Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кафедра Ваннаха: Писатель и бизнес-модель

АрхивКолонка Ваннаха
автор : Михаил Ваннах   17.01.2012

Практически все издания перешли уже в электронную форму. Существование обеспечивается попутной рекламой. Которая, адаптируясь к интересам потребителя (не всегда даже осознанным), подсказывает полезную информацию.

Интересно, но в эру небывалого развития высоких технологий огромной популярностью пользуется литература фэнтези. Та, в которой нет линейного времени научно-технического прогресса; в которой царят вечные законы магии и меча да меняются лишь имена королей с выигранными ими битвами.

И вот периодически авторы такого рода литературы начинают заниматься сочинительством иного рода. Они пишут челобитные. В них они почтительно, как и надлежит в мирах меча и магии относиться к начальству, умоляют доброго дядю придушить гидру сетевых библиотек, а тексты, распространяемые через волшебные кристаллы, тьфу, нет, через читалки, планшеты да смартфоны, продавать примерно так, как делается это в любимых начальством айфонах. (Которые на рынке США, видимо, благодаря выпуску модели iPhone 4S, подняли долю до 43 процентов реализуемых умнофонов, подперев упавший до 47 процентов Android.)

Да, модель бизнеса компании Apple, безусловно, крайне успешна. Свидетельством этого является её капитализация. Летом прошлого года суммарная стоимость ценных бумаг "надгрызенного яблока" превзошла общую стоимость таких гигантов, как Intel и Microsoft. Да к тому же самая дорогая ИТ-корпорация периодически обгоняет по капитализации углеводородную Exxon, становясь самой дорогой компанией планеты.

Ну а говорить о том, что в списке влиятельных людей планеты, составленном журналом Forbes в 2011 году, преемнику Стива Джобса Тиму Куку отведено 58-е место - на ступеньку выше, чем президенту РФ Дмитрию Медведеву, попахивает crimen laesae majestatis, так что мы об этом умолчим… (Русофобов тоже расстроим, упомянув, что премьер Путин в списке уступил лишь самому Бараку Хуссейновичу, обойдя даже владыку могучего и загадочного Китая, не говоря о всяких Железных Анжелах и Стариках Бруни…)

Но – мир информационных технологий динамичен и быстротекущ. Лидерство в нём надо непрерывно подтверждать в непрерывной борьбе. И бизнес-модель от "фрукта" отнюдь не единственная. Да, инвесторам она крайне удобна – это отображается динамикой роста акций. Но есть ещё и привлекательность для потребителей.

А на рынке операционных систем настольно-наколенных компьютеров яблочные изделия на порядок уступают мелко-мягким, ну а на рынке софта мобильных устройств их превосходят и ныне лидирующий Android, и недавно державший пальму первенства Symbian. Да и весьма успешный бизнес Google полностью (если я не ошибаюсь) бесплатен для потребителя. (Мы сознательно опускаем сейчас волонтёрские проекты вроде Wikipedia: видели бы вы выражение глаз хирурга, к которой на практику, или как оно там обзывается у медиков, пришли студенты новообразованного медфакультета, предъявившие конспекты со ссылками на Вики, – а также Linux.)

Так вот, скажем однозначно. Все попытки залить разлитое масло в разбитый горшок тщетны. И определяются они технологией. Копирайта не было в эпоху рукописей. Были авторы, даже профессионально жившие сочинением текстов. Были издательства, книжные лавки античности, где прилежно марали папирус своими каламами рабы-переписчики и, позже, отпущенники. Были скриптории, где монахи с послушниками водили перьями по пергаменту.

Но – давайте обратим внимание! Производительность труда любого желавшего переписать для себя текст была примерно такой же, как и у профессионалов. Нет, вышедшая из монастыря книга была чудно украшена, являя собой уникальный и драгоценнейший артефакт, ценой в рыцарский доспех или деревеньку с обитателями. Но контент вполне мог быть скопирован. (Хотя делалось это нечасто: в средневековых графствах и княжествах могло не быть даже полного текста Евангелия, не говоря уже о Библии, – слишком дороги были книги.)

Потом пришло книгопечатание, и монополия на распространение информации оказалась у владельцев печатного станка. (Поэтому устройство это с первых же дней своего существования оказалось объектом пристального внимания властей, и должность цензора, надзиравшего некогда за тем, чтобы совсем уж большая сволочь не втиралась в ряды законодателей Города, прочно ассоциируется ныне с контролем над информационными потоками.)

Ну, это, конечно не было абсолютом. Барышни традиционно переписывали стихи любимых поэтов в альбомы (в начале семидесятых годов прошлого столетия огромной популярностью пользовался, скажем, поэт Асадов). Более технически продвинутые юноши копировали Высоцкого и "Британский марш подводников" с третьей копии на магнитной ленте на четвёртую. Практиковалось записывание на плёнку передач BBC и даже польского радио.

Настоящий виниловый диск был драгоценен. Его извлекали из конверта раз, переписать на девятнадцати сантиметрах в секунду на магнитофон. Позже была эпоха копирования видеозаписей. (Впрочем, охранители нравов не дремали: за "Эммануэль" или "Зелёные береты" можно было сесть…)

А потом всё кончилось. Пришла цифра. С её способностью неограниченного копирования без потери качества. "С пятидесятидвухкратной скоростью", как писал в бумажной "Компьютерре" бесподобный либертарианец Анатолий Левенчук. Так стала распространяться сначала музыка, а потом, по мере роста скорости каналов - и видео, с появлением удобных устройств для чтения - и книги…

И – всё. И – назад дороги не будет. Всё, что может быть скопировано, будет скопировано. И это – навсегда. Попытки введения новых хитроумных методов защиты контента, о преодолении которых простейшими способами периодически рассказывается во всех компьютерных изданиях, проходят по разряду "приходите ещё, нам без дураков скучно".

Но вот писатели отнюдь не прочь получить за свой труд кое-какую денежку. Мир наш так устроен, что эти бумажки довольно полезны. Да и изрядная часть читателей с этим абсолютно согласна. Как тут быть? Бороться с пиратством путём писания коллективных челобитных? Ну как же надо не знать устройства мира современных ИТ, чтобы не понимать, что ни одно национальное государство (ну разве что Северная Корея) не в силах изолироваться от Всемирной паутины; задачу эту не решает полностью даже Великий Китайский Брандмауэр.

Так что нужно просто изменить бизнес-модель писательства. Вот известен феномен американской барышни, сочиняющей книги про вампиров, выкладывающей их в Сеть и собирающей более чем вменяемые деньги с читателей. Вообще в США распространение электронных книг как-то не порождает проблем с пиратством – там объёмы продаж книг электронных просто превышают продажи бумажных копий.

Но объясняется это не какими-то специфическими формами защиты. И уж не тупостью "пиндосов". Знаете, какая в США популярнейшая покупка была между Рождеством и Новым Годом? Пистолет или винтовка. Полмиллиона новых стволов ушло за неделю. Очень разумно в год глобального кризиса…

Так что продажи электронных книг – это из той же серии, что и стеклянные входные двери в "белых" поселках Среднего Запада. (В которые никто не норовит пальнуть даже из "пневматики".) Из разряда уважения к собственности в стране, где государство никогда не обирало всех граждан, назначая миллиардерами немногих достойнейших.

Ну и из практики работы крупнейших информационных корпораций, которые делают действительно доступным всё переведённое в public domain. Интересно, что русские книги позапрошлого века, которые автор читал в последнее время, оцифрованы или Microsoft, или Google. Наши же торговцы электронной книгой норовят содрать копеечку даже за текст Гоголя - видно, собираются вскоре туда, где Николай Васильевич пребывает, передадут…

А в России писателю стоит поглядеть на модели работы, скажем, СМИ. Практически все издания перешли уже в электронную форму. Существование обеспечивается попутной рекламой. Которая, адаптируясь к интересам потребителя (не всегда даже осознанным), подсказывает полезную информацию (скажем, лавочку с аккумуляторами буквально за соседним углом, которую никогда бы не нашёл…).

А помните, в советское время была такая "Роман-газета". Так что вариант бесплатной для потребителя и приносящей некоторый грошик автору бизнес-модели лежит на поверхности. Возможны и другие модели… Но в любом случае надо смотреть в будущее, а не скорбеть по временам, когда печатали книги на бумаге, а писали при свечах…

Да и тогда, помнится, Антон Палыч негодовал на тех, кто берёт и даёт читать книги… А в 1960-е "Искатель" публиковал памфлет Ник. Томана, ЕМНИП, о специализировавшемся на детективах западногерманском издательском концерне, где, озаботясь вышеозначенной проблемой дачи книг для прочтения, разрабатывали краску, через сутки после "откупоривания" книжки улетучивающуюся со страниц. Что-то это напоминает... И не следует ли наследникам писателя вчинить иск разработчикам систем защиты контента?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.