Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Sony - Золотая Ручка

АрхивОгород Козловского
автор : Евгений Козловский   17.01.2002

Пару месяцев назад фирма Sony с большой помпой устроила в Москве презентацию своего нового аудиоформата - SuperAudioCD. Компьютерровцев на презентацию не пригласили, мне же, по частным каналам, удалось достать двойник компактов в новом формате.

- И деньги вам тоже по фигу?
- Деньги? Деньги не по фигу!
- Но ведь это противоречит вашим принципам!
- А вот это нам - по фигу!
Из анекдота


Пару месяцев назад фирма Sony с большой помпой устроила в Москве презентацию своего (совместно с Philips) нового аудиоформата - SuperAudioCD (SACD). Компьютерровцев на презентацию не пригласили, мне же, по частным каналам, удалось достать двойник компактов в новом формате. Увы, ни один из моих драйвов ничего оттуда не прочел, - так что я остался в роли мартышки, так и не сумевшей никуда приткнуть очки. Спустя некоторое время омский приятель буквально насильно утащил мой двухдисковую DVD-вертушку от Toshiba, и вопрос приобретения DVD-проигрывателя встал ребром. Я поехал на Горбушку и, прельстившись как раз возможностью, кроме просмотра кино, играть на нем диски SuperAudioCD, приобрел последнюю модель от Sony: DVP-NS700V. Разумеется, предварительно осведомившись у продавца относительно мультизонности проигрывателя и получив на сей счет самые горячие и искренние заверения.

Понятно, что сидящие в Москве русские Sony без труда могут заглянуть даже не на Горбушку, - в любой респектабельный магазин вроде «Партии», «Техносилы» или «М.Видео», - и убедиться, что их DVD-проигрыватели продаются исключительно со взломанной зонной защитой. Ну, разумеется, возмутиться, запретить продажи, порвать отношения, подать в суд: ведь это, дескать, противоречит нашим принципам! Нет! Молчок и тишина. «А вот это нам - по фигу!»

Ладно, продолжим. Притащив проигрыватель домой, я обнаружил, что он никакой не взломанный, а предназначенный исключительно для проигрывания дисков пятой зоны (их у меня и четверти в видеотеке не наберется), и назавтра понес проигрыватель назад, запасясь для доказательности тройкой собственных дисков первой (американо-канадской) и второй (европейской) зон. Продавцы, убедившись, что обманули меня, не стали спорить и вернули деньги тут же: даже с их, горбушечников, точки зрения отсутствие мультизонности является дефектом, по которому товар возвращается без обсуждений. Я пошел в соседнюю лавочку, там был такой же плейер и такие же заверения в его взломанности. Вставил один диск, другой, проверил - и впрямь. Продавец вытащил из подсобки запакованный экземпляр, я настоял проверить и его. Увы! Только пятая зона! Забрал тот, что на витрине, и пошел домой. На прощанье продавец объяснил, что эта модель - новинка, и еще не успели всю ее обработать…

О мультизонности пока довольно: готовим не то тему номера, не то спецприложение по DVD. Перейдем к SuperAudioCD, а от него к собственно теме статьи: о поведении Sony на рынке, которое меня раздражает едва ли не больше, чем поведение Microsoft.

Итак, SuperAudioCD. Двадцать с небольшим лет назад Sony вместе с Philips утвердили на рынке CD-формат цифровой музыки и всё это время стригли с производителей проигрывателей, дисков ли купоны. Небольшие, но много и долго. Когда появилась и распространилась техническая возможность писать на диск всемеро больше, чем прежде (а на двух слоях, да еще и с двух сторон - сильно больше), естественно, возникла идея использовать возможность не только для кино, но и для чистого звука. Давние конкуренты Sony - Matsushita (Panasonic), Toshiba, Thomson, Hitachi, JVC и кое-кто еще, не столь именитый, - в середине девяностых разработали формат DVD-Audio (24 бита глубины вместо привычных на CD шестнадцати; частота дискретизации - 192 кГц вместо 44,1, и соответственно, расширение частотного диапазона до 100 кГц и динамического - до 120 дБ), получив реальную возможность обойти на рынке Sony-Philips. Увы, в последний момент норвежские хакеры с легкостью взломали систему кодирования CSS, предназначенную защищать записи от копирования (я всё чаще думаю: не больше ли теряют производители, защищаясь от копирования, чем если бы плюнули на это и подумали, как зарабатывать другим путем), и пока консорциум корпел над CSS-2, Sony-Philips подсуетились и предложили конкурирующий формат, - так что на рынке оба появились практически одновременно, и вот как раз сейчас, кажется, и наступили самые жаркие денечки их борьбы: победитель получит в ближайшее десятилетие очень много (я слышал, например, что годовой доход Sony заметно превышает годовой же бюджет РФ).

DVD-Audio - это, в сущности, тот же звук с DVD-Video: меньше сжатый, способ записи - PCM, возможна многоканальность, к примеру - 5.1. Разница, насколько я понял, с SuperAudioCD исключительно в том, что в последнем формате применяется невероятная частота сэмплирования при однобитной технологии (снимается не абсолютная величина амплитуды, а мгновенное изменение относительно предыдущего отсчета): 2,8224 МГц. Как это должно влиять на качество звука, я понимаю с трудом: вроде бы исключаются два фильтра: при записи и при воспроизведении, - судить могу только по собственным впечатлениям, то есть по впечатлениям о сравнении звука обычного CD со звуком с SuperAudioCD. Послушать звук DVD-Audio мне не удалось: мой новый DVD-проигрыватель поддерживает все на свете форматы, включая перезаписываемые DVD, - но только не DVD-Audio! С чего бы вроде? - поскольку DVD-Audio, по сути, урезанный формат DVD-Video, - даже, ИМХО, лишней микросхемы добавлять бы не потребовалось, так, допрошить какую-нибудь малость. Но!.. Как же это - продвигать конкурентов?! Извините, я вам не конкурент, я потребитель, и мне ваша война глубоко перпендикулярна!!! Вы только раздражаете меня тем, что отрубили одну из уже существующих возможностей вашего проигрывателя, вы намеренно его ухудшили мне в ущерб!!!

Ладно, процитирую кусочек из статьи Константина Быструшкина и Ларисы Степаненко из летнего номера «Эры DVD»: «…качество звучания новых форматов SACD и DVD-Audio действительно лучше, чем звук «старого» компакт-диска. Однако если в случае DVD-Audio это улучшение было очевидным и безоговорочным, то с SACD ситуация значительно сложнее. Ведь о наличии явного качественного скачка можно говорить только для многоканального варианта звука SACD. Двухканальные же версии этого формата с их непривычным характером звучания так и не смогли доказать своего превосходства над более ярким и сочным звуком CD. Но, к сожалению, практически все выпущенные на сегодня SACD-диски (более чем 200 наименований) несут именно двухканальную фонограмму».

Несколько слов о тех самых собственных впечатлениях. Составить их мне было непросто, то есть получить объективную картину: CD-музыку я слушаю на весьма крутой, сониевской же, вертушке XA30ES (подробности о мучениях с которой - ниже), сигнал оттуда идет напрямую на мощный оконечник, а от него по толстенным проводам на две мощные колонки HECO. Даже если б я не поленился перекоммутироваться, все равно у DVP-NS700V нет соответствующих проводам клемм, а к цифровому выходу Sony SA-звук, естественно, не допускает! - вот и пришлось слушать SACD на более чем бюджетной, 5.1, звуковой системе домашнего кинотеатра; а что касается многоканальной записи - тут и вариантов не было. В случае же с двухканальной я применял достаточно дорогие наушники, - но сигнал туда все же шел усиленный именно недорогим DVP-NS700V.

Короче, учитывая все эти нюансы, а также мой, увы, не юный возраст (с возрастом острота слуха заметно падает - это грустный медицинский факт) и мою, увы, совсем не просторную квартиру, - разницу я то ли почувствовал, то ли нет. (Вообще, разговоры о разнице звучания, когда она не слишком драматична, меня всегда забавляли: «…такой-то проигрыватель показал более зрелый и утонченный звук…», «…если честно, такой-то проигрыватель уступал эдакому-то по цельности и детальности звуковой картины, и особенно в достоверности панорамы звуковой сцены. Но зато звук первого был очень комфортным и легко струился, как лесной ручеек, и его было просто приятно слушать…» - это не пародия, это цитаты из «вышеужецитированной» статьи.) То есть почувствовал, но снова не поверил Sony: я имею больше десятка обычных CD с Майлзом Дэвисом, и когда с прилагаемого к проигрывателю двухдискового SACD-пакета (точно такого, какой я примерял к хвосту в виде очков двумя месяцами раньше) запустил в 5.1-канальном виде ремастированную композицию, известную мне и прежде, и поразился ее удивительной чистоте и прозрачности (ни признака шума пленки и вообще…), - я первым делом решил, что, поскольку Майлз Дэвис давно умер, - это результат специального колдовства сониевских звукорежиссеров, побитно убиравших следы грязи и технологических помех. То есть мне показалось, что если бы столько же возились с исходными фонограммами для записи на обычные CD (Telarc, например, давно уже чем-то в этом роде занимается: вгоняет исходник в 20-битовое разрешение, в нем чистит, а потом лучшее переводит в стандартные 16 бит, - и результаты мне очень нравятся), - получилось бы явно не хуже. Другими словами - очередное раздражение: Sony, чтоб уговорить меня раскалываться на диски и проигрыватели ее стандарта, занимается подтасовкой. Вот если бы ту же самую подготовленную фонограмму они на этом же диске - на другом слое - записали в стандарте CD! - вот я бы и сравнил.

Добавлю еще камень в эту часть огорода Sony: SACD-дисков в продаже сегодня мало, а те, что появляются, раскупаются быстро: новинка! И встречал я их только от двоих производителей: от самой Sony и от упомянутой выше Telarc. И если все встреченные диски от Sony были предназначены только для проигрывателей, поддерживающих SACD, то все Telarc’овские имели добавочный слой, где тот же контент записан в формате обычного CD: переключай режим и сравнивай или, послушав дома, ставь диск в автомобильный чейнджер. Я не думаю, что Sony поступает так из экономии усилий или оптимизации расходов. Скорее всего, фирма рассуждала так: хочешь слушать вот этот диск (а заманивать Sony умеет: диск «Йо-Йо-Ма соло» и впрямь уникален и великолепен), - подсаживайся на наш формат! И мне и это - не нравится!

И окончательно подойдя к сравнению, скажу, что для меня и в моих конкретных музыкальных условиях разница в качестве записи если и заметна, - очевидно не стоит удвоения цены (а SACD-диски сегодня стоят как раз вдвое, - впрочем, как и DVD-Audio). 100 кГц мое ухо все равно не слышит (думаю, не слышало и в юности), добавочных децибелов я тоже не различу: я и граничные CD’шные-то не различаю, к тому же не различают всего этого и мой усилитель с колонками, так что - для идеала - апгрейдом одной вертушки не обойтись, и выльется все вместе, надо полагать, не меньше, чем штук в десять зеленых: я лучше автомобиль поменяю. А звукорежиссер Денис Жалнин вместе в известным профессором Котельниковым утверждают, что по воздействию на человека результаты 48-килогерцового сэмплирования вряд ли отличаются от результатов 96- или 192-килогерцового. И я склонен верить обоим. Вместе с тем думаю, что наиболее интересные записи, попавшие в ее распоряжение, Sony теперь вряд ли станет издавать на обычных CD. Что же касается многоканальных записей… Полагаю, большинство композиторов - от Палестрины до Губайдуллиной - писали свои партитуры в расчете на то, что зритель будет сидеть в зале, а не в середине оркестра, а отзвуки от стен… право, не знаю, услышатся ли они толком даже в формате 5.1. Возможно, со временем появятся композиции, написанные специально для шестиканального звука, но должно пройти еще много времени, чтобы их объем стал сравним с объемом уже существующих музыкальных шедевров. Когда же речь заходит о простой манипуляции каналами - как в случае, например, с той же пьесой Майлза Дэвиса, - нынешние проигрыватели дают столько разных возможностей для раскидывания двух звуковых потоков на шесть направлений, что не исключено, что у меня получится лучше, - во всяком случае, для меня.

Вот вроде сделала Sony что-то новое, расширяющее возможности, а у меня это не вызвало ничего, кроме ворчания и брюзжания. Меня самого несколько насторожила такая реакция и я стал разбираться в ее причинах. Оказалось, у вопроса давняя история: лет десять назад я приобрел в «Электронике» недорогой музыкальный центр, на котором стояла марка «Sony». Мне все равно, где его собирали, - я вправе надеяться, что, коль Sony ставит на него свою марку, она должна отвечать за качество центра. Менять его пришлось на третий день: он не читал половины лицензионных, фирменных CD-дисков. Когда еще через две недели на замененном центре перестал закрываться лоток, мне менять центр по новой уже отказались и посоветовали нести в гарантийку. Зная, сколько сил и времени отнимет у меня попытка гарантийного ремонта, я вооружился отверткой и с грехом пополам починил привод сам.

Еще через пару лет после этого я приобрел сониевский же чейнджер в автомобиль. Неделю-другую он работал нормально, потом стал играть со сбоями, а диски, извлекаемые после проигрывания, были покрыты масляными пятнами, которые, правда, поддавались стиранию. Тут уж я хвататься за отвертку не решился (вещица была подороже и поминиатюрнее) и поехал в гарантийную мастерскую. Там чейнджер продержали месяц и, сказав, что он в полном порядке, вернули нетронутым. Сбои продолжались, пятна появлялись. Я снова поехал в мастерскую, - с теми же результатами. На третий раз я настоял, чтобы чейнджер разобрали при мне. И что же вы думаете: пластиковые шестеренки, по идее не нуждающиеся ни в какой смазке, были густо залеплены чем-то вроде солидола. Мастер удалял его изо всех щелей часа два. Кто туда заложил этот самый солидол? Зачем? Не знаю! Знаю, что на чейнджере стоит марка «Sony», а купил я его новеньким и запечатанным.

Ну ладно, будем снисходительны: аппараты недорогие, сделанные неизвестно где. Но вот XA30ES, топовая модель с серийным номером и буковками «Made in Japan»! Уж с ней-то все должно быть в полном порядке, как полагаете? Фигушки! На третий год цифры на дисплее начали сыпаться. На скорость, конечно, не влияет, - но согласитесь, неприятно, - да еще за такие-то деньги. Старый друг, опытный электронщик, взял отвертку и полез внутрь. Что бы вы думали: сониевцы пожалели благородного металла на контакты, всё давно окислилось и при четырехэтажном монтаже ремонту, в сущности, не подлежало. То есть, час-другой потыкав шилом в места входа проводов, можно добиться результатов, но не долее, чем на день-два.

Поменять панель? Представляете, проблема: если б вертушка была гарантийная, шансы были бы. А так в мастерских говорят: «Мы закажем, а вы не придете». «Но я заранее заплачу!» - кипячусь я. «А вот это, - отвечают, - у нас не положено!»

Наверное, главная наша ошибка, за которую Sony довольно дорого заплатила, -впечатление, будто это крутая, fine, фирма. Ничего подобного. Sony продвинутая ширпотребная фирма, которая многое делает, чтобы поддерживать в народе хорошее впечатление о себе, подбрасывает нам то одну, то другую новинку, много заботится о дизайне и прикольности. И все это с одной целью, которая, без сомнения, уважением к покупателю не является. Взять хотя бы историю с насильственным впихиванием Memory Stick. Ну кто объяснит мне, чем он лучше, прогрессивнее, в конце концов - дешевле, чем отлично прижившийся стандарт CompactFlash или, если устройство слишком маленькое, - MultimediaCard? Так нет ведь, суют, заставляя производить и покупать разные переходники, отнимая место, которое в ноутбуках и так на вес золота!

А мониторы! В курсе ли вы, что распространенные сейчас ЖК-пятнашки от Sony собираются на экранах от LG, - только по сониевской цене?!

Мы привыкли ругать Microsoft, - и совсем не потому, что она делает плохой продукт: тоже весь дизайнистый, тоже иногда уникальный, - а потому, что давит и практически не оставляет выбора. Похоже, Sony - брат-близнец Microsoft, только больше по железу. Но, слава богу, фирма еще не достигла того же уровня монополии.

Но скорее всего достигнет. Потому что применяет рычаги, куда более мощные, чем любые призывы бойкотировать ее продукцию. Потому и не призываю. А лишь с грустью наблюдаю, чем кончится дело…

[i42650]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.