Мифы о ГЛОНАСС. Часть 1: зачем это всё?
АрхивКолумнистыАналитик рынка навигации Михаил Фадеев устал от разнообразных слухов, домыслов и ошибок в публикациях по ГЛОНАСС, и решил порадовать читателей "КТ-Онлайн" серией статей с разъяснениями. Для начала определяемся с терминологией.
Данным материалом я открываю новый цикл публикаций, на этот раз посвящённый теме ГЛОНАСС. Если вы спросите "Что сподвигло тебя, товарищ Фадеев, начать писать этот новый многосерийный талмуд?", я отвечу следующим образом. Не так давно наткнулся я на YouTube на фильм, который разыскивал последние лет 15 – "Огненные дороги" Шухрата Аббасова. О жизни и судьбе узбекского революционера Хамзы Хакимзаде Ниязи. Фильм этот произвел на меня весьма странное впечатление. Последний раз, когда я смотрел его в далеком детстве, ещё во времена СССР, он казался мне действительно динамичным, наполненным реализмом и трагизмом революционного времени, людей, живших тогда, казалось, что фильм предлагает зрителю глубокие идеи и заставляет задуматься о вечных ценностях. Сегодняшние впечатления, спустя 20 лет совершенно иные. Героический лубок про оторванного от реальности романтика. И, хотя, многие мысли, выведенные в фильме, правильные и разумные, общая картина складывается довольно инфантильная, люди и поступки совершенно не реалистичны, гипертрофированы, вся ситуация показана предельно однобоко.
Наблюдая за всем, что говорится и пишется в последние года 1,5 вокруг темы ГЛОНАСС, я ощущаю, что "наклевывается" полная аналогия. То, что сегодня под впечатлением довлеющей "информационной среды" кажется нам пафосным, весьма серьёзным и достойным внимания и обсуждения, через несколько лет, когда к ГЛОНАСС "все остынут" и станет очевидна иная, ныне для большинства закрытая сторона вопроса, всё то же самое будет казаться наивным и совершенно оторванным от прозы реальности. Но "зачахнуть" к тому времени может не только тема, но и сам предмет темы – ГЛОНАСС. И именно сегодняшняя пафосность и героика в освещении проблем развития системы активно "гипнотизируют" общество, не позволяют трезво оценить реальные проблемы и перспективы отечественной спутниковой навигации.
Чем больше я наблюдаю, как "раскручивается" тема ГЛОНАСС в СМИ, тем страшнее мне становится. Это все напоминает какой-то самогипноз общества. Во-первых, на лицо периодические всплески интереса к теме. Встретится Путин с Евтушенковым или Ивановым и все СМИ наперебой "захлебываются" на тему перспектив ГЛОНАСС, светлых и не очень. Что тут начинается? Лезут всевозможные "эксперты" и дают комментарии. Такие комментарии, от которых уши в трубочку заворачиваются, а мозг вытекает через уши. Потом интерес к теме как-то "глохнет" и ГЛОНАСС остается на месяц-два предоставлен сам себе. До следующей "судьбоносной встречи в верхах".
Во-вторых, высказывания "ответственных" лиц по поводу ГЛОНАСС напоминают тот же самогипноз, но только с реальными последствиями для общества. Кто-то, какой-то чиновник невысокого ранга когда-то озвучил тему введения заградительных пошлин на GPS. Кто-то из журналистов это услышал и написал. Потом написали все остальные. Глядишь, в следующий раз, на следующей "волне интереса к ГЛОНАСС", после "очередной судьбоносной встречи в верхах" та же тема про пошлины всплывает уже из уст чиновника более высокого ранга. Про это снова все пишут, смакуя вопрос с разных сторон.
Только в этом году за последние два месяца тема всплыла трижды: сначала высказался глава Роскосмоса г-н Перминов, потом, через какое-то время в Нижнем Тагиле на эту тему "раскрылся" замминистра Промышленности и Торговли г-н Борисов и, наконец, выждав положенную паузу, ту же мысль озвучил "главный по ГЛОНАСС" - вице-премьер Сергей Борисович Иванов. Выше – только звезды. То есть, надо полагать, на "следующей волне" идея "запрещать и не пущать GPS" прозвучит или из уст господина Медведева или господина Путина. И тогда идея эта окончательно обретет форму ВОЛИ свыше, то есть нечто, что не подлежит обсуждению, а лишь исполнению.
Похоже, глава Роскосмоса Анатолий Перминов стал жертвой недоразумения
И каждый раз СМИ играют свою "каверзную" роль в "накрутке" общества относительно неизбежности таких решений. Кстати, недавно мимо меня "пролетала" информация, что господин Перминов, глава Роскосмоса на самом деле вовсе не говорил публично широко растиражированных слов о запрете на ввоз автомобилей с GPS. И, вроде как, смысл его слов переиначили журналисты. Что ещё больше огорчает – истерия, очень похоже, что все-таки "раздувается" сама собой, методом "самогипноза". А потому единственный способ остановить это массовое "ГЛОНАСС-помешательство", это попробовать рассказать обществу правду. В полном объёме и без купюр. А потому я и решил начать писать свой новый цикл статей.
Прежде всего, хотелось бы определиться с терминологией, параллельно развеяв несколько распространенных и уже, к сожалению, устоявшихся штампов относительно спутниковой навигации вообще и ГЛОНАСС в частности.
Приемник спутникового сигнала (GPS-приемник, ГЛОНАСС-приемник, ГЛОНАСС/GPS приемник) – это микросхема или совокупность оных (иногда по контексту с антенной и в этом случае часто "модуль" или без таковой), задача которых расшифровывать принятый устройством сигнал спутниковой навигационной системы и выдавать на выходе координаты объекта в некотором формате.
Очень часто пишут "ГЛОНАСС-приемник", подразумевая при этом навигатор. Это всё равно, что писать "колесо" подразумевая при этом "автомобиль". Навигатор (ГЛОНАСС-навигатор, GPS-навигатор) – это портативное устройство, в основном предназначенное для установки в автомобиль, в большинстве случаев также носимое, основной функцией которого является навигация. Не так давно в комментариях к одному материалу по введению пошлин на GPS-устройства я озвучил свою оценку рынка GPS-устройств в 2008 году – 700-800 тысяч. Журналист же в материале написал "700-800 тысяч GPS-навигаторов". Именно так и рождаются сплетни. Небольшое изменение смысла сказанного, а разница получилась раза в 2.
Навигационное устройство (GPS-устройство, ГЛОНАСС-устройство) – портативное устройство, одной из функций которого является навигация. ОДНОЙ, но не главной. То есть множество навигационных устройств содержит подмножество навигаторов. Именно так. Я считаю, что называть "навигатором" телефон Nokia 6700, по меньшей мере, безответственно. Все-таки корректнее называть это устройство телефоном с функцией навигации или же навигационным устройством. Точно также в "навигаторы" не следует записывать устройства слежения за объектами (трекеры), которые также имеют модуль спутниковой GPS-навигации, но собственно функции навигации не предоставляют.
Цифровая карта – совокупность объектов, для каждого из которых имеется информация, во-первых, о его положении относительно других объектов, во-вторых, абсолютная координата объекта на местности. Цифровая навигационная карта – некое расширение понятия цифровой карты. Помимо информации о координатах объектов, в навигационной карте также имеется так называемый "дорожный граф", то есть информация о правилах и особенностях движения по магистралям, улицам, дорогом, возможно, водным и железнодорожным путям. Именно навигационная цифровая карта является той сущностью, которая "прошита" в навигационную программу автомобильного навигатора или коммуникатора.
Навигационная программа – программное обеспечение, которое: а) "читает" цифровую навигационную карту; б) производит расчёт маршрута движения; в) обеспечивает отображение маршрута на карте и, так называемое, "ведение" по маршруту - изменение обозначения положения объекта на карте при изменении его реальных координат на местности, голосовые и визуальные подсказки и пр. Собственно навигационная программа также обеспечивает интерфейс взаимодействия пользователя с навигационным устройством. Навигационная программа может иметь ряд дополнительных функций. Например, отображение текущей дорожной ситуации на карте ("пробок") и расчёт маршрута с учетом этой ситуации, функции обмена треками (реально пройденными маршрутами движения) с другими пользователями и т.п. Весь видимый пользователю навигационный функционал устройства – это именно навигационная программа.
Навигационный пакет – совокупность навигационной программы и набора цифровых навигационных карт.
Зачем я все это пишу? Пишу я это лишь потому, что повсеместная путаница всех вышеприведенных понятий, неверное их употребление в СМИ сплошь и рядом рождают массу уже достаточно четко устоявшихся мифов и предубеждений относительно рынка навигации вообще и ГЛОНАСС в частности. Неверное употребление терминов, например, приводит к тому, что рынки оцениваются с погрешностью в 200-300%, а то и все 500%, на основании этих оценок потом пишутся аналитические статьи и, что хуже всего, планы развития проектов. Именно поэтому я начинаю свой цикл статей с расшифровки основных терминов, которые в последующем буду употреблять.
На этом позвольте закончить первую статью моего нового цикла. Во второй я расскажу про некоторые предубеждения относительно технологии спутниковой навигации, а также о том, зачем, собственно, он нам нужен, этот ГЛОНАСС.