Архивы: по дате | по разделам | по авторам

На мобильной рекламе много не заработать

АрхивКолумнисты
автор : Максим Букин   25.08.2010

Мобильную рекламу придумали уже давно - спам от операторов стал для абонентов делом привычным. Провайдеры создают новые схемы привлечения клиентов к рекламным сервисам.

Не верьте тем операторам, которые скажут, что "проекты мобильной рекламы только запускаются". Как бы не так - рекламными сообщениями они атакуют своих пользователей уже достаточно давно. Впрочем, без особого эффекта - до их пор такие проекты рассматривались только как тестовые, пилотные и без серьёзных масштабов внедрения. Но это скоро изменится - спамить своих клиентов операторы начнут по полной программе. При этом абонентам... можно будет заработать. Но очень немного.

В настоящий момент все рекламные сервисы можно разделить на две большие группы - те, где операторы размещают рекламу, которую пользователь увидит в любом случае, и те, где от такого "счастья" можно отказаться. Реклама по умолчанию включается практически во все сервисы информирования. Запрашиваете свой баланс через SIM-меню или USSD-команду? Получаете SMS о том, что ваш номер заблокирован? Звоните в контактный центр оператора связи? Везде вы увидите или услышите рекламу новых сервисов и дополнительных платных услуг, которые вам просто обязательно надо подключить на свой лицевой счёт. И не видеть/слышать эту рекламу невозможно: она идет в сочетании с полезной информацией. Никаких денег за просмотр или реакцию на такие сообщения не предполагается, впрочем, отключить их тоже нельзя. Оператору просто все равно: услугами пользуются миллионы людей и вряд ли они перестанут это делать из-за такой малости. К сожалению, тут действует принцип "поворчат и привыкнут". Кроме того, провайдеры практикуют массовую рассылку MMS-сообщений с рекламой: тоже не очень приятно получать её в роуминге.

Второй вариант даст пользователям возможность получать деньги за просмотр или прослушивание рекламы. Правда, заработать удастся только "частникам", которые подключены по pre-paid контрактам: все корпоративные номера, а также постоплатные счета абонентов из этого сервиса обычно исключены.

Самый простой сервис доставки рекламы, который знаком практически всем абонентам - это SMS. Уже сейчас, стоит оставить свой мобильный номер в каком-либо сервисном контракте или указать его в анкете для получения дисконтной карты и вы получите огромное количество спама. Что-то аналогичное будет приходить и от оператора связи. Первый пример уже демонстрирует северо-западный филиал компании "МегаФон", который решил возродить услугу "Мобильная реклама" - изъявившим желание читать оплаченный спам, оператор обещает отправлять несколько текстовых сообщений в день. Напрямую денег за это клиент не получит - за каждое SMS-сообщение на его счет будет зачисляться бонус в размере 50 копеек. Все подсчеты проходят в конце месяца, и их сумма не может превысить сумму начислений за услуги связи, то есть, предлагается, по сути, не заработок, а скидка. Разумеется, выводить средства с помощью мобильного перевода нельзя, и при расторжении контракта абонент их тоже не получит: эти деньги можно использовать только на оплату услуг связи.

Подобная услуга имеется и у "ВымпелКома" - называется "Узнай первым". Абонент соглашается на регулярное получение рекламных SMS - в обмен на плату за каждое сообщение. Сейчас тариф небольшой, даже меньше, чем у "МегаФона" - всего-то 20 копеек - и увеличиваться он явно не будет. В целом, таргетинг возможен достаточно интересный - все-таки оператор знает о своих пользователях довольно много. Но вот каков будет эффект подобной отправки предсказать не может, похоже, никто. Дело в том, что эффект мобильной рекламы, как утверждают аналитики IDC и Infonetics Research, возможен, только если присутствует купон со значительной скидкой. Информация о услугах и сервисах "для всех" уходит, как вода в песок. Но, похоже, в "ВымпелКоме" это ещё не осознали - среди первых рекламодателей "Чупа-Чупс" и банк "Уралсиб": возможно какого-то эффекта от базы в 300 тыс. согласившихся получать рекламные сообщения, клиентов, они и добьются. Абонентам же "светит" только несколько рублей в месяц от такой активности: число сообщений, полученных пользователем, не будет превышать 6 штук в день, и рассылка будет производиться с 10:00 до 21:00.

Активнее всех действует МТС - в частности, рекламодателям доступны SMS- и MMS-рассылки (абонент получит 28 копеек за каждое рекламное сообщение). А вот за рекламу на канале "МТС-Новости", баннеры и контекстную рекламу на портале wap.mts.ru, на интернет-сайте или мобильной версии интерактивного развлекательного портала Omlet.ru пользователям получить деньги "не выгорит" - оплачивать баннеры он будет из своего кармана (это лишний трафик). И отказаться от нее нельзя. Кстати, стоимость новых каналов для рекламодателей невелика: на уровне баннеров в Сети, при гораздо большем CTR. К примеру, стоимость рекламы в SMS составит 250 руб. за тысячу сообщений без учета скидок. Реклама в MMS обойдется в 1 тыс. руб. за тысячу контактов. Стоимость размещения баннера на WAP-портале оператора связи составит уже 600 руб. за тысячу контактов, на IVR-портале - 900 руб., на канале cell broadcast - 150 руб. Абоненты, ясное дело, получают куда меньше.

Весьма перспективный вариант для заработка абонента - поставить рекламу в виде речевых сообщений, которые заменяют гудки ожидания при звонках на телефоны сети. Подобный проект претворили в жизнь в столичном "МегаФоне", правда, без особенного успеха. И вот теперь, в рамках проекта с незамысловатым названием "Мобильная реклама", за это взялись в московском филиале МТС. Абонент, разумеется получит несколько рублей за каждого, кто прослушает рекламный ролик до конца. Вопрос только в том, станет ли вызывающий абонент звонить своему визави второй раз? Слушать музыку, которая не всегда нравится, вместо гудков - еще куда ни шло. Но рекламные крики о новом продукте или хороших условиях вклада - это уже слишком.

Пользуется определенной популярностью и совершенно отдельный тип рекламных сообщений, который можно назвать "услуга за рекламу". Схема достаточно проста - пользователю демонстрируется полторы минуты видеорекламы, за просмотр которых он получает 15 минут доступа в интернет. По такой модели работает, к примеру, Beeline Wi-Fi - крупная сеть хотспотов в столице (причем, модель может быть разной: к примеру, несколько рекламных SMS в обмен на минуты локальной связи и т.д.). Перед показом рекламы в проекте Beeline Wi-Fi, конечно, у пользователя спрашивают его пол, возраст и образовательный уровень. Но, как показала практика, эти параметры пока не работают - выбираем мы юношу 17 лет с первым курсом вуза или даму 60 лет с ученой степенью - все равно видим рекламу жвачки, автомобилей и сотовых телефонов. Видимо, пока что рекламодателей на все целевые группы не набрали. Кстати, технические требования к просмотру рекламы реализованы очень интересно - счетчик времени идет только пока пользователь видит это окно браузера: как только он его сворачивает или открывает поверх него что-то другое, все останавливается. Очень вероятно, что творческое развитие этой идеи будет проведено в жизнь для проектов мобильного телевидения по IPTV (есть у "МегаФона", МТС и "СкайЛинка"): пара минут рекламы оператора связи - и сервис доступен на 10-15 минут без учта трафика.

Кроме уже реализованных и близких к ним проектов, операторы связи лелеют надежду на новые виды рекламных воздействий, за которые можно "срубить" денег с рекламодателей. Речь идт о позиционировании LBS, когда рекламная SMS или MMS приходили бы пользователям в зависимости от нахождения их вблизи, к примеру, от торгового центра, бара или шаттла, который может отвезти их в развлекательный центр. Вариантов много, да и инфраструктура для подобных сообщений отработана: осталось только воспитать спрос.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.