Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Махнемся не глядя

АрхивКолумнисты
автор : Николай Маслухин   29.07.2009

Для Москвы и Питера технология mobile WiMAX интересна больше как мобильное решение. А вот в провинции этот вид доступа вполне может потеснить традиционных проводных провайдеров.

Для Москвы и Питера технология mobile WiMAX интересна больше как мобильное решение. А вот в провинции этот вид доступа вполне может потеснить традиционных проводных провайдеров.

Ещё два с половиной года назад я читал журналы и не верил утверждениям о том, что спутниковый асинхронный Интернет считается решением для регионов, в которых отсутствует нормальный доступ по проводам. Потому как, видите ли, он должен получаться заметно дороже обычного ШПД. Теоретически. У меня же, живущего в Уфе (между прочим, город с населением больше полутора миллионов), выходило иначе. Самый выгодный тариф стоил 1,8 рубля за мегабайт внешнего трафика и 5 копеек за тот же мегабайт локального. При таких ценах даже драйверы качать было накладно (не говоря уже о фильмах и lossless-альбомах), так что мы с соседом всерьёз рассматривали вариант покупки комплекта спутникового Интернета и оплаты безлимитного тарифа со скоростью 128 кбит/с за 1200 рублей в месяц. Но потом, слава богу, у местного провайдера появился первый анлим примерно по таким же ценам, и это спасло нас от загромождения балконов и сверления дырок в стенах.

Немного истории: Уфа - один из немногих российских городов, где доступ по технологии ADSL не имеет подавляющего превосходства. Пока местные ГТСники (провайдер "Башинформсвязь") выдумывали всякие полумеры с ISDN, позволяющим достигнуть невиданных 128 кбит/с при использовании сразу двух телефонных линий, да пестовали дайлап, другая компания (провайдер "Уфанет") сделала ставку на витую пару и тихой сапой провела оптику практически в каждый дом (попутно подключив кабельное телевидение и стационарную телефонную связь). А ведь "Башинформсвязь" имела отличный козырь - уже готовую сеть линий, подведённых почти к каждой квартире. Опомнившись, ГТСники развернули было компанию по подключению через ADSL, но половина потенциальных клиентов уже сидела на Ethernet’е. По ощущениям (статистику провайдеры старательно скрывают), как минимум половина пользователей и сейчас предпочитает витую пару. Тарифы, что характерно, у обоих провайдеров похожи. Стоит одному из них уронить цены, как, не позже чем через месяц, второй подбивает тарифы под конкурента.

Помимо местных провайдеров, на рынок пытаются зайти московские игроки, такие как "Билайн" (бывшая Corbina) и МТС. Первыми попытались обжиться желто-полосатые, но попытка, надо сказать, вышла провальной. Установив тарифы, сравнимые с расценками местных конкурентов, "Билайн" не смог предложить ни широкой географии подключений, ни нормальной поддержки пользователей. Вторыми пришли МТС, которые, не мудрствуя лукаво, купили местного оператора сотовой связи "БашСелл" (занимавшегося в том числе предоставлением услуг стационарной телефонной связи и подключением по ADSL), модернизировали оборудование и собираются обкатать в Уфе технологию "3 в 1", позволяющую включить в один счёт сотовую, фиксированную телефонную связь и Интернет.

Таким образом, при наличии довольно большого количества игроков на рынке, да еще и учитывая жёсткую конкуренцию между провайдерами, резонно было бы ожидать ценовой войны за потребителя. Однако не тут-то было. Каждый входящий на рынок игрок устанавливал тарифы, схожие с тарифами местной большой двойки ("Уфанет" и "Башинформсвязь"), и не торопился что-то менять. Казалось, такие цены объясняются скорее аппетитами магистрального провайдера, нежели желанием заработать, и резервов для снижения объективно нет.

И вдруг, как гром среди ясного неба, по форумам разлетелась весть о том, что Уфа станет третьим городом России, где запустят сеть Yota1, да ещё и тарифы обещают оставить московские. Масла в огонь подливают и тестеры (Yota набрала пятьсот добровольцев и бесплатно раздала им модемы), которые пишут в своих дневниках о том, что скорость пляшет от мегабита до восьми, и вот оно, мол, счастье.

И реакция провайдеров не заставила себя ждать. Стоило Yota сообщить о своем присутствии и назвать дату начала продаж, как рынок зашевелился. Первым цены процентов на сорок уронил "Уфанет". Следом стал демпинговать "Билайн", снизивший расценки втрое и обещавший за 450 рублей скорость аж в мегабит (такая цена ещё месяц назад казалась нереальной сказкой). "Уфанет" отреагировал мгновенно и за неделю ещё раз скорректировал свои тарифы. Остальные провайдеры пока молчат, но в том, что реакция последует, у меня сомнений нет.

Меж тем Yota по-прежнему чувствует себя очень уверенно. Мало того что за 900 рублей в месяц уфимцам обещают скорость до десяти мегабит, так ещё и манят мобильностью. При всём при этом я не думаю, что Yota сделает ставку на "домушников". Надо понимать, что для замещения проводных провайдеров потребуется не только уверенный прием на улице (с чем проблем уже нет), но и нормальный уровень сигнала в квартирах и офисах. А для этого придется менять стратегию продвижения и переиначивать сеть базовых станций. Но определённую часть пользователей у традиционных провайдеров Yota, полагаю, все-таки отберёт.

Теперь о личных ощущениях. Мне посчастливилось попасть в полтысячи тестировщиков. Месяц гонял модем в хвост и в гриву, и на улице, и в помещениях. Скорость подключения как дома, так и в офисе стабильно держалась в интервале 1–3 Мбит/с (несколько знакомых, бравших модем на тестирование, подключались к сети на анонсированных 8–9 мегабитах; однако были и те, кто так и не смог поймать сигнал). Но даже эта мизерная скорость стала для меня откровением. Скажем так, я впервые, без существенных затрат, могу смотреть ролики с YouTube без предварительной буферизации. И слушать online-радио, параллельно с комфортом работая в Интернете, я тоже могу впервые. Чем не революция?

Зачастую, когда сравнивают количество пользователей Yota в Москве и Питере, привязываются к количеству жителей. Получается, что в обеих столицах процент подключившихся практически одинаковый. Я более чем уверен, что для провинции этот процент будет выше. Понятно, что говорить о глобальном переделе рынка не имеет смысла. Yota получит свою целевую аудиторию, проводные провайдеры тоже не останутся без дела. Однако, сдается мне, перебежчиков будет много. Хотя бы потому, что пользователям впервые показали - Интернет Интернету рознь.


1. Что само по себе уже сенсация, потому как Уфа не привыкла быть сразу после столиц. Такие признаки глобализации, как IMAX или IKEA, тут только в планах (точнее, IKEA начали строить, но заморозили). [назад]

Из еженедельника "Компьютерра" № 27-28 (791-792)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.