Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Спам как зеркало мирового кризиса

АрхивКолумнисты
автор : Александр Милицкий   20.05.2009

Среди моих почтовых ящиков есть один давно и хорошо засвеченный и лишенный какой-либо защиты от спама. Время от времени я

=+=+=+=

В последние месяцы я отметил, что поток приходящего туда мусора довольно ощутимо вырос, – приблизительно с двухсот до восьмисот писем в день, – и это всего лишь за время, прошедшее после Нового года. Поскольку никаких других особо значимых событий за это время не произошло, подобный стремительный рост можно объяснить только одной причиной. Те горе-бизнесмены, у кого дела идут совсем уж плохо, хватаются за спам как за последнюю соломинку в надежде ценой небольших расходов хоть немножечко выправить свои дела. Судя по тому, что в остальных своих почтовых ящиках я этого мусора не наблюдаю, надежды эти тщетны, – весь бурный поток отсекается фильтрами. А поскольку фильтрация спама стоит у любого мало-мальски уважающего себя почтового провайдера, – простые пользователи всего этого великолепия попросту не видят. А жаль, – получить общее представление стоило бы хотя бы в общеобразовательных целях, – так что этот пробел придется восполнить мне.

Первое, что обращает на себя внимание, – это поражающая воображение тупизна осуществляемых рассылок. Года два-три назад, когда спам всерьёз стал проблемой, ставящей под угрозу само существование электронной почты, бушевала нешуточная война брони и снаряда. Создатели антиспам-программ изобретали изощренные эвристики, позволяющие на лету распознавать непрошенную рекламу, а спамеры придумывали не менее изощренные новые способы исказить сигнатуру до неузнаваемости. В их арсенале тех лет были и замена кириллических символов аналогичными по написанию английскими, и намеренное внесение в текст опечаток, и огромные куски текстов, выдранных из произведений классической литературы, и многое другое. Создавалось полнейшее впечатление, что мы имеем дело с серьезной индустрией, и по ту сторону баррикад сидят высоколобые умники, ничуть не менее квалифицированные и образованные, чем у Ашманова, Касперского и Воложа, – и результат битвы вызывал немалые опасения. Сегодня же…

Сегодня же все те же приёмчики двух-трехлетней давности в арсенале остались, конечно же, – хотя проходить через спам-фильтры они уже не помогают. А вот ничего нового с тех пор так и не появилось. Зато один и тот же адрес теперь по нескольку дней подряд бомбится совершенно идентичными сообщениями по нескольку штук в день, что вызывает серьезные сомнения в адекватности и профессионализме тех, кто подряжается осуществлять рассылки. Допустим, если я вчера не имел намерения покупать шагающий экскаватор и стёр пришедшую рекламу соответствующего содержания, а завтра эта блистательная идея всё же осенит мою светлую голову, повторная зазывалочка сможет с ненулевой вероятностью сподвигнуть меня сделать покупку. Но если мне каждый день по нескольку раз долбят мозг одним и тем же ненужным мне предложением, – я, в конечном итоге, скорее, при случае прибью навязчивого продавца, чем воспользуюсь его услугами, даже если мне что-то такое и понадобится. Это всё, отмечу, в том случае, если его реклама прорвется через фильтры, – чего у нормальных людей попросту не происходит.

Вызывают восторг и применяемые приёмы, с позволения сказать, "социальной инженерии". В строке "тема письма" то и дело идут подряд заголовки "Привет, Светлана!", "Привет, Александр!", "Привет, Евгений!" и так далее. Предполагается, видимо, что среди множества адресатов найдется немало Александров, которые решат, что письмо адресовано именно им, а потому не станут стирать, не читая, а предпочтут ознакомиться с содержанием. На мой взгляд, авторы этого бесхитростного приема грешат ничем не оправданным оптимизмом, – мало кто, уже убив письма для Светланы, Евгения, Юрия и Ирины, вдруг ни с того ни с сего примет "Александра" на свой счет. Теоретически могли бы использовать хотя бы верифицированные базы, где, помимо адресов, есть и реальные имена пользователей (профессиональные спамеры прошлого как-то ухитрялись это делать), но нет – тупо лупят по площадям.

В общем, методы, которыми работают спамеры, производят впечатление настолько дремучего непрофессионализма, что на душе становится легче. По ту сторону баррикад, по-видимому, уже не осталось акул от малопочтенной индустрии с их лабораториями лингвистов и фермами серверных стоек, – они ушли с рынка, осознав свой проигрыш создателям фильтров. Осталась, похоже, лишь мелюзга, безмозглые жертвы абортов, решившие make money fast и купившие по этому поводу спамом же рекламируемые "программные комплексы для массовой рекламной рассылки" с "базами электронных адресов всех предприятий России" в надежде заработать на банку пива.

Теперь посмотрим, – кто же в нашу нелегкую годину ухитрился дойти до такой степени отчаяния, что ради продажи хоть чего-нибудь готов схватиться за любую соломинку, отсосать у покупателя, подставить собственную задницу или даже связаться со спамерами? На одном из первых мест с уверенным отрывом от преследователей находятся представители рынка недвижимости. Только анализируя не искаженный фильтрами поток спама, понимаешь, как здорово тряхануло этот рынок кризисом. Предложения снять офис, купить домик за городом или недорого приобрести благоустроенную квартиру в Москве сыплются как из рога изобилия. Что характерно, ни одного письма в духе "сниму офис" или "куплю квартиру" мною замечено не было, – этот рынок сегодня прочнейшим образом принадлежит покупателю.

Где-то на втором месте – изготовители подделок, специализирующиеся, преимущественно, на телефонах ‘Vertu’ и "Настоящих репликах швейцарских часов". (Интересно, кстати, – бывают ли игрушечные реплики швейцарских часов? Или качественные "настоящие реплики" противопоставляются репликам нехорошим, поддельным?..) Судя по тому, как активно спамят подобными предложениями, – у народа нынче есть дела поважнее приобретения поддельных побрякушек, так что весь этот бизнес имеет все шансы в скором времени гавкнуться с потрохами.

Стабильной осталась, пожалуй, только доля разнообразных семинаров для тупых бухгалтеров и недоучившихся юристов на темы "земельных отношений", "нового порядка начисления НДС" и "правовых вопросов начисления заработной платы", – да изредка прорвется какой-нибудь одинокий мухосранский механический завод со своими паровыми котлами.

Но, судя по количеству и разнообразию спама, больнее всего кризис ударил по самим спамерам. До 80% писем в общем нефильтрованном потоке – это призывы приобретать услуги массовой рассылки. На этом узком поле схлестываются десятки конкурирующих продавцов, а цены столь смехотворны, а ручеек коммерческих объявлений столь незначителен, что становится очевидным, – в своих малоуспешных попытках вырвать редкого клиента из пасти конкурентов и заработать хотя бы на банку пива ребята перебиваются с хлеба на воду. Все эти малолетние прыщавые задроты, мечтавшие когда-то о том, чтобы ничего не делать, плевать в потолок и грести деньгу лопатой, сперва расплодились как дрозофилы, а теперь постепенно издыхают от голода. Был, вроде, не так давно такой "Спамчик", – с претензией на брендирование собственных услуг. Теперь его несколько месяцев уже как не слышно, – видать, сдулся и вылетел с рынка. Зато появились "спамер Роман", "Ева" и "спам-центр “Поток”", – я ради интереса готов принимать ставки, долго ли протянут эти. Другие попытками создания собственных брендов не заморачиваются, – тупо пишут в сабдже "Директору", прикрепляя в аттач вордовый файл с расценками и номером телефона (ясен пень, весь персонал офиса, погладив шнурки, кинется распечатывать этот бесценный документ на стол директору, ага). Некоторые пытаются подбирать ключик к сердцам, сочиняя проникновенные тексты с опровержением десяти мифов о спаме, – дескать, и эффективен он, и любим народными массами, и вообще без спама жизнь на Земле стала бы невозможной из-за кризиса и глобального потепления. Некоторые предлагают “Luxury Spam” – увешанный брульянтами, не иначе. Еще находятся юмористы, фотошопящие известные картины или сооружающие пародии на "письма счастья". Изгаляются кто во что горазд, – только бы достучаться. Только бы я, если мне вдруг придет в голову идиотическая мысль заказать спам-рассылку, из нескольких сот предложений от нескольких десятков фигурантов выбрал бы именно его и заплатил бы ему вожделенные две тысячи рублей. Чтобы он, наконец-то, смог бы купить себе банку пива и выпить её вечером на лавочке с пацанами, рассказывая им, как круто идет бизнес.

И мне даже слегка жаль, что мне вот-вот уже надоест наблюдать под микроскопом за жителями вивария, и я прибью, наконец-то, этот почтовый ящик, последнюю цитадель свободы электронного слова. Пользуясь своими рабочими почтовыми ящиками, – защищенными и зафильтрованными, – я так и не узнаю, куда делся "Спамчик", и как дела у "спамера Романа". Моя почта станет скучной, деловой, сухой и пресной.

А вы, – если вас привлекают лавры Брема, и вы всю жизнь мечтали посвятить себя изучению животных, – заведите себе ящик без всяких фильтров и защит, засветите его хорошенечко в Интернете и наслаждайтесь бесконечной мыльной оперой в лучших традициях мексиканских сериалов. Потом расскажете.

Если же вас прижал кризис, и дела у фирмы идут хуже некуда, так, что впору уже совсем закрываться, – не поленитесь выкроить пару-тройку тысяч рублей и заказать массовую рассылку. Вы получите от этого огромную пользу.

Во-первых, вы получите несколько дней надежды. Потом эта надежда, конечно же, рассеется как дым, – но ничто не вечно в этом подлунном мире, а несколько дней чего-то да стоят.

Во-вторых, вы получите возможность всего за две-три тысячи рублей во всеуслышание сообщить всему миру, что ваши дела швах, что контора прогорела, что продаж нет, что долги платить нечем и что вот-вот ваша лавочка закроется. Это очень хороший, очень современный и, главное, очень дешевый способ, – публикация платного объявления о вашем банкротстве в любой газете обойдется во много раз дороже по сравнению с рассылкой спама, а содержание сообщения получится идентичным.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.