Архивы: по дате | по разделам | по авторам

О блоггерах, блогунстве и блогистике

АрхивКолумнисты
автор : Александр Милицкий   24.07.2009

Мода на продвижение в блогах и социальных сетях, дошедшая до корпоративных пиарщиков, радует нас странными гримасами. Что  они вообще делают и зачем это всё?

Волею судеб, не так давно мне довелось быть приглашённым на два мероприятия, организованные крупными и известными корпорациями для блоггеров. Быть приглашённым именно в качестве блоггера.

Первое мероприятие громко называлось "Блог-саммит", проводилось компанией "Комстар-ОТС" и было посвящено запуску в коммерческую эксплуатацию услуги мобильного WiMax. Приглашены туда были люди, пишущие в своих блогах на телекоммуникационные темы. Среди этих людей оказались журналисты, аналитики и вообще товарищи из отрасли - что, впрочем, и неудивительно – скорее, было бы удивительно встретить там кого-нибудь "с улицы". Почему нас собрали именно как блоггеров, для меня, говоря откровенно, загадка, – то же самое мероприятие можно было бы обозвать "пресс-конференцией", не особо погрешив против истины. Ну – блоггеры так блоггеры. Блоггеры – это модно. Побудем блоггерами.

Начало мероприятия удалось на славу: собравшимся долго рассказывали, кто такие блоггеры, как эти блоггеры нужны и важны, сколь велика "роль новых медиа в информационном поле телекоммуникационной компании" (только не смейтесь – это цитата). Нам, видимо, следовало преисполниться чувством собственной важности. В общем, зачем мы нужны на этом мероприятии, нам рассказали подробно и даже отчасти занудно. Осталось, правда, слегка непонятно – а нам-то оно зачем?

Эту неясность несколько развеял Виктор Белов, ныне занимающий позицию директора по развитию сервисных платформ и сетей "Комстар-ОТС". Собственно, если бы кроме выступления Белова больше ничего и не было, мероприятие особо не потеряло бы. По крайней мере, он рассказал некоторые реально интересные вещи – например, почему "Стрим" не предоставляет и не будет предоставлять статических IP-адресов, или зачем вообще нужно было внедрять услугу мобильного WiMax. В длинном выступлении диджея-маркетолога, через фразу подчеркивавшего свое абсолютное незнание технологии, ничего интересного не было – равно как и в последовавшем фуршете (приятном и вкусном, надо отдать должное).

Второе мероприятие, куда я попал в качестве блоггера, проводилось компанией Nokia и было посвящено открытию магазина цифрового контента и началу продаж нового коммуникатора N97. Блоггеров на него собирали не "узкотелекомовских", а, как бы сказать, "общетематических". Фуршет начался ещё до начала презентации и продолжался всё время параллельно ей – что, в общем, следует признать крайне прогрессивным форматом. На большом экране демонстрировался собственно магазин – как там можно делать покупки игр, рингтонов и прочей цифровой развлекухи. Потом в аудиторию внесли единственный аппарат, и у каждого присутствовавшего была возможность пару минут за него подержаться и понажимать кнопочки.

Что общего у этих двух мероприятий?

Во-первых (это было видно), они готовились давно и тщательно - это ощущалось буквально во всем.

Во-вторых, организаторы проявили максимум предупредительности и доброжелательности по отношению к гостям, сделав всё, чтобы те ощущали себя комфортно и сыто.

В-третьих, тем, что оба мероприятия, на мой взгляд, завершились грандиознейшим, полнейшим провалом. И вот на этом месте я хотел бы остановиться, чтобы рассказать поподробнее.

Интерес корпораций к блогам, социальным сетям, "народным медиа" и сарафанному радио вполне понятен и естественен. И желание привлечь внимание лидеров мнений (будь то авторы блогов по телеком-тематике или просто "тысячники" ЖЖ) – можно даже считать похвальным. Однако формат, что в том, что в другом случае, был избран привычный для корпоративных пиарщиков – формат пресс-конференции. А в случае с блоггерами это не работает.

Это для журналиста состоявшаяся пресс-конференция сама по себе уже является информационным поводом, а поскольку журналист такие поводы ищет ежедневно, то можно не сомневаться, что тем же вечером он обязательно хоть куцую заметку, но накропает, и назавтра результат мероприятия можно будет наблюдать на страницах прессы. Блоггеру, который пишет лишь о том, о чем ему самому хочется, и за спиной которого не стоит редактор с хлыстом, чтобы написать о чем-то, нужен куда более серьезный повод. Ему самому должно быть интересно, причем не просто интересно, а очень – в достаточной степени, чтобы отвлечься от других дел и написать-таки. Ни длинные рассуждения маркетологов, ни демонстрация, куда следует нажать, чтобы загрузить из интернет-магазина рингтон, настолько интересными не являются. Это во-первых.

Во-вторых, добросовестный блоггер, не желающий впасть в грех блогунства1, не станет хвалить что-либо только потому, что его угостили пиццей и вручили пакет с футболкой. А вещей, за которые можно ругать, на презентациях, как правило, почему-то не демонстрируют. Получается, что писать-то – и не о чем.

На самом деле, можно было бы и похвалить, – если бы предмет похвалы можно было бы пощупать своими руками и понять, что в нём на самом деле хорошо, а что не очень. И за "не очень" – отругать по делу. Аргументированные, подробные отзывы, основанные на личном опыте, – вот тот реальный выход, на который могли бы ориентироваться корпоративные пиарщики, работая с блоггерами. Это рискованно, да, – вдруг обоснованной ругани окажется больше, чем позитивных отзывов? Хотя и это, если разобраться, не смертельно, – ведь первого принципа промоушена никто не отменял2.

Но чтобы это стало возможным, необходимо что-то дать блоггерам пощупать, попробовать, проверить, протестировать самостоятельно. За пару минут никак не понять, удобен ли коммуникатор N97 в обращении, и хорош ли заточенный специально под этот коммуникатор интернет-магазин. За это время невозможно даже определить, удачна ли его клавиатура, или же ей невозможно пользоваться, как утверждают некоторые. Да и рассказ о прелестях подключения по мобильному WiMax без возможности эти прелести собственноручно пощупать – тоже дает маловато пищи для отзывов.

Понятно, что коммуникатор – штука недешёвая, и раздавать их направо и налево людям, которые потом непонятно что напишут (да и напишут ли вообще), – дело рискованное. Точно так же глупо ожидать, будто оператор раздаст для тестирования WiMax-модемы с подключением. И вот тут организаторам мероприятий стоило бы проявить немного фантазии.

Например, посадить участников мероприятия в автомобиль, предоставив возможность выбора маршрута, чтобы те сами оценили, насколько в действительности плотно охвачен город покрытием беспроводной сети. Ни одного модема при этом не пострадает, а вот возможность самостоятельно пощупать и сделать выводы – будет предоставлена в должной мере. Или – пусть даже доступен единственный демонстрационный экземпляр коммуникатора – устроить на нём небольшое соревнование среди собравшихся блоггеров по вводу текста на время. Те и собственноручный опыт получат, и на практике разберутся, и впрямь ли так неудобна клавиатура, как некоторые говорят. И написать будет о чём.

В общем, PR-подразделениям компаний, желающих заниматься блогистикой, пока что следует поставить твердую двойку за дефицит фантазии. Оно понятно – придумать для блоггеров оригинальный формат, заточенный под конкретный продукт, куда сложнее, чем потратиться на очередной фуршет. Но фантазировать придется – или нужно будет забыть о "новых медиа", как о страшном сне.

1. Продажный PR в блогах, именуемый по названию печально известного рекламного проекта "Блогун".[вернуться]

2. "Хотите – хвалите; хотите – ругайте; главное – фамилию не перепутайте".[вернуться]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.