Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Прощание с матерыми

АрхивКолумнисты
автор : Александр Милицкий   15.05.2009

РИФовский круглый стол по кадровым вопросам вселял оптимизм. То есть, конечно же, кризис, – но не кризис-кризис-кризис. Не давал покоя только один вопрос. Почему так много моих вполне квалифицированных знакомых не могут найти работу?

 

РИФовский круглый стол по кадровым вопросам вселял оптимизм. То есть, конечно же, кризис, – но не кризис-кризис-кризис. На фоне этих радостных реляций о том, что паника на рынке явно зиждется на слухах, не давал покоя только один вопрос. Почему так много моих вполне квалифицированных знакомых не могут найти работу?

Вакансии на рынке есть, причем в приличных количествах. Предлагаемые зарплаты по многим позициям, правда, слегка подкорректировались в сторону снижения, – но, положа руку на сердце, эта коррекция – всего лишь возвращение к чуть более ранним и, возможно, чуть более разумным временам. Все же, ситуация, при которой летом 2008-го года в Москве зарплаты меньше 100 тыс.руб./мес., или, по тогдашнему курсу, $4000, и большими-то уже не считались, – не вполне нормальна. $48000 в год "грязными" – это и для Штатов-то не самый плохой уровень – даром что на руках у них при этом оставалось куда как меньше из-за особенностей налогообложения.


Индекс HeadHunter

И хотя "Индекс “Хедхантера”" (среднее число резюме, подаваемых на одну вакансию) и вырос довольно ощутимо, – но вырос он, главным образом, за счет гарантированно "непроходных" кандидатов. Навязший в зубах типичный пример – юная девочка, уволенная из администраторов торгового зала и претендующая на позицию системного администратора (в самом деле, какая товарищу Огурцову разница, что администрировать, – клуб или баню?..). Что же до программистов, сисадминов, инженеров, веб-мастеров и всяческих менеджеров, – то они нужны и востребованы массово. Да, конкурс вырос, – но компетентному и квалифицированному работнику опасаться, вроде бы, нечего, – уж одну-то вакансию он себе всяко найдет, а больше ему и не надо.

И тем не менее, многие мои знакомые, чьи опыт и квалификация сомнений не вызывают, месяцами не в состоянии найти себе устраивающую их работу. В чем же дело?..

Может, они просто зажрались и не желают работать за те деньги, что предлагает нынче рынок, а вакансий с желаемыми ими окладами на горизонте не просматривается? Да нет, при всех своих обоснованных притязаниях большинство из них вполне готово заниматься интересной им работой за достойные, но совершенно не громадные деньги.

Возможно, их квалификация излишне высока для текущих потребностей компаний, которым в условиях кризиса не до жиру, быть бы живу? Вряд ли. Наоборот, многие радостно оторвали бы с руками квалифицированного инженера на должность оператора техподдержки, а NOC-админа – на позицию системного администратора небольшой сети.


Динамика заработных плат в IT-сфере по данным HeadHunter

Проблема заключается в том, что среди этих людей – слишком много тех, кто успел вдохнуть полной грудью воздуха свободы и самостоятельности. Когда деревья были большими, а Интернет – маленьким, бал на рынке правили мелкие и средние компании. Одних провайдеров в Москве было несколько сотен, – и в каждом существовал техдир, определявший техническую политику и структуру сети; коммерческий директор, руливший тарифами и придумывавший рекламную политику – и так далее. Создание сайтов практиковалось массой небольших независимых студий, каждая вторая из которых создавала свою собственную CMS – с вытекающими. Количество рекламных агентств, баннерных сетей, дизайнерских бюро и прочих кораблей малого бизнеса просто зашкаливало, – и на каждой даже самой мелкой шлюпке был свой капитан, свой старпом, свой штурман, свой главный механик и свой боцман. "И волны нам пели, и каждый пятый, как правило, был у руля…"

Но рынки развиваются по своим законам, один из которых – консолидация. Гаражные стартапы превращаются в корпорации с корпоративным кодексом и дресс-кодом; мелкие фирмешки скупаются крупными или уходят с рынка; инвестиционные компании, почуяв интерес, вбухивают десятки миллионов туда, где раньше крутились считанные тысячи, и перепахивают весь пейзаж. Московский рынок широкополосного доступа определяется нынче "большой пятеркой" операторов, расширить состав которой сейчас пытается "Онлайм". Контекстной рекламой на российском рынке всерьез занимаются сейчас два с половиной игрока. Сегодня "человек с улицы" сумеет назвать по именам лишь троих сотовых операторов (а очень образованный "человек с улицы" – четырех). А если спросить про бухгалтерские системы или про системы управления сайтом, – то большинство и вовсе назовет всего лишь по одному бренду (причем оба принадлежат одной и той же компании).

И в ходе этих рыночных метаморфоз роли работников трансформируются весьма существенным образом. Единственный маркетолог в маленькой фирме, пусть даже не имея ни одной живой души в подчинении, – не просто громко назывался директором по маркетингу (подобного рода "статусность", всё же, мало кому грела душу), а – занимался реальным творчеством, принимая ответственные решения и определяя политику компании. А в крупной корпорации, несмотря на пусть даже более высокую зарплату и наличие штата подчиненных, какой-нибудь начальник сектора маркетинга отдела управления продуктами службы развития бизнеса является, по функциям своим, преимущественно винтиком огромного механизма. Его работа во многом носит бумажно-бюрократический характер, а сколько-нибудь значимых решений принимать ему не приходится.

Разумеется, в былые времена рынки тоже постоянно укрупнялись и консолидировались – этот процесс шёл, идёт и будет продолжать идти по всему миру. Однако творческим персонам, которым не хватало соответствующих их пожеланиям позиций в укрупнившихся компаниях, всегда находились места на новых рубежах. Когда коммутируемый доступ в Интернет стал уделом крупных "китов", – в каждом районе появилось по паре-тройке локальных Ethernet-провайдеров, штат которых насчитывал первоначально с полдюжины человек, а работа являлась прорывом в неведомое. В ответ на укрупнение рынка интернет-рекламы появилось множество фирмочек, специализирующихся на поисковой оптимизации. И так далее – в вечном водовороте. Человеку опытному и квалифицированному всегда находилась творческая работа, где требовалось придумывать новое и принимать ответственные решения.

Отличие сегодняшнего момента от привычной нам ситуации заключается в том, что текущий экономический климат не очень-то благоприятствует появлению новых стартапов. Инвесторы предпочитают пересидеть непогоду в тихих гаванях вместо того, чтобы делать рискованные, хоть и перспективные вложения. Круг разомкнулся.

В результате же – многие прекрасные, опытные и высококвалифицированные профессионалы, не находя устраивающих их предложений, предпочитают пережидать, перебиваясь фрилансом и имеющимися сбережениями, – в надежде, что настанет и их время…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.