Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мифы о ГЛОНАСС. Часть 4: пока не в каждый дом

АрхивКолумнисты
автор : Фадеев Михаил   13.08.2009

Аналитик рынка навигации Михаил Фадеев устал от слухов, домыслов и ошибок в публикациях по ГЛОНАСС, и решил порадовать читателей "КТ-Онлайн" серией статей с разъяснениями. В этой части определяемся с местными особенностями.

Продолжаем наши диалоги о навигации. В прошлой части я описал одно из публичных недоразумений, господствующих в умах как обывателей, так и людей, принимающих решения по развитию проектов спутниковой навигации. Люди не понимают того простого факта, что навигационный сигнал спутников бесплатен для его потребителей. Первопричина такой "тёмности и косности мЫшления" в том, что Россия довольно сильно отстает от развитых индустриальных стран Запада и Востока по степени проникновения навигационных технологий.

Возьмем, для примера, сотовую связь. Количество владельцев мобильных телефонов в России уже практически не отстает от количества их пользователей где-нибудь в Германии, США или Японии. Да, имеет место довольно прискорбный факт, заключающийся в том, что наши операторы до сих пор считают "покупателей SIM-ок", а не их реальных пользователей (поэтому и столбик на диаграмме) отражает, скорее, оценку сверху, нежели реальную статистику. Но даже если скостить все "мёртвые души", рождённые желанием топ-менеджмента мобильных операторов получить очередные "звёзды на погоны" за очередные миллионы раздаренных гастарбайтерам у переходов подключенных SIM-карт, то уровень проникновения технологий сотовой связи в России всё равно будет приблизительно равен таковому в Штатах или Европе – это видно невооруженным взглядом: достаточно спуститься в метро или сходить на Черкизон (светлая ему память!).

Со спутниковой навигацией всё существенно хуже. Если в Европе и Штатах чуть ли не половина водителей так или иначе "оснащена" GPS-навигацией (тут тебе и авонавигаторы, и встроенная в автомобиль навигация, и коммуникаторы-смартфоны с навигационным модулем), то в России даже в самых развитых регионах вроде Москвы и Питера доля счастливых обладателей GPS-устройств пока не превышает 10% от числа всех "автомобилизированных". В корпоративной практике, то есть на автотранспорте компаний и организаций, GPS – ещё более редкий пока гость.

В чём причина такого отставания? Причина №1 заключается в том, что навигационные технологии на рынке России стартовали на 5 лет позже, чем в странах индустриальных демократий. Если там, у них старт рынку положило ранее упомянутое решение Клинтона снять искусственные ограничения на сигнал GPS, транслируемый гражданским потребителям (1 мая 2000 года), то у нас в России до 2 декабря 2006 года GPS и вся навигационная отрасль находилась хотя и под слабо работающими, но тем не менее, никем не отменёнными ограничениями. И хотя в реальности эти ограничения не работали, и десятки компаний "таскали" оттуда и продавали навигационное оборудование, путь навигации к массовому потребителю был затруднён. Те же федеральные розничные сети (основной канал продаж мобильной электроники) не могли начать продажу навигационного оборудования из опасения быть "прижатыми к ногтю" контролирующими органами. В декабре 2006 года правительство сняло всякие ограничения на использование технологий GPS. Был дан старт массовому рынку. Но там, на Западе (да и на Дальнем Востоке!) к тому времени такой рынок уже был более 6-ти лет.

Указанное отставание в развитии рынка не получается нагнать до сих пор. И это видно по очень многим параметрам, характеризующим этот самый рынок. Так, на Западе классических автонавигаторов до самого последнего времени продавалось больше, чем коммуникаторов и смартфонов с GPS-модулем. Связано это было с тем, что рынок навигационных устройств изначально там формировался именно вокруг классических PND. Технологии производства смартфонов и коммуникаторов же были недостаточно развиты, чтобы встраивать в них GPS-модуль. В России же, ввиду того, что рынок "стартовал" только в 2006 году, когда производители коммуникаторов и смартов уже активно "игрались" с GPS, всё случилось с точностью до наоборот. У нас до сих пор коммуникаторов и смартфонов продаётся больше, чем обычных автонавигаторов. Наша технически "продвинутая" публика изначально "подсаживалась" именно на сложные устройства, навроде, коммуникаторов E-TEN (glofiish) или HTC. А именно гики на начальной стадии формирования любого рынка электронных гаджетов формируют его структуру – каждый "гик" способен "подсадить" на технологию с десяток своих знакомых и друзей.

Причина №2 более слабого развития технологий навигации в России заключается в неразвитости нашей транспортной инфраструктуры. Навигация, ведь, это – инфраструктура второго уровня, надстройка над первым уровнем – дороги, воздушные, водные и железнодорожные пути. Если первый уровень в России развит несколько иначе, чем на Западе (у нас слабее развита дорожная сеть, но при этом лучше – железнодорожная), то, естественно ожидать, что и сценарии использования навигации будут иными, чем у них, там.

Действительно, если в Европе с её "копеечными" расстояниями от одной страны до другой вполне естественный способ проведения досуга в выходные – поездка на машине в соседнюю страну с семьей, то много вы знаете семей в России, которые могут себе позволить на выходные съездить на машине хотя бы в Питер? Да, расстояние, может и не такое ужасное (700 км), но дороги! Я лично это расстояние меньше, чем за 10 часов никогда не проходил. Плюс полдня потом отходил от "путешествия". Поэтому если у них там, навигация используется повсеместно для поездок в соседние города и страны, то есть, в места НЕзнакомые, то у нас сценарий использования навигации совершенно иной. У нас навигацией пользуются внутри одного региона, для поездок в места привычные и близкие.

Это неизбежно приводит к специфике развития рынка навигации и навигационных сервисов. Скажем, у нас резко возрастает потребность в сервисах информирования о дорожной ситуации ("сервисы пробок"). Как доехать от дома до работы по маршруту, по которому я ездил 5 лет подряд, мне рассказывать не нужно. Я и без всякого навигатора могу по нему проехать. Но если "новомодная штучка" даст мне возможность избежать пробки, предложив маршрут объезда – это уже другой коленкор! Ценность навигатора в этом случае для меня существенно возрастает.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.