Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Другая жизнь

АрхивОгород Козловского
автор : Евгений Козловский   19.05.1997

Те, кому уже надоели мои бесконечные рассказы про мониторы и видеокарты, на этот раз могут колонку пропустить. Честно признаться, они надоели и мне самому, но я, кажется, пристал к тихому берегу и не собираюсь его покидать до тех пор, пока на рынке не появятся по разумным ценам LCD-мониторы должных возможностей и качества. Впрочем, произойдет это, похоже, довольно скоро: год, два, максимум - три. Забавное наблюдение: сегодня LCD-мониторы стоят местами дороже, чем какие-нибудь Пентиум-ноутбуки со встроенным CD-ROM-дисководом и с точно таким же экраном! - парадоксы рынка.

Тем же, для кого выбор монитора-видеокарты все еще актуальны, даю, что называется, краткое содержание предыдущих серий.

Около трех лет я пользовался семнадцатидюймовым SyncMaster'ом от Samsung'а, коим и был вполне доволен: из самых первых выпусков, что-то вроде 01-х "Жигулей" с итальянским движком, идеальная геометрия, - пока не получил на тестирование, после которого и приобрел, видеокарту Matrox PowerDoc Edition. Все свои великолепные свойства она лучше всего должна была проявлять (и проявила!) при разрешении 1600х1200. А на этом разрешении мой SyncMaster едва натягивал 60 Гц, что по уровню мерцания и давления на глаза приближалось к интерлисту. Разумеется, 1600х1200 - скорее "демонстрация силы", нежели реальная рабочая среда: если вы посчитаете длину экрана и поделите ее на шаг точек, выяснится, что на 17-дюймовых мониторах триад на линии меньше, чем 1600 (320/0,25=1280), - но как приятно иной раз такую демонстрацию произвести.

На моего SyncMaster'а нашелся покупатель, а я стал выбирать себе монитор. Я их в последнее время пересмотрел немало, но, как пишут на рекламных щитах, от "тех, кто понимает", слышал странное, с тремя "и" в начале (два простые и одно - греческое) словечко: Iiyama. Ничего сверхъестественного в смысле, например, геометрии или равномерности белого по экрану, - вычитал я в посвященной тестированию полутора десятков семнадцатидюймовых мониторов статье журнала "CompUnity", - но по частотным характеристикам равных ему нету (монитор получил большую зеленую медаль "Выбор редакции")! И впрямь: единственный из группы дает 72 Гц при разрешении 1600х1200 (на самом деле, как я выяснил, 74 Гц) и 85 на остальных, начиная с 1280х1024 (тоже на самом деле при понижении разрешения повышает частоту до 120 Гц).

Я забрался в Mobile и в списке длиною позиций едва ли не пятьсот с трудом отыскал среди ViewSonic'ов и Panasonic'ов одинокую Iiyam'у. Тогда я организовал поиск (с помощью Rambler'а) по "русскому Интернету". В недлинном списке первым числился некий Yam International, ниже шли две англоязычные странички с результатами тестирования монитора американцами (не восторженные, но спокойно хорошие; оттуда же я узнал, что Iiyama не какая-то совсем новая на мониторном рынке фирма, а новое название фирмы, давно в США известной: IDEK), а еще ниже - целый список сайтов питерских фирм.

Я заглянул на Yam (www.yam.ru) и выяснил, что эта фирма, торгующая профессиональным полиграфическим оборудованием, предлагает разные там фотонаборные машины и барабанные (и планшетные, впрочем, тоже) сканеры, а в качестве мониторов - только Iiyam'у. Четыре модификации: две семнадцати- и две - двадцатиоднодюймовые. С обычной (Advanced FST) трубкой и с DiamondTron'ом (эти последние в названии Vision Master имеют добавочку Pro и стоят чуть дороже).

Все это вместе: статья в "CompUnity", присутствие (сольное!) монитора в "репертуаре" профессиональной полиграфической фирмы (которая случайно еще и оказалась в каких-то трех километрах от моего дома) и склонность к нему изысканных петербуржцев, - склонило меня к покупке окончательно.

При личном знакомстве я обнаружил еще одно для меня (для квартирной моей и столовой тесноты) немаловажное свойство Iiyam'ы: она заметно меньше Samsung'а (хоть, пожалуй, и тяжелее). Параллельно я выложил 160 баксов для докупки к своим четырем еще четырех мегабайтов видеопамяти: коль уж такой частотно мощный монитор, хочу видеть 1600х1200 исключительно в TrueColor'е!

Монитор, водруженный на стол и подключенный к компьютеру, вызвал ощущение, словно в квартире, весной, когда вовсю бьет солнышко, помыли окна: все стало фантастически четко, ярко, а поверхность экрана была такой плоской, что целых дня три казалась вогнутой. И чернота антибликового покрытия! И полная устойчивость картинки, словно не электронный луч пробегает строчку за строчкой десятки раз в секунду, а лист глянцевой бумаги вставлен в рамку.

Олег, наш мастер верстки, просидевший за мониторами по совокупности срок неимоверный, говорил мне, что различает на глаз частоты 85, 100 и 120 Гц. Я не различаю, но верю Олегу. Он советовал отойти метра на три-четыре и взглянуть эдак краем глаза. Сколько я ни отходил - никакого мерцания не заметил.

К тому же монитор вкупе с восемью мегабайтами видеопамяти дал возможность для разного рода экспериментов и выяснений. Оказалось, что частоты можно поднимать куда выше обозначенных в паспорте (например, при макинтошевском разрешении 1152х864 я догнал частоту до 115). Еще оказалось, что четыре добавочные "видеомегабайта" ускоряют работу (процента так на три), но что - парадокс! - все известные тесты вроде WinTach и WinBench показывают: 24-битовый TrueColor заметно быстрее TrueColor'а 32-битового (хотя должно быть наоборот, ибо для передачи 32 битов достаточно одного такта работы процессора, а для передачи 24-х - нужно два). Вдобавок, повышение "глубины цвета" до 32 битов заметно понижает частоту работы монитора. С другой стороны, попытка запустить в 24-битовом режиме фильм VideoCD на всех размерах окна, кроме минимального (1:1), привела к таким дерганьям, словно у меня не Pentium вовсе, а PC AT. И еще оказалось, что карта не позволяет получить 32-битового разрешения 1600х1200, хотя простая арифметика доказывает, что памяти хватать должно (1600*1200*32/8/1024/1024=732421875), так что реально используется только пять (1280*1024*32/8/1024/1024=5) мегабайтов из восьми. Хотя, если вам когда-нибудь приходилось перегружать какие-нибудь мелкие вещи из помещения в помещение, вы обратили внимание, что, когда помещения побольше, работа идет быстрее.

Отдельно делюсь таким вот специальным наблюдением: как правило, "умные" мониторы уступают старым, глупеньким, четырнадцатидюймовым по скорости переключения между текстовым и графическим режимами в десятки, если не в сотни раз, причем, я заметил, чем монитор умнее, тем медленнее перестройка. Так вот, собственно наблюдение: если подстроить частоту графического режима под частоту текстового (а он в стандарте по умолчанию - 70 Гц, а в нестандартных вариантах, например NC с 34 строками, - 60 Гц) - переключение тандема Matrox-Iiyama происходит практически мгновенно.

Ночью списал с матроксовского ftp-сервера (ftp.matrox.com) апгрейд биоса видеокарты и обнаружил в архиве, кроме содержимого биоса собственно, еще и утилиты, позволяющие настраивать частоту монитора под DOS. Серьезных экспериментов пока не производил, но, кажется, применяя утилиты, можно добиться мгновенного переключения между режимами для любого или почти любого разрешения.

Заходите ко мне в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.