Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Завтра было 3G. "Законы дешевого Интернета"

АрхивКолумнисты
автор : Олег Придюк   22.10.2008

Мы продолжаем показ онлайн-сериала о 3G, чья пилотная серия завоевала неплохие позиции в рейтингах Рунета. Сегодня герои говорят о недорогом мобильном доступе в Сеть и спорят о финской школе маркетинга.

Мы немного завидуем нашим друзьям, отчалившим в Европу и Штаты на ПМЖ – да, жизнь там не сплошной brown sugar, но зато в тех краях такой дешевый мобильный Интернет - а дома хвастаемся на форуме еще одним найденным открытым хотспотом. Жестокая диета заставляет мыслить креативно и искать методы борьбы с дорогим доступом в Сеть. Ну не платить же бешеные деньги, в самом деле!

Мы пока не знаем, насколько рабочей и долгосрочной окажется эта странная идея с текстовым онлайн-шоу, поэтому, на всякий случай, решили развивать сюжет сразу и круто. Сначала хотели кого-нибудь из героев убить, но оказалось, что их всего трое, и они слишком быстро закончатся. Хотели ввести сексуальные интриги, но потом подумали – героя-то всего три, и все, как назло, мужчины...

Решено! Срочно нужна девушка. У вас случайно нет знакомой девушки с бюстом не меньше третьего размера, желающей появиться в текстовом онлайн-шоу?

Вторая серия. Законы дешевого Интернета

Великобритания, Лондон, район Камден, клуб КОКО, на часах 22.45. Сенсорную Nokia и медиатор к ней уже представили, теперь на сцене бушуют флагманы вечера – Keane. Восторженные журналисты, фотографы с пьяными объективами и разного рода менеджеры уже неопределенного звена совершают последние рейды за стаканами со льдом и спиртным. 10 фунтов за JD с колой? Это КОКО, май фрэнд, тут все возможно. Вот и Keane продемонстрировали еще неанонсированные песенки из будущего. Население клуба от такой щедрости выпало в осадок и предпочло остаться в этом состоянии.

С тремя мудрецами данная химическая реакция не пошла, наверное, катализатор не тот. Кикабидзе на сцену! Старик Буба покажет класс. Мудрецы традиционно угрюмы и скептически настроены. В стакане водка и энерджайзер с логотипом двух красных быков, в одной руке медиатор, в другой – первый из рода S60 Taco. Увлеченный Мудрец стучит фирменным треугольником по экрану, откладывает игрушки и многозначительно изрекает.

Мне нравится! Нет, не телефон, он-то как раз - игрушка, - мне нравится так называемое «закулисье». Пока Apple радостно продавала свои iPhone, финские маркетологи очень много думали, а программисты очень много думали и очень много делали. В итоге, последние почти на отлично реализовали новый сенсорный интерфейс, а первые создали отличную стратегию продаж.

Задумайтесь, как изящно поступила Nokia – выпустила телефон с минимальной ценой, максимальным функционалом, но детским дизайном, толстоватый и в пластиковом корпусе. То есть, дети, студенты, молодежь - сражены наповал и, сжимая в кармане 16 тысяч рублей, ждут 3 декабря и косо поглядывают на магазины Nokia.

Разнообразные слои общества, которым цена не важна, тоже сражены, но не наповал. Сенсорную Nokia хочется, но она намного толще, чем iPhone, обернута в пластиковый корпус и «ох уж этот детский дизайн» с полосочками и рисунками, да и страшное слово "смартфон", упорно ассоциируемое со сложностью управления и тормозами интерфейса. Но первую сенсорную Nokia хочется, все равно же хочется, ведь после 3 декабря с iPhone станет уже не так модно появляться в обществе. То есть, и эти люди являются потенциальными покупателями.

Дальше – бизнес-человеки, недавно отдавшие ощутимую часть зарплаты за Nokia E71. Новейший финский телефон-калькулятор их полностью устраивает, но... тренды, сенсорный экран, почти как iPhone, только от Nokia. Хочется, но там хлипкий корпус, "некорпоративный" дизайн, не встроены бизнес-приложения, зачем-то прикручен плеер, наушники... Впрочем, при такой цене можно и как второй телефон купить, ну, к «Билайну» чтобы подключиться или там... "на дачу ездить", или придумать любой другой аргумент. Я, например, жене его куплю, осталось ее уговорить, что ей это надо. Я серьезно.

А еще, представьте, какой дефицит игрушки будет. Она сама по себе крутая, а еще и сезон рождественско-предновогодний. Чем-то чувствую, что те миллионы телефонов, которые Apple старательно продавала целый год, в случае с 5800 будут достигнуты за пару месяцев. Вот тогда язвительно посмеемся и над самим Apple, и над толпами его фанатиков, которые сейчас показывают пальцами на Nokia 5800, мол, пластик, не комильфо...

А в следующем году, когда появятся сенсорные Nokia для бизнес-сегмента, топовые модели для золотой молодежи... ну вы поняли, все положат Tube на одну полочку, а на другую выложат 25000 рублей за новый телефон. Восхитительная идея.

Расплывшийся в счастливой улыбке Мудрец мечтательно уставился в сторону Keane и подумал о начале декабря, когда сможет отложить Samsung жены подальше и отдать ей Nokia 5800, такую замечательную игрушку семейства Taco. Ну правда, не себе же ее покупать, мудрецам несолидно ходить с таким девайсом. Вот сейчас на тесты выдадут, можно и поиграться будет, а потом – строго жене. Да!

Счастливые мечты прервал Второй Мудрец. Он отобрал заветный телефон, пару минут колдовал пальцами по сенсорному экрану и начал говорить, медленно и задумчиво.

Будь моя воля, учебники по маркетингу писали бы спецназовцы из Apple, Nokia и Google. Поражаюсь, как они могут уговорить народ пользоваться их продукцией, считать все остальное вселенским злом и верить, что исключительно и только они работают для людей, ради добра, а не ради денег. Вот это маркетинг, вот это стратегия! Однако, я не о том, меня сейчас более локальные моменты волнуют.

Коллеги, сей прекрасный гаджет имеет полноценный браузер с поддержкой Flash-анимации, клиент для скачивания музыки из Интернета, встроенный интернет-магазин, разнообразные приложения для однокасательного аплоада фото, видео и прочих данных в блоги и разнообразные сервисы вроде почты и GPS – все это требует или подразумевает наличие дешевого интернет-соединения. То есть как дешевого, такого, чтобы владелец мог комфортно пользоваться этим всем мультимедийным счастьем. А теперь представьте среднего пользователя Nokia 5800 в России. Ага, для чего ему эта вся сказка? Хотспоты тестировать? Или к домашней точке доступа подключаться?

Вот уважаемые британцы имеют достаточно развитую сеть WiFi, оператор Three предлагает 5 Гбайт сотового трафика за 25 долларов в месяц. Вот в таких условиях можно реально прочувствовать, для чего в телефоне нужна камера, все эти программы, почта в стиле Blackberry и нелимитированный Comes with music.

Эх, негде русской душе на родине развернуться! Это как в Японии получается – там тоже все стремятся телефон покруче и подороже прикупить. Но у нас дороговизна в плане статусности ценится, а там – дороговизна в плане количества встроенных технологий и разнообразных шашечек. То есть японец с телефоном-лопатой со встроенным алкотестером круче, чем японец с телефоном-лопатой с кристаллами Swarovski (телефоны не в форме лопаты там за гранью моды). Разница только в том, что в той далекой стране, где на флаге красное солнышко красуется, более трех четвертей населения пользуются 3G-аппаратами и набором встроенных сервисов. Пользуются и даже не задумываются, о том, что может быть иначе.

Второй Мудрец совсем вошел в роль и, кажется, еще долго и все также монотонно продолжал бы размышлять вслух, но его перебил Третий Мудрец. Он отправил полупустой стакан на стол, взял в руки свежепредставленную Nokia и, будто бы ей лично, начал объяснять.

Не стоит идеализировать. По статистике 80% японцев не в состоянии разобраться со своими чудо-телефонами, которые, при всем своем функционале и смартфонами-то не являются. Даже аппараты с Symbian и Linux – обычные телефоны с проприетарной платформой DoCoMo, на них нельзя ставить дополнительные программы. В России же, владельцы продвинутых трубок чаще всего в курсе их функционала и способны задействовать его большую часть. Другое дело, что это дорого и, в силу малого распространения 3G-сетей, – медленно.

У чехов, кстати, которые считают себя полноправными европейцами, с сотовым интернетом дела не то чтобы очень хороши. Там только О2 может гордо рассказать, что у них iPhone 3G работает в родных 3G-сетях. Населению, правда, оператор усиленно продвигает ADSL и CDMА, но, зато телефон Apple хорошо рекламируется.

Нелимитированный CDMA со скоростью 1 Мбит/с в Чехии будет стоить 56 долларов. Дороговато, на самом деле, но не так дорого, как у нас или, еще хуже, у белорусов. У них – вообще все жутко, как на самой заре Интернета.

Наверное последние слова Третий Мудрец произнес слишком громко, упоминание Беларуси в случайно возникшей тишине оказалось фатальным. Зато можно было понять, сколько русских находится в радиусе 5 метров. Обернулись почти все. Вот вам и Британия, вот вам и пафосный КОКО!

Небрежно проходясь по пытливым взглядам обернувшихся, Мудрец продолжил мысль.

Ошибаются те, кто считает, что хуже некуда. Хуже – всегда есть куда, была бы фантазия. Вот в Белоруссии фантазия есть, там 4 Мбит/с анлим стоит 800 долларов США. Да, я не ошибся, восемьсот, и подчеркну, речь идет об ADSL. Сотовый трафик продается горстками мегабайт, которых еле-еле хватает на болтовню по ICQ.

Зато у соседей-литовцев все вообще почти бесплатно – Bite продаст 3 Гбайта трафика за 14 долларов и обеспечивает 7.2 Мбит/с почти во всех крупных городах страны. Но там другое дело, сложно удерживать высокие тарифы, если на 2 с небольшим миллиона жителей страны приходится 3 оператора и с пяток MVNO. Там даже сеть супермаркетов организовала своего виртуального оператора и бесплатно пополняет щедрым покупателям счет. Пошел в магазин, купил колбасы и бананов – получи доллар на счет. Немного, но приятно, а если часто ходить в гастроном и мало разговаривать, то связь выходит почти бесплатная. В то же время, никаких дополнительных сервисов и субсидированных телефонов оператор не предлагает, а абонентов завлекает старым дедовским способом – дразнит.

У каждого покупателя на чеке, если он превышает определенную сумму, появляется код для пополнения счета. Сначала люди их выкидывают, а потом становится жалко, начинают охватывать жадность и беспокойство, ведь в урну отправляются фактически, живые деньги. Система простая, в общем, играет на человеческих чувствах. А вы вот маркетингом Nokia восхищаетесь... Таланты есть всюду!

Мудрец на секунду отвлекся, чтобы по назначению использовать остатки жидкости в стакане, чуть поморщился и, будто подводя итоги своей речи, добавил.

Мне, кстати, интерфейс яблочного телефона более симпатичен. Было бы интересно услышать мнение людей, которые думают иначе. Для Symbian в пору отдельный интерфейс придумывать, что-то совсем простое, быстрое, красивое и максимально тривильное. Думаю, именно сложность оболочки Symbian станет сдерживающим фактором продаж. Причем, скорее морально, чем фактически, ведь в нашей стране к смартфонам до сих пор слишком предвзято относятся. Народ все еще с Nokia N73 ходит и не подозревает, что иные телефоны медленнее проворачиваются, чем Symbian-смарты годовой давности. Возьмут они Tube в руки, ткнут пальцем, увидят традиционные папки и иконки, испугаются и решат еще раз взглянуть на iPhone или подкопить на Sapphire Arte.

Наверное, стоит оторваться от наших героев, уже на 11000 символов нанаблюдались. Они обещали обсудить сотовые модемы, но, кажется, настроение было другим, а все мысли – о новом гаджете Nokia. Следующий раз их в более формальной обстановке застать попробуем, за чаем с плюшками, к примеру. Хотя и в философских, отвлеченных беседах можно заметить интересные мысли, и тут они тоже есть. Перед тем, как попрощаться с этой страничкой, пожалуйста, покликайте на баннеры.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.