Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Невидимки морей

АрхивКолумнисты
автор : Михаил Ваннах   23.10.2008

В нашем глобальном мире море, как и в старину, остается самым экономичным транспортным путем. Но пути, будь то сухопутные или океанские, надо охранять...

В нашем глобальном мире море, как и в старину, остается самым экономичным транспортным путем. Но пути, будь то сухопутные или океанские, надо охранять. Иначе приключится конфуз, как недавно с украинским судном "Фаина", которое сомалийские пираты взяли на абордаж с грузом, насчитывающим, кроме прочего военного снаряжения, больше трех десятков танков Т-72. Задача охраны своего судоходства, как и создание проблем - чужому, в прежние времена возлагалась на корветы и фрегаты. Ныне корабли этих классов стали еще и малозаметными. Во всяком случае - для радаров.

Как только в морских сражениях Второй мировой радары доказали свою эффективность, на повестку дня стала задача снижения радиолокационной заметности кораблей. Первым взялся грызть этот орешек Третий Рейх. Подводные лодки кригсмарине в ходе Битвы за Атлантику, покидая порты оккупированной Франции, шли к судоходным путям Объединенных наций через Бискайский залив преимущественно в надводном положении. Затем авиа­ционные патрули союзников отучили их ходить под дизелями днем. Году к 1943-му самолетные прожектора и локаторы "либерейторов" и "каталин" загнали у-боты под воду даже в ночное время. Для хода под дизелями немцы стали использовать голландское довоенное изобретение - шноркель, дыхательную трубку, выступающую над волнами на пару футов.

Но прогресс радиоэлектроники позволил установить на самолетах радары сантиметрового диапазона, на которых шноркель был прекрасно виден. И нацисты обратились к другому голландскому изобретению - дело в том, что еще в 1936 году в Нидерландах был разработан и запатентован поглотитель энергии электромагнитных волн [Proc. IEEE Trans. AP., vol. 21, p. 484, April 1973.]. И шноркели начали покрывать каучуком, в который были введены мелкодисперсные ферромагнитные частицы. Правда, подводникам Деница это уже помочь не могло...

Потом была ядерно-ракетная военно-техническая эйфория. Надводные корабли казались безнадежной архаикой, пока вдруг не выяснилось, что Большая война уже невозможна, а для малых конфликтов они незаменимы. И вот тут-то, в ходе Шестидневной войны 1967 года, триумфальной для Израиля, арабские катера советской постройки взяли да и утопили противокорабельными ракетами (ПКР) эсминец "Эйлат". Новый класс оружия показал свою эффективность в бою - управляемые ракеты шли по отраженному сигналу на крупную, а значит, яркую и контрастную цель, коей является корабль. Потом были Фолк­ленды... Британская эскадра разгромила вооруженные си­лы аргентинской военной хунты, оказавшейся куда более страшной для своих инакомыслящих, чем для вооруженного противника.

Превосходство Королевского флота было подавляющим. Аргентинцы сначала ударились в ламентации по поводу утопления коварными бриттами крейсера General Belgrano - наивные мачо думали, что они в безопасности, если их крейсер находится за пределами ими самими провозглашенной зоны военных действий вокруг спорных островов. Ну а в критический момент высадки британского десанта вообще не смогли выйти в море из-за шторма, который Royal Navy высокомерно проигнорировали. Тем не менее потери понесли и просвещенные мореплаватели. Французские ПКР Exocet, выпущенные с самолетов, отправили на дно эсминец HMS Sheffield и, использовавшийся как авиатранспорт, контейнеровоз Atlantic Conveyor. Короче говоря, если локаторы носителя (корабля или самолета) и головки самонаведения самой ПКР замкнутся на корабле-цели, то последний ждут большие проблемы. А чтобы таковых проблем избежать, вояки и озаботились снижением радиолокационной заметности кораблей. Это позволило бы достигать тактической неожиданности, незаметно подходя к противнику; снижать свои потери, не давая радиолокатору активной системы самонаведения ПКР обеспечить сопровождение цели.

Уменьшением РЛС-сигнатур занимались в разных странах, в том числе и в России. Тем читателям, которые по старой традиции воспользуются этим номером "КТ" для написания курсовой, порекомендуем труды доктора физ.-мат. наук Штагера [Штагер Е.А. Рассеяние радиоволн на телах сложной формы. М., 1976; Штагер Е.А., ред. Метод расчета ЭПР судов, Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, 1975]. Остальным же вкратце скажем, что речь идет о применении методов геометрической и физической оптики для анализа и оптимизации корабельной архитектуры, чтобы минимизировать отражение радиосигнала по направлению к радару. Преж­де всего корабль избавляют от так называемых "блестящих точек", эффективных радиоотражателей: лишают шлюпок и шлюпбалок (как делалось еще на американских эсминцах Arleigh Burke) и покрывают трапы радиопоглощающим материалом. Для этого используются композиты с включенными в их состав короткими металлическими волокнами, что при малой толщине обеспечивает высокие поглощающие свойства в широком диапазоне частот.

Надо отметить, что корабль, в отличие от самолетов Stealth, сделать полностью РЛС-не­за­метным нельзя. Слиш­ком уж он велик, слишком уж ровной поверхностью является океан. [Хотя отражения радиоволн от волн морских и порождают довольно коварные зайчики, затрудняющие работу радаров.] Поэтому проектировщики ог­ра­ничиваются снижением сигнатур до уровня, при котором корабль сможет затеряться среди ложных целей. На основе этих принципов строились уже германские фрегаты класса F123 Brandenburg, вступавшие в строй в первой половине 1990-х гг. Специалисты полагали, что эквивалентная поверхность рассеяния у них будет на порядок меньше, чем у кораблей того же класса старой постройки. [Ананьин Э.В., Ваксман Р.Г., Патраков Ю.М. Методы снижения радиолокационной заметности, Зарубежная радиоэлектроника, 4-5/1994, сс. 5-21. (Точно говорить об этом можно будет, лишь взяв такой корабль в качестве трофея и замерив его сигнатуры; или дождавшись, пока лет через полста они будут опубликованы в открытой печати... В мирное время "невидимки" носят дополнительные радиоотражатели, что не только обманывает потенциального противника, но и повышает безопасность судовождения.)] Дальнейшим развитием F123 Brandenburg являются германские фрегаты класса F124 Sachsen.

Строительство трех судов было самой дорогостоящей кораблестроительной программой ФРГ - оно обошлось бюргерам в 2,1 млрд. евро. Объединенные в 2. Fre­gat­ten­geschwader (Вторую эскадру фрегатов), эти 143-метровые гиганты имеют водоизмещение по 5690 тонн. Разгоняющая их до 29 узлов силовая установка комбинированная: дизеля - для экономического хода, газовые турбины - для полного. Электроэнергией каждое судно снабжают по четыре тысячекиловаттных дизель-генератора.

Столь внушительные мощности нужны для радаров - двух многофункциональных STN Atlas 9600-M; станции дальнего обнаружения Thales Nederland SMART-L; станции обнаружения, сопровождения и наведения воздушных и надводных целей Thales Nederland APAR. Кроме того, имеются инфракрасная система обнаружения и сопровождения целей Thales Sirius IRST и электронно-оптическая система управления огнем STN Atlas MSP 500. А подводными целями ведает гидролокатор STN Atlas DSQS-24B. Естественно, функциональность этих приборов определяется в равной мере радиочастотным (или оптическим) трактом и средствами цифровой обработки сигналов.

Оружие корабля в первую очередь приспособлено для защиты от самолетов противника - вспомним, кто пора­зил суда Королевского флота у Фолклендов. Оно очень похоже на оружие класса Aegis с ракетами SM-2 (см. "КТ" #737). Есть артсистемы - многоцелевая, способная работать и по воздушным, и по надводным целям, итальянка OTO-Melara калибра 76 мм и два 27-мм автомата Mauser. На последние возлагается задача поражения ПКР и неосмотрительно приблизившихся к фрегату аэропланов. А эффективность применения зенитных средств повышается за счет РЛС-малозаметности корабля - он уподоблен хорошо замаскированной батарее. Это же обстоятельство повышает эффективность наступательного оружия - ПКР Harpoon в двух счетверенных пусковых установках.

Наличие ангара с парой вертолетов Sea Lynx Mk.88A или NH90 позволяет организовать защиту фрегата от катеров, увеличивает дальность обзора поверхности и помогает в охоте за субмаринами, для которых припасено два встроенных торпедных аппарата с торпедами EuroTorp MU90. Естественно, все оборудование и системы оружия связаны с бортовой компьютерной сетью.

Ну а для снижения заоблачной стоимости кораблей их электроника и оружие унифицированы с созданными по той же концепции фрегатами класса De Zeven Provinci, четыре из которых состоят на службе в Koninklijke Marine, Королевском Нидерландском флоте.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.