Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кафедра Ваннаха: ИскИны против киберджедаев

АрхивКолонка Ваннаха
автор : Михаил Ваннах   02.05.2012

И вот именно это государство поставляет на арену борьбы за мировое влияние орды киберджедаев. Именно они играют ныне ту роль, которую перед Первой мировой играли эскадры дредноутов.

Одной из главных черт современного мира является его постмодернизм. Реальность всё чаще и чаще описывается в терминах и образах, заимствованных даже не из прошлого (как отцы-основатели конструировали государство, глядя на республиканский Рим) и не из реальности иных социумов (как мы привычно говорим о мафии), а из массовой культуры, коммерческой мифологии (впрочем, уже сумеречное сознание доброго Рыцаря Печального Образа было сформировано измышлениями сочинителей рыцарских романов, достойных предшественников нынешнего жанра фэнтези…).

Так вот, нынче терминами из фэнтези оперируют уже сотрудники заморских "мозговых танков". И не по абы какому поводу – речь идёт ни больше ни меньше как о борьбе за мировое влияние! Причём влияние, осуществляемое в самой что ни на есть высокотехнологичной, компьютерной области. Именно в ней должны оперировать киберджедаи (cyber jedi), о которых идёт речь. Правда, произведение жанра фэнтези, из которой пришёл термин, не совсем обычно.

"Звёздные войны" и их творец Джордж Лукас сыграли колоссальную роль в зарождении и развитии современных мультимедийных технологий. Но тем не менее по жанру это – типичная сказка. Запечатлевшая мир, в котором меняются лишь имена королей и выигранных битв. Ну а звездолёты – всего лишь разновидность ковров-самолётов, неизвестно откуда взявшаяся… Магический артефакт. Как и тамошние роботы, отличающиеся от големов средневековой мифологии лишь материалом, из которого изготовлены.

Такое введение настраивает на несерьёзный лад. Сказки, мол… Только сказки – страшноватые. Есть одна сказка, придуманная молодыми реформаторами девяностых. Что, мол, именно у нас бизнесмену жить очень плохо и некомфортно (тому лавочнику, что продаёт портки, отпускаемые фабрикой за четыреста рублей, за пару тысяч; эксплуатируя продавщиц, трудящихся у него по 77 часов в неделю с одним выходным в месяц, безо всякой социальной и пенсионной страховки – привет "марксову" капитализму). А вот в США – для бизнесменов сущий рай. Особенно для бизнесменов высокотехнологических, взрастающих на тучных полях, щедро унавоженных государственными заказами DARPA и напоенных биржевыми муссонами NASDAQ, буйными, но живительными...

Но вот в реальности выясняется, что проблемы есть и у предпринимателей тамошних. И одна из них – киберпреступность. Что есть активы высокотехнологической фирмы? Это же не земля, представляющая активы для традиционных культур. Не заводы, пароходы и бумажные газеты индустриальных социумов. Это прежде всего информация. Хранящаяся прежде всего в цифровом виде – никакие другие формы нынче не обеспечат возможность её рентабельного использования (давно ли вы, уважаемый читатель, пользовались бумажной энциклопедией?)…

А какое свойство у цифровой информации? Правильно, копирование. Быстрое и беззатратное. То есть если кто-то получил доступ к вашему активу в виде оцифрованной информации, то вы перестали быть её монопольным владельцем. Вы поделились. Секретом варки мыла с феромонами, топологией весьма специализированного кристалла… Которые теперь доступны для производства теми, кто может производить эту продукцию с минимальными издержками.

А что происходит с разработчиком? И вот тут мы подходим к самому забавному. Оказывается, шестьдесят процентов малых американских фирм, ставших жертвами кибервзлома, гибнут. И цифры эти приводит не какой-нибудь местный профессиональный патриот, а самый что ни на есть заморский официоз – администрация мистера президента Обамы. И помочь ни бедолаге-предпринимателю, ни его инвесторам не может никто. Ни флот с дюжиной (считая музейный) авианосцев, ни 450 ракет "Minuteman-III", ни самолёты-невидимки, ни Министерство Охраны Родины… Ну, наверное существуют варианты страховок от потери бизнеса в результате кибератаки. Но, учитывая характер динамичный инновационного бизнеса, в реальную помощь от таких страховок верится слабо…

Так что, несмотря на гигантский бюджет заморских силовиков, конкретный предприниматель-инноватор оказывается достаточно беззащитным от таких атак, которых в год фиксируется более ста тысяч. Ущерб, нанесённый в 2011 году американской экономике кибератаками, оценивается в сотню миллиардов долларов. Экономика бывшей Владычицы Морей, нынешнего Непотопляемого Авианосца США, по оценкам Cabinet Office, потеряла в 2010 году 27 миллиардов фунтов стерлингов.

Но почему же "киберотмычка" оказывается лучше "киберзамка"? Столько писалось о необходимости соблюдения информационной безопасности. Существует целая вполне развитая отрасль. Если не слишком увлекаться получением откатов, то можно приобрести вполне качественные продукты. В чём тут дело?

А всё просто. Как писал классик о трудностях борьбы со шпионами? Шпион – это преступник, за которым стоит государство. Так вот, большинство тех, кто занимается проблемами кибербезопасности в англоязычном мире, уверены, что за очень большой частью кибервзломов стоит государство. Большое такое государство, населённое большим количеством поклонников Конфуция, как некогда писал Марк Твен.

И вот именно это государство поставляет на арену борьбы за мировое влияние, протекающее ныне в информационном пространстве, орды киберджедаев. Именно они играют ныне ту роль, которую перед Первой мировой (Вторая с её схваткой мессианских идеологий менее интересна, а вот Первая порождена делёжкой пирога в сугубо капиталистическом мире) играли эскадры дредноутов. Ну а теперь планетарное богатство делят пальчики, шустро бегающие по клавиатурам сетевых терминалов… И Фрэнк Силлуфо, специальный помощник прошлого президента по безопасности, говорит, что Америка ныне в кибербезопастности там же, где была в борьбе с терроризмом в памятный день 9/11.

Откуда же берётся преимущество в киберджедаях? Формирует его обычная арифметика. Как пишут янки, нужно иметь миллион программистов, чтобы отобрать тысячу киберджедаев. А у китайцев больше программистов, чем в США вообще инженеров. Ситуация американцам известная – когда-то в конце пятидесятых успехи СССР в развитии системы народного и высшего образования позволили обойти США в космической гонке. Ну а теперь на арене кибервойн лидирует Поднебесная. И она обречена иметь подавляющее численное преимущество – это обеспечивается обычной демографией. Да и школы у китайцев подобротней западных, отравленных мультикультурализмом и политкорректностью, – это показывают международные тесты PISA.

Какой тут выход для Запада?

Ну, прежде всего напрашивается передача кибервойн на аутсорсинг. В ту же Индию, осуществляющую информационную поддержку американского интернет-магазина, отгружающего из Гонконга в Россию продукцию, произведённую в континентальном Китае. Прецедент есть. Как британцы завоёвывали Индию? Да горсткой ирландских и шотландских солдат под командой офицеров-авантюристов. Ловко натравливая друг на друга раджей и пользуясь в своих интересах их многочисленными армиями. Вполне можно повторить этот приём – с ИТ в Индии превосходно, да и для системы образования в этой стране английский язык – первый. Но вот захочет ли Первый мир менять шило на мыло? Посмотрите на лица англичан, узнавших, что дом на их улице приобретён выходцем из Индостана. Радости они почему-то не испытывают…

Но есть в истории войн один интересный эпизод. 2 сентября 1898 года на берегу Нила сошлись экспедиционный корпус Горация Китченера и имеющая подавляющее численное превосходство армия Мухаммеда ибн Абдаллаха. Моральный дух суданцев был крайне высок – их же возглавлял Махди, Мессия! Но у британцев была новомодная штука, измысленная американцем Максимом. Тогдашний хайтек… Китченер потерял 48 человек. У Махди на месте было убито десять тысяч, а сколько при тогдашней антисанитарии выжило из 15 тысяч раненых, да и из пяти тысяч пленных (учитывая смертность буров в концентрационных лагерях…), неясно. Но битва при Омдурмане показала, что любому превосходству в числе может быть противопоставлено превосходство в технологии…

Так вот, джедаи мира "Звёздных войн" ничего не изобретали, не двигали прогресс. Они всего лишь пользовались симбиозом с мидихлорианами. (Светлая или тёмная сторона Силы их привлекала, не имеет значения. Намерения ничто, возможности всё, как говаривал один деятель Realpolitik.) И киберджедаи не изобрели ни Сети, ни компьютера, они всего лишь умеют эксплуатировать человеческие слабости с их использованием… Они не творцы, они игроки. Но компьютеры нынче играют в шахматы лучше людей.

Так что напрашивается вывод: армии киберджедаев вполне возможно (в смысле того, что препятствующий этому закон природы неизвестен) противопоставить армию боевых роботов. Не дронов, а гибрида программ-игроков с системами автоматизации программирования и анализаторами кода. Киберджедай отбирается из тысячи людей-компьютерщиков – софт робота будет копироваться со скоростью канала, создавая нового кибербойца. Полезные навыки будут мгновенно доступны всей армии. Трудно создать начальный образец? А жизнь вообще штука непростая… Только ведь другого выхода – нет.

Демографическое преимущество не у Запада, и достаточного числа белковых компьютеров, пригодных для запуска на них достаточного числа кодов киберджедаев, естественным путём не получить... Так что следующий этап развития ИТ - возникновение Искусственных Интеллектов, возможно, подтолкнёт традиционная для человечества драка за корысть!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.