Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Хостинг сайтов: сверла и дырки

АрхивКолумнисты
автор : Александр Милицкий   12.08.2009

Давайте скажем прямо: нынешний рынок хостинга не плох, а очень плох. Он практически не предлагает пользователю того, в чём этот самый пользователь действительно нуждается. С ситуацией разбирается Александр Милицкий.

Допустим (а это ещё очень простая ситуация), вам нужно создать корпоративный сайт своей фирмы. Вы идете смотреть тарифы хостинг-провайдера и читаете что-нибудь вроде: "Виртуальный хостинг за 299 руб./мес., включая 3 Гб дискового пространства, доступ по SSH, PHP5, MySQL5 и т.д., и т.п.". Или: "Выделенный DDS за 2499 руб./мес., включая 20 Гб дискового пространства, 1024 Мб памяти, процессор Intel Xeon Quad-Core 1200 МГц..." Конечно, специалист разберётся в этом без особого труда, но вы-то – не специалист, и с трудом разбираетесь, чем виртуальный хостинг отличается от DDS при примерно десятикратной ценовой разнице. Чтобы соорудить на всём этом сайт, вам потребуется специальный человек, который сумеет обуздать и настроить "Апач", "Мускул", "ПэХаПэ" и прочих страшных зверей. И другой специальный человек, способный на всём этом соорудить работающий сайт. И третий специальный человек, чтобы этот сайт нарисовать. А чтобы заполнять и обновлять содержимое мог не специальный человек, а секретарша Ниночка, - потребуется ещё страшный зверь CMS (Content Management System – система управления контентом), с которым, при всей его дороговизне, головной боли ещё больше. Что лучше, - "СайтМейкер" или "Битрикс"? "Плеск" или "ВордПресс"? Что? "ВордПресс" – это блоговый движок, а "Плеск" - совсем из другой оперы? Как всё сложно...

Рынок хостинга и сопутствующих ему приложений сегодня для конечного пользователя крайне недружественен. Он напоминает то, что творилось на рынке фотографии десятка три лет назад. Если вам требуется, например, портрет горячо любимой супруги, можно поступить массой различных способов. Можно обратиться в фотоателье или пригласить профессионального фотографа на дом, заплатить деньги (довольно немаленькие) и получить готовый результат. Можно обзавестись собственной камерой и лихо жать на кнопку, а плёнку сдавать в проявку, заказывая отпечатать понравившиеся кадры, - обойдется дешевле, но полного контроля над процессом нет. А можно всё делать самостоятельно, обзаведясь бачками, кюветами и фотоувеличителем, оборудовав темную комнату, научившись смешивать химикаты и оперировать всем этим хозяйством. При большом объёме работ выйдет дешевле, процесс окажется под контролем, можно даже не бояться, что интимные снимки получат нежелательное распространение, - но порог вхождения, как финансовый, так и с точки зрения знаний и умений, окажется довольно высоким.

Всякий рынок развивается в сторону большего удобства для простого пользователя. Чтобы получить фотографию, сегодня нет нужды мучиться с выбором диафрагмы и выдержки, изучать тонкости процесса, связываться со сторонними подрядчиками - достаточно нажать на кнопочку (да-да, "вылетит птичка") и сбросить получившийся кадр на принтер. Конечно, то, что выйдет в итоге, вряд ли окажется вершиной фотоискусства - для этого продолжают существовать дорогие фотопрофессионалы - но в большинстве случаев клиент останется вполне доволен, что и требовалось.

Дойдет когда-нибудь до стадии аналогичной зрелости и рынок хостинга - ведь люди, покупающие сверла, на самом деле стремятся купить дырки. Как это должно, в теории, выглядеть? Провайдер – не "хостинг-провайдер", а провайдер веб-приложений - предлагает потенциальному пользователю тарифные планы с готовыми решениями. Под решением понимается корпоративный сайт, интернет-магазин, электронное СМИ, отраслевой каталог, персональный сайт и т.п. Оно включает в себя установленную и настроенную CMS, которую пользователь может без особого умственного напряжения заточить под собственные нужды. В качестве паллиатива можно воспользоваться одним из нескольких десятков вариантов типового дизайна - но есть подробные и понятные инструкции, позволяющие "натянуть" на сайт необходимый оригинальный дизайн, нарисованный собственноручно или заказанный профессионалу. Юзеру остается только «нажать кнопочку, чтобы вылетела птичка» – через понятный и дружественный интерфейс ввести данные для размещения на сайте.

Сегодняшняя реальность от нарисованной нами картины довольно далека. Конечно, на рынке предлагается множество «готовых интернет-магазинов», некоторое количество систем управления контентом той или иной степени продвинутости, но всё это представляет собой набор "сделай сам" и требует либо привлечения специалистов, либо длительного изучения документации. Отсутствует главное – смычка между поставщиками решений (таких, как CMS) и хостинг-провайдерами. И приобретать услуги хостинга и систему управления сайтом приходится по отдельности, даже если провайдер и участвует в партнерской программе, продвигая ту или иную систему.

С самими системами дела обстоят тоже далеко не идеально. Есть, как уже говорилось, "готовые интернет-магазины". Есть форумы - платные и бесплатные. Существуют блоговые движки, на которых, при известной сноровке, изрядно поработав напильником, можно даже соорудить полноценный сайт. "Битрикс" не так давно анонсировал приложение для строительства социальных сетей. И фактически всё. Где решения для интернет-газеты? Для сайта-справочника? Да что там, - для персонального сайта?..

Причём мы не говорим о чём-то невозможном: софтверные веб-решения и хостинг давным-давно предоставляются "в одном флаконе" "Живым журналом", "Одноклассниками", "ВКонтакте", "Мамбой" и множеством других социальных сетей, блог-платформ, сайтов знакомств и прочих сервисов. Эти решения достаточно просты в пользовании, чтобы даже самый тупой идиот мог завести себе дневник на "Лирушечке" или пофлиртовать на "Одноклассниках". Однако если говорить о персональном сайте, то максимум, что у нас есть, это странички на "Народе.Ру", функционально и эстетически оставшиеся в прошлом тысячелетии. Казалось бы, кроме проявления воли и инициативы ничего особо и не требуется. Но владельцы сервисов предпочитают, в массе своей, рекламную бизнес-модель с платными дополнительными услугами, а хостинг-провайдеры предпочитают по старинке торговать дисковым пространством.

Вряд ли это будет продолжаться слишком уж долго; через не слишком большое время найдётся компания-первопроходец, которая этот подход реализует. Ну а за ней уже устремятся и остальные...

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.