Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Германская Troika ищет рогатых

АрхивКолумнисты
автор : Михаил Ваннах   17.06.2009

История военной техники есть непрерывное соревнование снаряда и брони, средств нападения и средств защиты. Простая, дешёвая и эффективная морская мина, не могла не породить целого класса средств противодействия.

История военной техники есть непрерывное соревнование снаряда и брони, средств нападения и средств защиты. И такое простое, дешёвое (в сравнении с боевым кораблем или гигантским "купцом") и эффективное оружие, как рогатая морская мина, не могло не породить целого класса средств противодействия.

Первым с минами заграждения столкнулся командующий британской эскадрой Р. Дондас в Крымскую войну, подойдя в 1855 году к русской морской крепости Свеаборг. Он попытался решить проблему, высылая на поиски мин баркасы и шлюпки, но не преуспел. Забавно - на дворе век пара, а с оружием, приводящимся в действие гальваническими взрывателями, пытаются бороться, используя унаследованные от античности гребные суда...

Дальше была Японская война. Блокированная в Порт-Артуре после удара самураев (нанесенного, по азиатским традициям, без объявления войны), Первая Тихоокеанская эскадра нашего флота пыталась бороться с минами тралением с наскоро переоборудованных землечерпалок. Но эти портовые суда хоть и имели удобную в данном случае малую осадку, были уж слишком тихоходны, до двух узлов... Но требования к новому классу боевых кораблей - тральщикам, были уже сформулированы. Россия вошла в Первую мировую, обладая тральщиками, спроектированными, судя по всему, на базе моторных шхун и сторожевиков.

Началом трагедии, прикончившей цивилизацию старой, христианской Европы, принято считать август 1914-го. Но благодаря настойчивости командующего Балтийским флотом Николая Оттовича фон Эссена, за двенадцать часов до того как в 19:00 31 июля 1914 года кайзеровский посол граф Пурталис вручил царскому министру иностранных дел Сазонову ноту об объявлении войны, минные заградители "Амур", "Енисей", "Ладога" и "Нарова" под прикрытием линкоров "Император Павел I", "Слава" и "Цесаревич" (дредноутов Россия ещё не имела) начали постановку центрального минного заграждения. За четыре часа у входа в Финский залив, на линии Нарген - Поркалла - Удд, было поставлено 2124 мины, защитивших столицу от несопоставимо более сильного Флота Открытого моря. Впоследствии эти заграждения неоднократно усиливались. Да и у германских берегов Балтфлот не раз ставил мины, на которых погибли, скажем, у Мемеля, броненосный крейсер SMS (Seiner Majestät Schiff - Корабль Его Величества) Friedrich Carl, пароход Elbing 9 и др. Поэтому именно германцы спроектировали к 1916 году специальные тральщики класса M, которые оказались настолько удачными, что были скопированы несколькими сериями, начиная с M1935, гитлеровским Кригсмарине. Но сам тральщик, небольшой корабль с мощными машинами, малой осадкой (чуть больше пары метров) и оборонительным артвооружением, - это всего лишь платформа. Оружием его является трал.

Трал времен Первой мировой представлял собой стальной трос, поддерживаемый поплавками на заданной глубине. Минреп - трос, удерживающий якорную мину на заданной глубине, - подтягивался тросом трала к резаку и перерезался. Всплывшая мина расстреливалась малокалиберной артиллерией или пулеметами. А упомянутые выше мощные машины нужны для преодоления значительного сопротивления трала и перерезания минрепа.

Южнокорейский тральщик YMS-516 нашел магнитную мину...Вонсан, октябрь, 1950

Но диалектика войны тут же вызвала у конструкторов мин желание обезопасить милые их сердцу изделия. У русских мин, благодаря трудам Петра Павловича Киткина (1876–1954), появился защитник. Минный защитник представлял собой буй, на буйрепе которого размещалось несколько подрывных патронов. Не трал перебивал минреп, а патроны защитника перебивали трал. Который надо было менять, что требовало времени и расхода ресурсов. Естественно, идея была использована и в тралах - подрывные тралы стали перебивать минрепы взрывом.

Использовались в Первую мировую и вовсе экзотические способы борьбы с минами. Так, в ночь с 10 на 11 ноября 1916 года Десятая флотилия кайзеровских эсминцев под командованием фрегаттенкапитана барона фон Витинга, решив обстрелять порт Рогервик, отважилась в кромешной тьме и на полном ходу преодолеть передовую минноартиллерийскую позицию. Итог плачевный - из одиннадцати новейших кораблей семь подорвались на минах. Противника германцы так и не увидели. Тем не менее бравый барон, докладывая об операции, сохранил (простите за каламбур) хорошую мину при плохой игре: "С чувством гордости я, как начальник флотилии, могу донести о выдающемся поведении офицеров и команд...". Да уж, было чем гордиться...

Дроны Seehunde

Экзотические способы траления использовали и янки в Корее. Когда гигантская эскадра США осенью 1950-го не сумела высадить в Вонсане 10-й армейский корпус (появление которого в тылу северокорейцев должно было решить исход войны), а тральщики регулярно подрывались на минах советского производства, избавиться от рогатой смерти решили методами, навеянными памятью о Мидуэйском сражении. С авианосцев USS Philippine Sea (CV47) и USS Leyte (CV32) - оба грозного класса Essex - взмыли аэропланы и начали бомбить... минные поля. Сей "подвиг" сравним разве что с капризом персидского царя Ксеркса, приказавшего высечь море! От взрывов бомб, полагали американские стратеги, мины сдетонируют, но то, что они рассчитаны на групповое применение, а значит, не должны быть чувствительны к взрывам соседок, лихим водителям авианосцев было невдомек. В итоге поклонники идей чучхе спокойненько эвакуировались из Вонсана, а на одном лишь транспорте морской пехоты Marine Phoenix TAP195 семь с лишним сотен лихих бойцов слегли с дизентерией.

Но, повторюсь, оба описанных случая, разумеется, нетипичны. К концу же Второй мировой, в связи с необходимостью бороться с неконтактными, магнитными, акустическими, гидродинамическими минами, трал заметно усовершенствовался, обретя черты модели, сходной с кораблем по характеру порождаемых электромагнитных и акустических полей.

Конечно, совершенствовалось и минное оружие. О его эффективности свидетельствует пример из арабо-еврейской разборки 1973 года. Тогда ВМФ Египта высыпал в Суэцкий залив всего-навсего 30 мин КБ (Корабельных Больших) "Краб" и 43 штуки донных мин АМД2500 (и те и другие - советского производства). Тем не менее, сводный отряд КЧФ и КТФ в составе противолодочного крейсера "Ленинград", на котором базировались вертолеты-тральщики, и десятка кораблей-тральщиков целых четыре месяца выгребал взрывоопасный мусор. Работы были завершены в ноябре 1974 года, после чего движение по Суэцкому каналу возобновилось.

Так что задача защиты глобального (читай - своего, под чьими бы флагами ни шли посудины) судоходства от морских мин - и ныне одна из самых актуальных для Первого мира. А германец нынче не тот, что во времена барона Витинга, бросаться на мину собственным брюхом не хочет. И вот на помощь ему приходят высокие технологии, флотская роботехника. Познакомимся с нею на примере германских тральщиков типа 352 Ensdorf.

Пять этих кораблей появились на рубеже веков путем модернизации тральщиков типа 343 Hameln, построенных десятилетием раньше. 54 м длина, 650 т водоизмещение. Осадка меньше 3 м и ход в 18 узлов - как у гитлеровских M1935. Но в конструкции есть и эдакие аналоги Stealth - надстройка из немагнитной стали уменьшает электромагнитную сигнатуру. И - главное оружие - TROIKA PLUS: четыре дистанционно управляемых катера "Seehund" имитируют акустические и магнитные поля крупных кораблей, вызывая подрыв мины. Спроектированы эти катера длиной 25 м, водоизмещением 99 т и ходом в 10 узлов так, чтобы пережить взрыв.

А для поиска и уничтожения донных мин есть на борту и дрон-подлодка "Seefuchs". Управляемая через оптоволоконный кабель длиной до 300 м, она сканирует окрестности трехмерным сонаром и может подкрасться к мине и подорвать её навесным зарядом. Трехмерность означает, что у сонара стало так много "мозгов", то бишь сигнальных процессоров, что на основе своих импульсов сонар может выстроить ОБЪЁМНУЮ картину окружающей обстановки. Тут мы видим возврат к подрывным тралам на новом технологическом уровне. Соревнование нападения и защиты продолжается...

Из еженедельника "Компьютерра" № 22 (786)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.