Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Авианосец как коммерческое предприятие

АрхивКолумнисты
автор : Михаил Ваннах   18.02.2009

Как коммерческие технологии повлияли на боевую машину, созданную для обеспечения коммерческих интересов? Именно так, а не наоборот, вопреки мифу о благотворном влиянии военных разработок на научно-технический прогресс.

10 января 2009 года, в присутствии 43-го президента США - Буша-сына, был спущен на воду и передан флоту атомный авианосец, получивший имя в честь 41-го президента - Буша-отца (также присутствовавшего на церемонии). Хорошо известно, что семейное дело Бушей - охота на Саддама Хусейна - успешно завершено. Так каким же целям служит спуск на воду этого гиганта?

CVN-77 USS George H. W. Bush - десятый и последний корабль класса Nimitz, которые входят в строй с 1975-го, а строятся аж с 1968 года. Впрочем, вносимые модификации дают основания выделить поздние корабли, начиная с четвертого, в Theodore Roosevelt-класс. Это - реальное оружие XXI века, стадии оперативной готовности "Буш-отец" достигнет от силы в 2011 году, а служат такие корабли лет по пятьдесят. Сошедший со стапелей верфи Northrop Grumman Newport News авианосец длиной 333 метра имеет водоизмещение 97 тысяч коротких, или 88 тысяч метрических тонн. Силовая установка из пары реакторов Westinghouse A4W, работающая на четыре турбины, развивает мощность в 260 тысяч лошадиных сил, что должно обеспечить скорость более тридцати узлов при практически неограниченном запасе хода. 3200 человек команды будут отвечать за функционирование всех служб корабля, а персонал воздушного крыла числом 2480 душ позаботится о девяноста самолетах и вертолетах, составляющих его основное вооружение. Ракетное оружие корабля ориентировано только на самозащиту. Оно состоит из двух спаренных пусковых установок Mk-29 для ракет RIM-162 Evolved Sea Sparrow Missile (ESSM) c полуактивным радиолокационным наведением, предназначенных для поражения самолетов и противокорабельных ракет на дальностях до 50 км, и двух пусковых Mk-49, каждая с 21 ракетой RIM-116. Инфракрасные головки самонаведения последних обеспечивают им работу на дальностях до 7,5 км. RIM-116 дешева - для ракеты, конечно, - 444 тысячи долларов за штуку.

CVN-77 на переходе с верфи

Со времен Второй мировой авианосцы очень не любят торпед. Поэтому в состав защитного вооружения CVN-77 включены ловушки торпед SLQ-25A Nixie - самодвижущиеся устройства, которые генерируют сигнальные поля, прежде всего акустические, чья задача - обмануть системы наведения торпед. Но, повторимся, это оружие сугубо оборонительное, как пулемет на шестидюймовой самоходке. А прежде чем обсуждать главное оружие корабля, стоящего два миллиарда долларов, обратимся к целям, для которых он создан.

Цели эти рациональны и давно известны. "Нация, которая стремилась обеспечить за собою несоразмерную долю благ морской торговли, прилагала все старания для исключения из участия в них других наций или присвоением себе монополии мирным законодательным путем, или запретительными постановлениями, или - когда эти пути не приводили к цели - прямым насилием". Именно так сформулировал в 1889 году цели военных флотов каперанг флота Соединенных Штатов Альфред Тайер Мэхэн1.

Не интересуетесь оружием, дорогие читатели? Чудесно... А хоть денежку-то - любите? А как полагаете, почему, стоило ударить мировому кризису, все, включая мельчайших лавочников, дружно кинулись менять свои рубли, еще недавно гордо парившие в финансовых высях над энергетической сверхдержавой, на "зелень"? Преимущества постиндустриальной экономики знаний, доверие к кредитной истории? Ну да... При годовом дефиците американского бюджета в два триллиона баксов... Соотнесите с ВНП США - получится куда круче того 10-процентного дефицита российского бюджета по самому пессимистическому сценарию 2009 года, при котором среди интеллигенции прошел традиционный клич: хоть тушкой, хоть чучелом - линять отсюда надо. (О совокупном национальном долге штатников и особенно об объёме их социальных обязательств милосердно умолчу.)

Так что - способность к прямому насилию. Для защиты своих экономических интересов. Которые, кстати, зачастую действительно совпадают с интересами глобальной свободной торговли. Но в среднем обеспечивают нью-йоркскому заворачивальщику котлет дневную зарплату больше месячной платы азиату, собирающему продвинутую электронику.

Н. С. Хрущев когда-то говорил, что авианосец - прекрасная мишень для ракет. Ну да... В ходе конфликта высокой интенсивности. Но вот ядерное оружие сделало планету слишком маленькой для полноценной межблоковой войны2. А вот в конфликтах средней (войны в Заливе) и малой (НАТО в Афганистане) интенсивности авианосец незаменим.

Это - плавучий аэродром, проецирующий ударную мощь в радиусе 600 морских миль и больше3. Гибкость оружия, несомого самолетами, несопоставимо выше классического ракетного оружия. Последнее особенно важно в "гуманитарных", то есть на самом деле служащих глобальным коммерческим целям, войнах.

Бульб авианосца

Так что те, кому политкорректность размягчила мозги, могут и поверить девизу CVN-77 USS George H. W. Bush - "Freedom at Work". А мы лучше возьмём и посмотрим, как коммерческие технологии повлияли на боевую машину, созданную для обеспечения коммерческих интересов. Именно так, а не наоборот, вопреки мифу о благотворном влиянии военных разработок на научно-технический прогресс.

Авианосец прежде всего - корабль. Который для обеспечения взлетно-посадочных операций должен ходить достаточно быстро. И в корпусе CVN-77 применен бульб - каплевидное обтекаемое утолщение в носовой подводной оконечности корпуса, предназначенное для снижения волнового сопротивления и увеличения скорости судна при той же мощности главной энергетической установки. Впервые он появился на германских межвоенных лайнерах "Бремен" и "Европа". Распространился на супертанкерах и прочих "купцах" зари глобализации.

Авианосец - это аэродром. С локаторами управления воздушным движением SPN-46 и SPN-43B. И к каждому самолету нужно доставить горючее и боекомплект - до 13 тонн на каждый вылет. А все это надо ещё и принять на борт корабля, разместить в цистернах и складах. Огромная работа! Так что американцы применили в CVN-77 то, в чём они являются безусловным мировым лидером, - автоматизированные склады с тележками-роботами. Это должно сократить затраты времени на подготовку боевых машин к вылету, что повысит эффективность авианосца.

В составе авиакрыла будут действовать и беспилотники. Способные долго висеть над целями - обеспечат разведку. Ударные - пойдут к сильно защищенным целям, снижая риск для пилотов и делая их занятие ещё более похожим на работу в коммерческой конторе.

CVN-77 USS George H. W. Bush - безусловно, сетевой корабль. Способный обмениваться информацией со всеми компонентами военной мощи США - разведывательными спутниками, пилотируемыми и беспилотными самолётами, кораблями с системой Aegis, наземными частями.

Закругления палубы снижают РЛС-сигнатуры, что, вкупе с активными помехами, должно обмануть радары противокорабельных ракет. Строился корабль из готовых блоков, благодаря чему корабелы Newport News достигли весьма высокой производительности.

Серьезное внимание (ведь авианосец - это еще и небольшой город) уделено комфорту экипажа. Жилые и рабочие помещения спроектированы как современные офисы - по модульному принципу, с передвижными перегородками и мебелью.

Современное поветрие - экология. На CVN-77 установлены две системы очистки отходов, включая новомодную плазменную. Только не обольщайтесь - это вовсе не из-за заботы о матери Гее. Вспомним скандал, вспыхнувший в ЮАР, когда "Петр Великий" вознамерился посетить Кейптаун. Продвинутые системы очистки отходов, как и бульбы супертанкеров, тоже конвертированы на военные цели. Только, скорее, по ведомству психологической войны. Которая маскирует, но отнюдь не подменяет собой прямое насилие капитана Мэхэна.


1. А.Т.Мэхэн, "Влияние морской силы на историю". М., СПб., 2002, с.11. [вернуться]

2. Кстати, Россия с ее наследственным ядерным оружием, НЕ МОЖЕТ быть побежденной, пока САМА не признает себя таковой... [вернуться]

3. 600 миль (1110 км) - это боевой радиус палубного F-35C на внутренних баках. [вернуться]

Из еженедельника "Компьютерра" № 06

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.