Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кафедра Ваннаха: Семисотевровое поколение

АрхивКолонка Ваннаха
автор : Михаил Ваннах   05.07.2011

Всеобщее высшее образование высшим быть не может по очень многим причинам. Так что давая образование слишком многим мы в принципе снижаем требования к нему.

Хотя вынесенный в заголовок термин и относится к сфере социально-экономической статистики, он настолько интересен и настолько ярко характеризует процессы, протекающие в постиндустриальных обществах, что о нем не грех поведать и аудитории Компьютерры.

Итак – семисотевровое поколение. Термин этот – 700 Euro Generation, - появился на страницах экономических изданий, преимущественно европейских, года три назад, на ранней стадии глобального экономического кризиса. Сначала речь шла о Греции, известной своим астрономическим долгом, но потом явление это отметили и в других странах на Юге Еврозоны.

Под "поколением 700 евро" понимали молодых людей, – когорту (это не военный, а демографический термин, обозначающий сверстников в том или ином интервале) от 22 до 32 лет, – которые после получения высшего образования не могли найти работу с зарплатой более семи сотен евро.

Ну, казалось бы, первое что придет в голову – с жиру бесятся. Особенно когда сравнишь эти зарплаты с теми, что предлагают в российской провинции выпускникам университетов больницы и школы. Но скажем прямо – Россия случай отдельный. У нас такая ситуация – следствие катастрофического краха прошлого экономического уклада, да и траектории реформ, в результате приватизационных процессов породившей мощную когорту миллиардеров.

А в Европе все шло сугубо эволюционно. Никаких социальных экспериментов на себе (даже режим "черных полковников" Пападопулоса, некогда правивший Элладой, проводил хоть и изрядно коррумпированную, но внятную экономическую политику). Никакой бескорыстной помощи за свой счет всему миру. Но и, – одновременно, – достаточно высокая социальная защищенность трудящихся. Вымирающих поселков у закрывшихся градообразующих производств не наблюдается… (Хотя греки в среднем и вымирают со скоростью 0,4 человека на тысячу в год.)

И с голодающей Африкой, с теми, кто живет менее чем на два доллара в день, сравнивать молодых европейских выпускников не приходится. Бедные Азии и Африки живут в большинстве своем в традиционных сельских обществах, в натуральном хозяйстве. Там структура расходов совсем иная – пара бананов и тряпка для оборачивания чресл, пальмовый навес над головой. Ну, нет образования и здравоохранения – но его ни у кого нет, и не было…

А вот поколение 700 евро – феномен новый. Люди родились в благополучной стране. Вели себя достаточно дисциплинированно. Ходили в школу, колледж или университет. А в результате – зарплата менее семи сотен местных монет. Такой доход не дает возможность выпускнику снять свое жилье. Питаться нормально можно – но если готовить умеешь сам (продукты в Европе не дороже, чем у нас). Ходить голым не будешь – китайские тряпки западнее от нас, почему то дешевле… Но – особо не поездишь, даже на общественном транспорте, даже по сезонным билетам. Но – семью не заведешь. Можно, конечно, заняться самообразованием, беря книжки в библиотеке – купить их не на что... Да и непонятно, зачем самообразование… Для большинства-то все равно, более оплачиваемой работы не светит…

В тех социальных катаклизмах, которые сейчас сотрясают Элладу, и делают подчас заложниками тех наших простодушных соотечественников, которые собрались взглянуть на места боевой славы царя Леонида, поколение 700 евро играет немаловажную роль. Это отмечают все, кто пишет о греческих беспорядках.

Ну, более разумные из семисотевровых эллинов, на площадях с коктейлем Молотова не беснуются. Они тихо и благоразумно подыскивают работенку за рубежом, пользуясь преимуществами членства в ЕС – "Generation der gepackten Koffer", как выражается германская пресса, сидит на чемоданах. Самые же ленивые просто не слезают с диванов – работящие немцы обзывают семисотевровых еще и "Generation Sofa", диванным поколением. Ну, еще кличут их интернет-поколением – действительно, канал нынче стоит дешево, а если нет денег на кафе только и остается сидеть в социальных сетях, при отсутствии оффлайн подружки удовлетворяться специализированными сайтами.

Ну а мы, не развешивая ярлыки и не множа вторичные понятия, разберемся же, почему такое получилось. И, как всегда обнаружим, что все определено технологией. Сначала – появление массовых технологических процессов и производственных линий огромной единичной мощности. Они способны производить и самые передовые процессорные кристаллы и самую дешевенькую искусственную пряжу буквально на весь мир. Появление технологий дешевых морских и интегрированных перевозок – в океанах гигантские контейнеровозы, а на дорогах тягачи с сорокафутовыми контейнерами, – позволило дешево развозить продукцию по всему свету

Информационные технологии позволяют планировать производство товаров и управлять дистрибуцией с невиданной ранее эффективностью. Но в результате – производство сосредотачивается в Юго-Восточной Азии. Проектирование – в англосаксонской Новой Европе, США, Канаде, Австралии с Новой Зеландией. Корея с собственной наукой и собственной индустрией стоит особняком. Германия сохранила начальные (вроде проектирования и технологической подготовки производства) и конечные (сборка и регулировка) этапы традиционных производств. Горное дело (с горной рентой) – там, где есть ископаемые. Ну а прочие… Трудно сказать!

Традиционных обществ живущих натуральным хозяйством в Европе давно нет. Значит – и сельскую, и горную, и промышленную продукцию надо покупать на рынке. По сугубо мировым ценам. (Еще в 2001 Греция экспортировала на 10,3 млрд. долларов, а импортировала на 28,2 млрд) А что в обмен? Что у Греции есть, кроме памятников?

Даже учитывая ее мягкий климат, даже принимая во внимание ее изрезанную береговую черту и обилие островов да Коринфский канал, делающих доступным дешевый морской транспорт, конкурировать в области производства с Юго-Восточной Азией она не сможет. Да и с исследовательскими университетами Восточного и Западного побережий Элладе не сравняться. И ведущей роли в управлении глобальным хозяйством, подобной той, что играют финансовые центры Сити и Уолл-стрита, Греции не сыграть. (Хотя в области океанских перевозок ее бизнес одно время играл поразительно важную роль – обратитесь к биографии Онассиса, к примеру)

А высшее образование получали в Греции многие. В одном университете Салоник обучалось около ста тысяч студентов – почти процент населения страны и четверть от числа жителей города. А университетов в одиннадцатимиллионной стране было полторы дюжины, да четырнадцать технических ВУЗов в придачу. То есть складывалась ситуация когда на небольшое количество индейцев приходилось слишком много вождей. Человек с высшим образованием получает приличные деньги после университета, когда таковых немного… Ну а когда Европа сформировала систему практически всеобщего высшего образования – плоды не замедлили себя ждать.

Всеобщее высшее образование высшим быть не может по очень многим причинам. Прежде всего – способности людей распределены по какой-то кривой, скорее всего гауссиане. Так что давая образование слишком многим мы в принципе снижаем требования к нему. Ну а еще такой эффект – конкуренция. Человеку свойственно лениться, если общий уровень невысок, и если не спрашивать со способного студента беспощадно – он начнет сидеть в портерных и приударять за барышнями…

Мы, кстати, такую ситуацию под конец СССР проходили. Когда штамповали инженеров в огромных количествах, платили им одинаково скверно и гоняли в колхоз. Поэтому инженер был в первых рядах врагов социализма (даже тот, кто нынче, удобно развалившись на кожаных подушках вседорожника, под ветерком кондиционера вспоминает ностальгически о великой стране, которую мы потеряли).

Но в Европе-то социальных экспериментов не ставили, и небесных добродетелей пролетариату, как это делали большевики, не приписывали. А ситуация явного избытка лиц с высшим образованием (другое дело – какого уровня высшим образованием…) сложилась… Причем этот избыток образованных никак не сказывается благоприятно на положении стран в системе международного разделения труда, на их платежном балансе (долг Греции ныне оценивают в ее полтора годичных валовых продукта).

Даже наоборот – истраченные на это деньги породили поколение, с младых ногтей чувствующее себя обманутым, считающее, что ему что-то недодали… К чему это приведет – сказать трудно. Ведь процессы-то эти расширяются, захватывая новые регионы благополучного ЕС, а о том, что поколение это в массе своей не нужно современной глобальной экономике (для работяг избаловано, а для инженеров малограмотно) сказать не решится ни один демократический политик!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.