Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Социальные сети: к вопросу о телеге и лошади

АрхивКолумнисты
автор : Александр Милицкий   14.08.2009

Эпидемия моды на социальные сети продолжается. Только если раньше она распространялась вширь, то теперь устремляется вглубь, приобретая нишевой характер. Ревизию ниш проводит Александр Милицкий.

Ещё год назад многие пытались успеть запрыгнуть на подножку уходящего поезда, слепив, вслед "Одноклассникам" и "ВКонтакте", "ещё одну социальную сеть". Надежд на повторение успехов первопроходцев особо не было, - скорее, присутствовал циничный расчёт, сводившийся, главным образом, к освоению инвесторских денег. Впрочем, наиболее прекраснодушные руководители проектов рассчитывали ухватить три-пять-семь процентов от "рынка социальных сетей" (что бы ни понималось под этим расплывчатым выражением), заиметь миллион-другой пользователей (о меньших масштабах никто даже особо и не говорил), - а там уже разобраться, как со всем этим на борту потом взлетать.

Нынче, когда стало ясно уже, что этот фокус не прокатит, от моды на строительство социальных сетей, тем не менее, не отказались. Просто сместили фокусировку - от сетей "общетематических" перешли к сетям нишевым. И понеслась косая в гору - как кролики начали плодиться Социальные-Сети-Для-Кого-Угодно. "Как кролики" в данном случае – не совсем фигуральное выражение: можно вспомнить громко проанонсированную в конце прошлого года сеть krolik.ru с объявленным бюджетом $8 млн. - организованная Федором Бондарчуком, она позиционировалась как предназначенная для профессионалов киноиндустрии и к настоящему моменту уже благополучно испустила дух.

В этой эпидемии нишевых соцсетей, как и в любой эпидемии, четко просматриваются два подхода: "освоить средства инвестора" (такие обычно живут недолго) и "попытаться заработать" (большинство таких тоже оказываются нежизнеспособными). Адептов второго подхода обычно подводят неумение собрать минимально необходимую критическую массу пользователей, а также неумение этих пользователей монетизировать (что усугубляется нынешним спадом на рекламном рынке). Но если посмотреть вглубь, корнем всех бед является банальная ненужность самого проекта.

Существует довольно милый апокриф о том, что, якобы, к Бернарду Шоу пришёл известный фотограф провести фотосессию. Писатель с интересом разглядывал фотографическую технику – самую передовую и дорогую для своего времени - после чего со вздохом высказался, - дескать, если бы у него была такая фотокамера, то какие прекрасные снимки он смог бы делать. В ответ фотограф подошел к столу, взял авторучку писателя и вздохнул, - дескать, если бы у него была такая ручка, то какие бы прекрасные романы и пьесы он бы написал. Насколько реальна эта история, нам неизвестно, но даже если рассматривать её как басню, - содержащаяся в ней мораль заслуживает внимания.

Все эти навороченные движки, позволяющие завести аккаунт, "зафрендить", оставить сообщение и т.п., - всего лишь инструментарий, позволяющий людям общаться между собою. Он может быть полезным и удобным, а может оказаться так себе. Но как даже самый распрекрасный рубанок не сделает из вас столяра, если нет умения и потребности с ним обращаться, - столь же бесполезным окажется и "движок социальной сети", если нет самого общения и потребности в нем. Социальная сеть – это не софтина на сервере, а связи между людьми; всё остальное – вторично.

Самые успешные и популярные нишевые социальные сети появились тогда, когда и словосочетания-то такого – "социальные сети" – никто и не слыхивал, не говоря уже о специальном инструментарии. Тот же бешено популярный форум на auto.ru с его тысячами участников – ничто иное, как нишевая социальная сеть. Можно поставить на сервер мегаудобный софт и повесить сверху вывеску "социальная сеть для автомобилистов" - но это не даст никакого эффекта, потому что вся тусовка останется там, где и была. Другой пример – много лет существующий форум на nag.ru, где общаются провайдеры. И форум-то допотопный, и возможности "зафрендить – отфрендить" там нет, и весточек "такой-то передал привет такому-то" он не рассылает - а комьюнити живет и здравствует. И будет здравствовать, даже если кому-то завтра придет в голову открыть "социальную сеть для провайдеров".

Поэтому на все попытки "создать ещё одну социальную сеть" стоило бы смотреть с изрядной долей скептицизма. До тех пор, пока телегу будут запрягать впереди лошади, а во главу угла ставить технические возможности движка и оценку "рынка социальных сетей", ничего путного из этого не выйдет.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.