Два ребенка за девять месяцев
АрхивКолумнистыВенчурный фонд Softline Venture Partners подвёл первые итоги. За девять месяцев работы под патронажем фонда были реализованы два стартап-проекта, каждый из которых представляет серьёзный интерес.
Венчурный фонд Softline Venture Partner подвёл первые итоги. За девять месяцев работы под патронажем фонда были реализованы два стартап-проекта, каждый из которых представляет серьёзный интерес.
Сначала о самом фонде. Он входит в международную группу компаний Softlineк, именующую себя лидером на российском рынке дистрибуции и лицензирования программного обеспечения. Деятельность фонда заключается в венчурных инвестициях в независимых разработчиков ПО на территории России, других стран СНГ и мира. Объем инвестиций в один проект составляет до $1 млн.; совокупный объём инвестиций в проекты – до $20 млн.
Слева направо: Дмитрий Пимкин, технический директор bookee, Роман Агафонов, директор по развитию интернет-бизнеса Softline, Игорь Чекун, руководитель Softline Venture Partners
С точки зрения фонда, специализация на инвестициях в ПО и Интернет делает Softline Venture Partners уникальным проектом на российском рынке. Портфельные компании фонда получают доступ ко всем возможностям Softline в сфере дистрибуции ПО. Кроме того, при необходимости фонд предоставляет те вещи, в которых команды разработчиков-энтузиастов традиционно не сильны – юридическое обеспечение, необходимое оформление юрлиц, бухгалтерское сопровождение.
Каких-либо жестких условий сотрудничества с командами разработчиков у фонда нет. В зависимости от ситуации, он может войти в проект как миноритарным акционером, так и получить в нём контрольный пакет. Основных критериев при отборе всего четыре:
- Наличие профессиональной команды.
- Наличие уникальной идеи или продукта.
- Коммерческая ценность продукта.
- Сроки начала окупаемости 1 – 3 года.
Официально фонд начал свою деятельность в декабре 2008 года, то есть около девяти месяцев назад. На пресс-конференции, состоявшейся 14 октября 2009 года, были представлены два проекта, уже реализованных за это время.
Первый из них – технология интерактивного видео (или, если угодно, гипервидео) Actio.tv (за день до публикации статьи он перестал подавать признаки жизни - прим. ред.). Идея заключается в том, чтобы обращаться с крутящимся на экране монитора видеороликом так же свободно, как мы привыкли обращаться с любой HTML-страницей.
На сайте мы можем изменить сценарий просмотра, тем или иным кликом выбрав последовательность страниц, с которыми мы знакомимся, – на заре World Wide Web был даже одно время популярен жанр гипертекстового нелинейного романа, сюжет которого определялся, таким образом, самим читателем. Точно так же теперь есть возможность делать видеоролики с нелинейным сценарием: в зависимости от того, куда кликнет зритель при просмотре, будет меняться сюжет и концовка. Например, кликнув по тому или иному болиду "Формулы-1", можно получить вид из кабины именно этой машины, а для любителей хеппи-эндов предусмотреть в постановке трагедии финал, в котором Отелло душит Дездемону духами "Шанель №5".
На веб-странице мы можем щёлкнуть мышкой по ссылке на документ (например, в формате WinWord) и тут же скачать этот документ к себе на компьютер для локального просмотра. Точно так же можно скачать документ из видеоролика, кликнув, например, по изображению лежащего на столе листка бумаги.
В случае с гипертекстовым файлом мы свободно можем снабжать текст разнообразными примечаниями, – открывающимися как в отдельных окнах, так и в маленьких окошках, всплывающих поверх основного текста. В гипервидео такие примечания можно выводить, например, на боковой панели, и они будут доступны во время просмотра.
И так далее, – буквально всё, что казалось чудом в технологии гипертекста полтора десятка лет назад, сегодня стало доступным в технологии гипервидео, – и знакомство с демонстрационными роликами тоже оставляет ощущение маленького чуда.
Где и для чего может быть использована технология гипервидео? Понятно, что первым делом её постараются приспособить для рекламы, – к чему у неё есть несомненные показания. Это всё настолько очевидно, что даже особо и заострять внимание на этом не очень хочется, – хотя потенциал тут несомненен.
Наверняка появятся эксперименты в области художественного гиперкино с нелинейным сюжетом и возможностью выбора концовки. Вряд ли они завоюют большую популярность, – как не стал популярным жанром литературы гипертекстовый роман, – но попытки наверняка случатся. В каких-то случаях они, возможно, окажутся даже оправданными, – так, несложно себе представить гиперверсию фильма "Осторожно, двери закрываются!", где прокручиваются два разных варианта жизни героини в зависимости от того, успела ли она на отходящий поезд метро.
Наверняка в изобилии появятся разного рода казуальные игры в жанре квеста, – вот для этой задачи технология заточена практически идеально. Не очень понятно, чем видеоквесты лучше обычных компьютерных, – разве что, возможно, окажутся дешевле в создании, – но эти сто цветов, несомненно, расцветут.
И всё же, на мой взгляд, наиболее перспективное свое применение эта технология найдет в образовании. Представьте себе видеозапись университетской лекции – профессор рассказывает и пишет мелом на доске. Более унылого зрелища, вероятно, и вообразить невозможно. А теперь – оживите этот его рассказ всплывающими по требованию иллюстрациями, примечаниями и сносками, возможностью скачать в нужном месте необходимую главу из той или иной книги, перескочить к другому, смежному разделу, а после вернуться, – и так далее. Качественно подготовленный подобный видеокурс хорошего преподавателя может стать просто-напросто бомбой, взрывающей учебный процесс. И хотя монетизироваться эта технология, особенно на первых порах, явно будет за счёт рекламных применений, – пожалуй, именно за образовательными приложениями – её будущее.
Второй проект, профинансированный венчурным фондом Softline Venture Partners, заслуживает отдельного подробного рассказа. Потому что это – система торговли электронными книгами (в материалах фонда – "национальная система"), которая претендует на то, чтобы стать вторым сколько-нибудь серьёзным игроком на этом рынке, потеснив монополию "Литреса". Так что об этом проекте – в следующей статье.