Архивы: по дате | по разделам | по авторам

По дороге с облаков

АрхивКолумнисты
автор : Андрей Ященко   17.12.2008

Большие начальники обрастают секретарями, подчиненными и могут быстро оторваться от происходящего в компании. Гаррету Джонсону из МТС, мастер-класс которого посетил наш автор, это не грозит.

«И сказал Господь: "Нехорошо быть человеку одному"». Тем не менее, вопреки заветам Библии, человек, поднимаясь выше, как правило, становится все более и более одиноким, обрастая при этом все большим и большим количеством народа – референты, помощники, просто подчиненные... Короче, узок их круг, страшно далеки они от народа, как говаривал другой известный персонаж.

Дилемма. С одной стороны, не сегодня сформулировано: "Кто владеет информацией – тот владеет миром". С другой, с каждым днем информации становится все больше, и захлебнуться в ее потоках – как нечего делать. Собственно, вся эта толпа вокруг больших людей выполняет в чем-то полезную функцию – помогает отфильтровывать ненужную информацию, правильно ее организовать, что-то из того, что может быть сделано, взять на себя, и так далее. В итоге до шефа доходит лишь то, что действительно требует его внимания. В идеале.

В реальной жизни, разумеется, получается совсем иначе. Окружение зачастую начинает чувствовать себя чуть ли не более значимыми людьми, чем их руководитель, и по принципу "инициатива наказуема" начинает гасить все, что потенциально может оказаться неинтересным боссу. А то и влететь ведь может, за ненужное привлечение внимания. Да и вообще, мол, мы (уже даже не шеф) – выше этого. Ведь мы – крупная и успешная компания.

В итоге океан информации, бушующий вокруг, в котором, порой, мимо проносятся очень и очень вкусные кусочки, на входе в большой кабинет суживается до едва-едва не пересыхающего ручейка. Короче, JPEG – сжатие информации с потерей качества. Картинка становится меньше по весу, но, в то же время, мутнее, и мелкие детали пропадают. А они зачастую и определяют будущее. Особенно в наши динамичные времена.

Причем руководство компаний - люди (как правило) весьма талантливые, вполне преуспевающие в своей области, обладающие безусловными лидерскими качествами, и так далее. И очень может быть, что та идея, которая была отфильтрована на нижнем уровне, могла бы быть уловлена на высшем и развита в гигантский и успешный бизнес. Так, Motorola в свое время слила рынок сотовой связи, увлекшись аналоговым направлением вместо того, чтобы вовремя перейти на цифру, а Starbucks несколько лет назад упорно отказывалась перейти на обезжиренное молоко в своем кофе, чего хотели потребители, пока кому-то не удалось достучаться до одного из топ-менеджеров корпорации.

Запереться в своем идеальном мирке, в башне из слоновой кости – один из наиболее верных способов умереть, даже для самой успешной компании. И руководство подвержено этой напасти больше всех прочих.

Хорошим примером был в свое время с запуск одной известной компанией процессора AMD K5. Сотрудники на всех звеньях так старались продемонстрировать позитивный настрой по этому поводу, что руководству не сообщалось об имеющихся проблемах с его запуском, оно, в свою очередь, приукрашивало ситуацию в докладах своему, то – своему, и в конечном счете, как выразился один из бывших работников AMD "о том, что дела наши плохи, знали все, кроме Джерри [Сандерса]".

Все вышенаписанное является, на самом деле, одним чрезмерно затянувшимся объяснением того, почему меня откровенно радует серия мастер-классов, проводимая Гарреттом Джонсоном, директором по стратегическому маркетингу МТС для студентов ГУ-ВШЭ (хотя реально туда приходит и совсем не относящийся к этому заведению народ).

Гарретт – обалденный человек (чего стоит хотя бы владение 11 языками, так что мероприятие проходит на русском), отличный оратор, свой в доску для молодежной аудитории, ирландец по национальности, но вполне себе русский по мироощущению, не устающий предрекать России какие-то просто космические высоты. На прошедшем в понедельник третьем по счету мастер-классе он спрогнозировал, что 21 век пройдет под знаком России. Потом, правда, после напоминания про Китай скорректировал прогноз на 50/50 – Россия/Китай, и то – только потому, что китайцев очень много.

Во-первых, такой мастер-класс, это само по себе весьма интересно - даже с точки зрения лекции, являющейся первой его частью. В прошлый раз, летом, Гарретт, помнится, вещал о том, что нас ждет в ближайшие 50 лет с точки зрения развития технологий. В этот раз темой потока сознания было "ТЫ БУДЕШЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ! ...хочешь этого или нет". В плане того, куда и как развиваются тенденции на рынке труда под воздействием высоких технологий.

Во многом прогнозы эти пересекаются с прогнозами Intel, Cisco, Microsoft и прочих. Что, в общем-то, для меня является лишним подтверждением того, что что-то в этом есть. Например, по поводу того, что развитие хайтека все больше будет сглаживать разницу между населением земного шара. Уже сегодня по мере распространения Интернета во все больших уголках Земли люди способны получить доступ к действительно качественному образованию, а для детей из глубинки именно это и может оказаться тем самым трамплином, который вытолкнет их наверх. Чего стоит одно только бесплатное выкладывание в онлайн всех учебных материалов MIT, включая видеозаписи многих семинаров и выступлений.

Дальше – больше. Уже сейчас, немалая часть программирования, поддержки пользователей, бухгалтерской работы и прочих подобных вещей в англоязычном мире переложено на хрупкие плечи тех же индусов. И объем этой работы только растет.

Когда Гарретт начал вещать о том, что недавно была успешно проведена трансатлантическая операция по пересадке органов, при том, что хирург находился в США, а пациент – в Англии, и резал последнего робот, а бригада врачей на месте просто страховала на всякий случай, у меня в голове мелькнуло: "О нет, он же не имеет в виду...". Именно, что имел – дальше он перешел к тому, что у них в Великобритании профессия врача является очень денежной и престижной, так что идут туда все, кому не лень. И развитие телемедицины в той же Индии позволит заметно сбить расценки на этом рынке в Англии.

Как и у нас, в общем-то. Что мешает тому же москвичу пользоваться советами юриста, находящегося где-нибудь в Перми по тамошним расценкам, если есть уверенность, что качество его услуг находится на одном уровне с его московским коллегой? Да в принципе – ничего. Кроме некоторой технологической инерции, стремительно, впрочем, уменьшающейся по мере увеличения ширины каналов связи и прихода технологий типа Cisco Telepresence, да инерции мышления, тающей более медленно, но тоже вполне способной исчезнуть уже в мозгах следующего поколении.

В общем, о многом шла речь. О тенденции "много людей – один компьютер, один человек – один компьютер, один человек – много компьютеров", об Алане Тьюринге, покончившем жизнь самоубийством, поскольку выяснилось, что он был голубым, о том, что (выяснено по личному опыту) туалеты в пабах Швейцарии научились оперативно определять состояние посетителей на предмет того, стоит ли им садиться за руль или нет, и о многом-многом другом.

И это только одна часть мастер-класса, наиболее классическая – лекция и лекция, хоть и интересная. Вторая в этот раз – презентация идей нескольких стартапов и разбор этих идей Гарреттом. Причем отнюдь не формально, не в виде интересно/неинтересно. Он каждый раз растекался мыслью по древу минут на 10-15, вспоминая и соответствующие случаи из богатой практики, где-то – критикуя, где-то – хваля, где-то – советуя.

Ну а третья часть – уже совсем жесткий интерактив, поскольку весьма редко спикеры такого ранга остаются на фуршет (пирожки с соком), открытый для всех участников мероприятия. Понятно, что там Гарретт просто пошел по рукам (традиционно пошел, должен сказать, учитывая, что для его мастер-классов такое хождение в народ – это норма). С раздачей визиток, предложениями продолжить общение по каким-то из затронутых вопросов уже в почте, переносом разговора по ходу дела в курилку и возвращением обратно в зал...

Собственно, здесь-то я и делаю круг, возвращаясь к тому, с чего начал. Всегда очень приятно видеть, как люди вполне высокого ранга не замыкаются в стенах своего кабинета, а спускаются, что называется, "в народ". Не ради галочки, как в случае с незабвенным телеобщением Путина с населением, а вполне искренне. И надо было видеть, с какой жадностью пользуются возможностью пообщаться с Джонсоном студенты, для многих из которых это редчайший шанс донести какие-то свои идеи до человека, который вполне может стать волшебной феей, и помочь воплотить их в жизнь, если оно того стоит.

К сожалению, до подавляющего большинства из тех, кто сидит в больших кабинетах, и, быть может, сами того не зная, отчаянно нуждается именно в их головах (хрестоматийный пример – руководство Lycos или Altavista vs Бринн с Пейджем), им попросту не добраться при всей своей целеустремленности.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.