Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кафедра Ваннаха: Место человека

АрхивКолонка Ваннаха
автор : Михаил Ваннах   10.05.2012

Информационные технологии открывают рынок невиданных доселе размеров. Они позволяют работать на этом рынке с минимальными издержками, что может обеспечить низкие цены, привлекательные для потребителей товара или услуги.

Есть на юге России, в окрестностях полусотой широты, Воронежская губерния. Начинающая свой бег из губернии Тульской река Дон делит её на две очень разные части. Восточная – низменная, с низенькими и пологими холмами. Ну а западная – более возвышенная, покрыта меловыми кряжами. Именно её человек возлюбил ещё встарь.

Там, на закатном берегу Дона, и находился встарь город Костёнск. Укрепленный острогом, имевший своих воевод. И вот когда государь Пётр Алексеевич начал строительство флота, основав в Воронеже Адмиралтейство, то в Костёнске были учреждены хлебные магазины. А в апреле 1696 года, узнав, что в Костёнске были найдены большие кости, царь отправил туда для проведения раскопок солдата Преображенского полка Филимона Катасонова ("два солдата из стройбата…").

С этого момента Костёнковский комплекс палеолитических стоянок и был введён в научный оборот. Отметим первый факт – царь оказался в Воронеже не случайно, а решая осознанную с детства задачу вывода России из изоляции, завоевания ей достойного места в кругу европейских держав. И инструментом этого был избран флот, необходимый как для обеспечения безопасности страны, так и для международной торговли, самой прибыльной из всех возможных.

История раскопок Костёнковского комплекса палеолитических стоянок, равно как административных процессов, в результате которых город Костёнск лишился своих воевод и статуса города, превратившись в село Костёнки, центр Костёнского сельского поселения Хохольского района Воронежской области, значения для нашего дальнейшего разговора не имеет. Равно и то, сколько слоёв обнаружили археологи, какие культуры в них выделили и как их датировали. Мы обратим внимание на один-единственный факт.

Несколько лет назад прошло сообщение, что в Костёнках, примерно в одно время, соседствовали друг с другом две культуры. Среднепалеолитическая, так называемая стрелецкая культура, и позднепалеолитическая. Среднепалеолитическая – более примитивная. Орудия из местных материалов. Кости добычи – крупных животных (оленей, лошадей). Ну а у позднепалеолитической – кости животных более мелких, вроде зайчишки, но более изобильных. Орудия из каменьев, за которыми надо идти от ста до ста пятидесяти вёрст. Да ещё – украшения. Из ракушек, которые водятся самое близкое на берегах Чёрного моря. И даже упоминаются кораллы. Которые водятся вроде в водах моря Красного и южнее…

Позднепалеолитическую культуру однозначно связывают с людьми современного типа. Ну а носителями культуры среднепалеолитической полагают неандертальцев. И жили они какое-то время вместе. По обе стороны слоя вулканического пепла, который лёг на Центральную и Восточную Европу тысяч сорок лет назад. Точные даты для нашего разговора тоже не имеют значения, важно одно: неандертальцы были вытеснены. Из регионов и из жизни. Кроманьонцами, нашими предками. И ведь, казалось бы, все преимущества были у них, живших автаркично, потреблявших отечественную продукцию. Не нуждавшихся в привозном камне, морских ракушках и заморских кораллах… Но – судьба распорядилась по-другому. Жизнь продолжили избалованные кроманьонцы-неоантропы.

Очень символично, что Пётр Великий вводил Россию в международную Большую Игру именно там, где лежали под толщей грунта следы давнишних внешнеэкономических связей. Хотя – символизм тут не при чём. Это обуславливалось свойствами объективного мира - географией, формирующей геополитику. Перевозки по воде дешевле, чем по суше, вот это и определило поведение государственных деятелей. Ну а теперь появился ещё один фактор, влияющий на экономику и политику. Устроение уже не трёхмерного пространства географии, а функционального пространства информационных технологий.

Ну, все знают, что на планете кризис. Но вот смотрим мы на статистику компьютерных компаний, и кризиса, скорби и уныния не видим. Картина прямо противоположная. Вот берём и смотрим на отчётность компьютерного аукциона eBay за первый квартал 2012 года. И что же? Рост! Доходов – на 29 процентов по сравнению с первым кварталом 2011 года, с 2,5 гигабаксов до 3,3 миллиардов долларов. Квартальная выручка платёжной системы PayPal поднялась на целую треть, до 1,3 миллиарда долларов. На 12 процентов возросло количество пользователей, достигнув 110 миллионов человек.

А теперь посмотрим на статистику от Microsoft. Тут тоже рекорды – выручки, за тот же первый квартал 2012 года. 17,4 миллиарда долларов, что на 6 процентов больше прошлогодних 16,4 млрд. долларов. Быстрее всего росло подразделение бизнес-продуктов Microsoft. Оно продемонстрировало рост выручки на целых 9 процентов – до 5,8 млрд. долларов.

И вот это-то предлагает нам сделать очень интересный вывод. Похоже, на планете сегодня опять соседствуют два человечества. В солнечной Испании уровень безработицы достиг в первом квартале 2012 года 24 процентов. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's Ratings Services (S&P) снижает рейтинг этой средиземноморской страны с респектабельного "А" до скромного "BBB+".

Эксперты Международной организации труда (МОТ) предрекают массовые беспорядки и бунты из-за высокого уровня безработицы, причём даже благополучным странам Европы. (Это что, возврат старых добрых времён, когда митральезы генерала Галифе решали проблемы социальной напряжённости в среде коммунаров, расставленных у стенки кладбища Пер-Лашез?) Надеются пополнить бюджет за счёт подъёма акцизов на спиртное. Это – человечество, занятое в традиционной экономике, экономики национальных масштабов.

И рядом – человечество, живущее в экономике глобальной. Той, функционирование которой определяется не течением рек, бегущих по Воронежской губернии, как это было от кроманьонцев до Петра Великого, а топологией информационных потоков. Принцип наименьшего действия Мопертюи применим и к поведению людей. Они покупают то, что дешевле, то, что новей. А оловянного солдатика в форме Преображенского полка петровских времён коллекционер нынче приобретает через интернет-торговлю.

Хотя: коллекционер живёт в Москве; художник делает фигурку в Нижнем; отливают, раскрашивают и упаковывают её где-то в континентальном Китае; отгружают через Гонконг; а процесс организует фирма в Новом Свете. Так получается в разы дешевле, чем купить того же солдатика в оффлайновом магазине. Да и выбор пошире – хочешь легионера из легиона X Gemina, хочешь из I Minervia. (Любитель обречён собрать как минимум знаменосцев из всех легионов времён Траяна и стремится к такому же набору для куда большего числа легионов времён Гражданских войн…)

Это, конечно, мелочи – как и кроманьонский зайчишка был мелочью на фоне сжёванной неандертальцами лошади (приручили которых позже). Только вот зайчишек – много. Куда больше, чем лошадей. А есть лучше – ежедневно. И даже не один раз. И, кстати, зайчика съедаешь свежим. А как хранить мясо от оленя или кобылы?

Ну, выдумать ледник можно и при неандертальских технологиях. Яма, загружаемая льдом, теплоизолируемая торфом и мхом… Только его надо ВЫДУМАТЬ. А это – непросто. Да и как вы мясо доставите к месту хранения? Рефрижераторы и изотермические фургоны появятся только через четыреста веков… Так что мелкий, но постоянно присутствующий на столе косой намного предпочтительнее бывающего лишь по двунадесятым праздникам, а то и реже, оленя. Даже если правильно фаршировать и шпиговать его, равно как и подавать к столу в компании маринованной свеколки, научатся лишь через десятки тысячелетий.

То же и в нынешнем мире. Информационные технологии открывают рынок невиданных доселе размеров. Они позволяют работать на этом рынке с минимальными издержками, что может обеспечить низкие цены, привлекательные для потребителей товара или услуги. "Мелкий зверёк", а то и вообще – пташка, но в больших количествах. К столу неоантропа.

Или – можно надеяться, что волна рыночной конъюнктуры приведёт к твоим ногам крупный заказ, что освоишь там месторождение или вождь подгонит государственную инвестицию. Как неандертальцы ждали сезонных миграций оленей или диких лошадей, вспоминая, наверное, старые добрые времена… И, наверное, – до самого конца.

К сожалению, проблемы, описанные выше, не ограничиваются солнечными странами. У нас тоже любят концентрироваться на борьбе с Кровавым Режимом или Болотными Оранжистами вместо того, чтобы объяснить гражданам, что их судьба зависит от того, сумеют ли они сами, – как кроманьонцы, – промышлять в ландшафте глобальной экономики мелкую, но регулярно встречающуюся добычу. Освоив современные орудия охоты, которые нынче проходят по ведомству информационных технологий. Или – предпочтут удел неандертальцев, ожидающих прихода крупной дичи, той, которая бывала встарь…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.