Мифы о ГЛОНАСС. Часть 2: оно нам надо?
АрхивКолумнистыАналитик рынка навигации Михаил Фадеев устал от разнообразных слухов, домыслов и ошибок в публикациях по ГЛОНАСС, и решил порадовать читателей "КТ-Онлайн" серией статей с разъяснениями. В этой части определяемся со спросом.
В первой части моего многосерийного повествования о ГЛОНАСС и перспективах отечественного навигационного рынка я дал определения основным понятиям, которые планирую употреблять в дальнейших сериях. Также я пояснил, зачем вообще был начат этот многосерийный материал, и дал некоторое представление о том, каким образом тема ГЛОНАСС сейчас освящается в СМИ и откуда появляются некоторые уже достаточно устоявшиеся "легенды" и "мифы" вокруг этой технологии. В этой части давайте порассуждаем о том, зачем нам, собственно, нужен это самый ГЛОНАСС? Может, от него вообще нет толку и России он – как собака пятая нога?
Начнем с хвалебной оды. Оды нашему любимому правительству. Что меня искренне радует в нашем современном государственном "уме", так это бесспорно усиливающееся понимание одной очень важной вещи – эффективность экономической деятельности во всех её проявлениях неотрывно связана с уровнем развития базовой инфраструктуры страны, её экономики. К базовой инфраструктуре относятся средства связи, транспортные магистрали, финансовая система. Действительно, чем дешевле и проще взять кредит в банке, тем активнее будет развиваться малый и средний бизнес (про крупный я уже и не говорю!). Тем больше может быть создано новых компаний, новых рабочих мест. Если сейчас от Москвы до Питера можно доехать лишь за 5 и более часов, то желающих кататься туда-сюда найдется немного. На элементарном, житейском уровне сотрудники компаний и их руководители минимизируют поездки между столицами. И даже не по причине экономии средства – банально жалко времени. 5 часов туда, 5 часов сюда - итого - 10 часов в пути. А, учитывая то, что на половине протяжения пути нет даже EDGE-покрытия беспроводным Интернетом, абсолютно не представляется возможным потратить эти 5 часов с максимальной пользой, как если бы сотрудник сидел в офисе за компьютером. Потеря нескольких часов эффективной работы одного сотрудника отдельной компании в масштабах государственной экономики оборачивается потерями десятков и сотен миллионов рублей ежемесячно. Можно и не ездить в Питер или откладывать поездки, "собирая в кучу" несколько дел одновременно. Но это означает снижение скорости бизнес-процессов: пока накопится достаточная масса дел, чтобы "оторваться и поехать в Питер", все эти "откладываемые" вопросы (недостаточные для достижения критической массы), будут "буксовать".
С инфраструктурой в стране понемногу становится лучше. Где-то. Иногда
Следовательно, если запустить скоростную магистраль Москва-Питер и сделать возможным путешествие между двумя столицами не за 5 и более часов, а хотя бы за 3.5, то это реально может простимулировать множество людей из сотен и тысяч компаний к тому, чтобы ездить чаще и больше, ускоряя темпы решения многих важных для их организаций вопросов. Следовательно, повышается эффективность работы их компаний, прибыль. Бумерангом рано или поздно это отражается на росте налогооблагаемой базы, то есть государство в итоге возвращает деньги, вложенные в строительство скоростной магистрали. Это – базовые основы экономического развития в общегосударственном масштабе.
Ровно аналогичная ситуация с пробками. Пробки – это огромные, колоссальные потери времени и материальных ресурсов отдельных людей и компаний. 1 час простоя одного сотрудника в пробке ежедневно оборачиваются сотнями миллионов и миллиардами рублей потерь в масштабах страны. Соответственно, эффективная борьба с пробками приобретает решающее значение с точки зрения повышения эффективности развития экономики России в целом.
Теперь смотрите. Навигация – это именно тот инструмент, который позволяет, во-первых, уменьшать время, проводимое в пути конкретным сотрудником/единицей транспорта. Во-вторых, навигационные сервисы – прямой путь к борьбе с "пробками", возможность прогнозировать интенсивность движения и оперативно перераспределять транспортные потоки равномерно по всем магистралям идущим в одном направлении. Навигация, наконец, это усиление контроля за передвигающимся транспортом, повышение эффективности работы транспортных и логистических компаний, уменьшение износа техники и прочих расходов, связанных с неэффективными маршрутами передвижения.
Навигация, по идее, может облегчить ситуацию с пробками
Только вчера на шиномонтаже столкнулся с одним, скажем так, "петровичем" (такой классический русский дядя), который полгода назад купил себе ну ооочень подержанный Land Rover. В качестве одного из аргументов он привел то, что машина ездит на дизеле. А ему возразил: "Так, ведь, дизель по цене уже сровнялся с бензином". "Эва! – возразил дядя, - Да любой водитель автобуса тебе за 12 рублей/литр сольёт полбака!". Это – прямые потери автопарков. Системы телематики на основе спутниковой навигации способны прикрыть такие "лазейки слива дизеля по 12 рублей/литр водителями автобусов" в общегосударственном масштабе.
Одним словом, навигация – базовый компонент инфраструктуры современной экономики, способный "спасти" миллионы, десятки и сотни миллионов, миллиарды рублей в год в масштабах государства, стимулируя рост и развитие огромного числа компаний и организаций. Увеличивая налогооблагаемую базу. Спутниковая навигация необходима экономике страны так же, как ей необходима сотовая связь, быстрый Интернет, хорошие дороги. Чем лучше дороги, тем эффективнее работает экономика. Чем больше количество людей и транспортных средства, использующих навигацию на ежедневном, бытовом уровне, тем выше эффективность работы людей и компании, субъектов этой экономики.
То есть, мы поняли, что навигация нужна как воздух. Нужна не только России, но и всем странам, которые хотят эффективно конкурировать в глобальном масштабе, на мировом рынке. А теперь представьте себе ситуацию, что все сотовые телефоны в стране вдруг отключили. ВСЕ! До единого! Что случится в этот момент? Да, лет 20 назад люди прекрасно обходились без мобильников, экономика работала, компании и корпорации получали прибыль. Но прошло 20 лет. И нынче очень многие процессы в нашей жизни и работе требуют наличия сотовой связи. Что будет, если её в один момент не станет? Коллапс! Хаос! Опять-таки торможение экономики в глобальном масштабе. Ровно аналогичная ситуация будет иметь место быть, если лет через 10, когда навигация, что называется "войдет в каждый дом", кому-нибудь прейдет в голову отключить спутниковый сигнал. А ситуация это вполне реальная, учитывая, что единственная на сегодняшний день широко развернутая в мировом масштабе навигационная система контролируется фактически одной кнопкой в заокеанском кабинете. Ведь GPS (о ней речь в данном случае) до сих пор – проект Министерства Обороны США, хотя сигнал и доступен и бесплатен для всех людей по всему миру.
Да, это было поистине гениальное решение руководства нашего заокеанского "партнера": 1 мая 2000 года было принято решении снять искусственное "загрубление" сигнала системы GPS – все гражданские потребители по всему миру мгновенно получили возможность ориентироваться с точностью до 20 метров, используя свободный и бесплатный сигнал GPS. И мир начал "подсаживаться" на "халявную" спутниковую навигацию. Навигация внедряется повсеместно, сегодня её используют десятки тысяч компаний и сотни миллионов рядовых потребителей по всему миру. И дальше будет больше. Но вдумайтесь! Все эти люди, все эти компании управляются одной кнопочкой известно где! Стоит её нажать, и те, кто надо, будут продолжать ездить точно и быстро, используя последние навигационные ноу-хау. А "кто не надо", просто встанут в заторах и пробках, пытаясь вспомнить, как же читать карту, которую последний раз брали в руки лет 10 назад.
Именно в этом кроется потенциальный успех ГЛОНАСС не только в России, но и в мире.
Спутниковая технология – вещь мегадорогостоящая. Американская система GPS обошлась налогоплательщикам, если не ошибаюсь, в пару десятков миллиардов долларов и продолжает кушать весьма немалые денежки ежегодно. Это – неизбежная плата за возможность контролировать мир. Но дело даже не только в деньгах. Далеко не каждая страна в мире владеет подобными спутниковыми технологиями, необходимыми для развертывания спутниковой навигационной системы. Что же делать таким странам, как Иран или Бразилия? Мексика? Израиль? Венесуэла? Греция? Страны Персидского Залива? Не внедрять навигацию – оставить свою экономику на уровне развития прошлого века. Внедрять и зависеть от какой-то одной кнопки никому не хочется. Свою систему развернуть тоже не "по зубам". Выход один – использовать несколько систем одновременно. А если это будут системы "потенциальных" противников (тьфу - партнёров), то гарантия работоспособности такого решения будет практически 100%. Действительно, вы много слышали, чтобы Россия успешно договаривалась со Штатами на тему "вконец загнобить" какую-то из стран, неугодных одной из сторон? То есть шанс, что какой-либо стране перекроют кислород с двух сторон, отключив обе спутниковые навигационные системы, стремится к нулю.
Вывод: многие страны в мире КРОВНО заинтересованы в появлении работающей мощной альтернативы американской системе GPS. Если такая альтернатива появится, без сомнения, она будет востребована в десятках стран в самых разных регионах.
Европа тоже заинтересована в альтернативе GPS
Но важно понимать, что ГЛОНАСС никому не нужен в виде спутников, летающих по своим орбитам и вещающим в пустоту свои сигналы. В мире нужны законченные решения, то есть помимо спутников наши потенциальные партнеры – покупатели ГЛОНАСС - ждут оборудование, которое ловит сигналы спутников как ГЛОНАСС, так и GPS, ПО, которое на этом оборудовании работает, технологии создания навигационных карт и их актуализации, навигационные сервисы (та же телематика и системы контроля транспорта). Если ГЛОНАСС "выйдет" на мировую арену именно как альтернативное законченное решение спутниковой навигации, система, которая предлагает законченную инфраструктуру, то у нас есть все шансы не просто утвердить тем самым свое влияние в мире, но и получить весьма доходную индустрию, способную производить высокотехнологичные и, что самое главное, востребованные на мировом рынке продукты. Индустрию, которая дает доход не от экспорта нефти-газа или металлов платиновой группы, а индустрию которая в которой продаются за рубеж продукты работы мозга российских инженеров и программистов. Это именно то самое "изменение структуры экспорта с расширением доли продукции высокотехнологичных отраслей" или "перевод экономики с сырьевых на инновационные рельсы", о чем мы так часто слышим в выступлениях наших государственных мужей всех рангов.
То есть, ГЛОНАСС, при правильном к нему подходе может:
А - стать стимулом к развитию многих новых инновационных направлений производства внутри страны (тут тебе и оборудование, и навигационные карты и ПО, и навигационные сервисы и всякие корпоративные решения из области телематики, систем контроля и безопасности);
Б - стать весьма неплохим источником экспортных поступлений, в основе своей имеющих продажи результата работы этих высокотехнологических отраслей экономики.
А теперь немного дегтя в эту сладостную идиллическую картину мира. На всё на это у ГЛОНАСС есть лет 5-6, не больше. "Враг не дремлет" и "свято место пусто не бывает". Европа уже вовсю готовит развертывание своей навигационной системы Galileo. Китай также публично объявил о подобных планах со своей Бейдоу. Но пока и то, и другое – слабо жизнеспособно, мы можем как-то рыпаться и попробовать добиться того, что второй системой в мире по значимости станет именно ГЛОНАСС. Если же Бейдоу или Galileo "взлетят" раньше, чем ГЛОНАСС "распустится" и начнет благоухать всем созвездием ароматов, боюсь, что в качестве "четвертой альтернативной системы" он уже будет мало кому интересен.
Я сознательно опустил в этой части вопросы обороноспособности страны. Потому как важность ГЛОНАСС с точки зрения того, как правильно направить крылатую ракету, ясна даже тем, кто весьма далек и от первого, и от второго. А вот мощный экономический и политический потенциал технологии ГЛОНАСС, понимают, к сожалению, далеко не все. Поэтому и пишу об этом так подробно.
К сожалению, так получилось, что написал уже слишком много. И развеивать очередной миф, позвольте, я буду в следующей части своего многосерийного повествования.