?

- Ну, чтобы, например, при наборе прямого номера ваш автоответчик говорил, что такого номера больше не существует и нужно предварять его префиксом 985? Бесплатно говорил. И ничего не переадресовывал. Просто информировал о состоянии дел. Можно даже со ссылкой на все эти приказы и распоряжения правительства. Потому что не я ведь затеял эту катавасию с прямо-федеральными номерами, - почему я должен за нее расплачиваться?

- Отказаться нельзя... Технически. Сообщите всем своим абонентам, чтобы не набирали напрямую.

- Извините, а не могли б вы в общих чертах объяснить мне главную техническую загвоздку в этой проблеме?

Молчание. Несколько смущенное.

В общем, барышня, конечно, такие вопросы не решает. И все технические сложности заключаются исключительно в желании МТС, в обход законов, слупить с нас с вами побольше бабок. Я очень надеюсь, что найдутся профессиональные юристы, пользующие "прямые" номера, которые заведутся от этих нововведений так же, как я, но будут иметь больше, чем я, возможностей подать грамотный иск на МТС и довести его до победного конца, да такой иск, чтобы его результаты с лихвой оправдали все судебные и моральные издержки. Потому что как-то не особенно надеюсь на Минсвязи и его обещанную проверку законности действий МТС. Хотя кто знает, какие там у кого с кем идут битвы за наши бабки?

Что же касается меня, - милая барышня, в порядке компенсации за дискомфорт неприлично долгого ожидания, пошарила по базе данных, отыскала свободный "федеральный" номер, совпадающий по последним семи цифрам с моим "прямым" (префикс оказался 919), я открыл новый счет, старый оставил еще на месяц с голосовым ящиком, где всех предупреждаю о появлении у номера префикса, - и, надеюсь, раз и навсегда вышел из не вполне честной игры наших операторов, мобильных и фиксированных, с прямыми номерами. Как выяснилось, и Билайн, и Мегафон не отстали от МТС и произвели со своими прямыми номерами (а точнее, со своими абонентами!) ровно такую же эквилибристику!

К тому же, сколько мне известно, в цивилизованных странах прямых номеров нет уже лет сто!

- Из журнала "Компьютерра"


1. На сайте МТС приводятся ссылки на целый перечень законов и постановлений: Федеральный закон от 07.07.03 г. №126-ФЗ "О связи"; Постановление Правительства РФ от 28.03.05 г. №161 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия"; Постановление Правительства РФ от 25.05.05 г. №328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи", самое свежее из которых датировано маем прошлого года, - что же такое произошло в сентябре текущего, что все их вытащили на свет? [вернуться]

2. Во время следующего посещения я ждал больше часа, и так мало (по циферкам, бегущим на крутом электронном табло, выходило не меньше трех часов) только потому, что половина очереди, не дождавшись, разбежалась. Вообще, это удивительное ощущение, - когда неандертальскую очередь обставляют hi-tech-реквизитом! Хозяйка офиса на мое предположение, что столь долгие очереди призваны исключительно повысить уважение абонентов к МТС (чем длиннее очередь - тем, понятно, круче начальник), сказала, что я, конечно, не прав, просто неожиданно закрылась ближайшая контора, а сотрудники все хором позаболели, - ладно, оставим на ее совести. Может, так оно и было, - однако что ж это за менеджмент, если не способен разруливать неожиданные обстоятельства, менее форс-мажорные, чем ураган Катрина? [вернуться]

3. Чья любезность произвела бы на меня еще большее впечатление, если б не была предварена часовым ожиданием. Барышня на ресепшн была заметно менее любезна и, когда я решил рассмотреть подробнее ее бэджик (Едриванова Наталья Ильинична), сказала:

- Рассматривайте-рассматривайте. Я все равно отсюдова увольняюсь! [вернуться]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.