Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Три дня в Шанхае

АрхивКолумнисты
автор : Тимофей Бахвалов   16.10.2008

Тимофей Бахвалов написал репортаж с главной китайской выставки игрушек, проходившей в Шанхае. Как обычно, у него получилась еще одна глава для энциклопедии современной китайской жизни, где нашлось место и IT, и детям, и даже динозаврам.

За время, что живу в Китае, я побывал в разных уголках Поднебесной. Но в достаточно близкий и интересный Шанхай наведаться как-то не получалось - не было повода и думалось, что уж туда-то всегда успеется. И вот подходящий случай представился - выставка 7-th International Trade Fair for Toys, Hobby Baby Articles.

Праздничное настроение

Для начала скажу, что с удовольствием отдаю очередную главу своего "Поднебесного Блога" не в еженедельник "Компьютерра", а на сайт. И благодарю Сергея Вильянова - моего постоянного редактора - за то, что наконец-то не нужно думать о том, как поместить всё интересное в один журнальный разворот. Также благодарю всех читателей, которые присылают свои отзывы и задают вопросы. Особенно порадовало обсуждение последней статьи об Олимпиаде 2008. Надеюсь, сегодняшний рассказ будет вам не менее интересен, чем предыдущие истории из моей жизни в Поднебесной.

Итак, съездить на Shanghai Toy Expo 2008 мне удалось с подачи сети магазинов электронных игрушек "Господин Ребёнок". Сотрудничать с "ГР" я начал этим летом - закупил и отправил в Россию партию электронных и радиоуправляемых игрушек из Гуанчжоу.

Из-за государственных праздников - 59-летия со дня образования КНР - всю "Золотую неделю" посольство и консульства Китая в России были закрыты. Оформить визы для технического специалиста и байера не успели. По этой причине руководство "ГР" настоятельно попросило меня съездить на выставку в одиночку - благо, со спецификой и требованиями, предъявляемыми к товару, я прекрасно знаком. У меня в распоряжении были три свободных дня, приличные "командировочные" и личная заинтересованность в поездке - я согласился практически без раздумий. Нужно было лишь ознакомиться с рекомендациями техспеца и байера, да собраться в дорогу.

Букинг

Для бронирования билетов и отелей в Китае я давно использую букинг-портал Ctrip.com. Но сайт принимает кредитные карты только китайских банков. Поэтому для иностранных пользователей, даже при наличии качественного английского интерфейса, портал носит чисто информативный характер. Отмечу и ещё один факт. Ctrip.com нередко выдаёт цены на отели выше, чем китайские турагенства, имеющие прямые договоры со "своими" отелями. Цена на приличные трёх-, четырех-звездочные отели на Ctrip.com нередко на 100, а то и 200 юаней выше, чем в турфирмах, плюс, например, нет завтраков. Но вот на отели 5 звезд у Ctrip.com стандартно лучшие предложения. Вывод тут только один - у портала большое количество лояльных пользователей со средними доходами, которые давно доверяют сайту, предпочитая удобство самостоятельного заказа через Интернет услугам туристических агентств. Доверяй, но проверяй. Через агентства гостиницы можно заказать дешевле. Порекомендую Mercury International Travel - хорошие цены, неплохой английский у персонала и оплата зарубежными банковскими картами.

До аэропорта я впервые доехал запущенной этим летом и связанной с подземкой электричкой Airport Express. Кстати, советую всем любознательным ознакомиться со схемой пекинского метро - действительно интересно и познавательно. Из центра города до третьего терминала пекинского аэропорта на Airport Express можно добраться всего за 12 минут и 25 юаней (10 юаней = 1 евро). Но на обратном пути экспресс заезжает во второй терминал. Обратная дорога заняла у меня больше полутора часов (если считать пересадку и поездку на метро). Так что в город всё же лучше ехать автобусом или такси.

Полёт нормальный

От Пекина до Шанхая меньше двух часов лёту. Ежедневно делается огромное количество рейсов всеми авиакомпаниями Китая. Так, например, 21 октября 2008 года заявлено 45 рейсов. То есть вылет каждые 15 - 20 минут. Это естественно, ведь Шанхай - экономическая столица Китая. Но на практике рейсов вполне может быть и 40, и 35. Всё зависит от реального пассажиропотока в этот день - в случае недостатка пассажиров, рейсы "уплотняются".

Я приехал в аэропорт заранее, но на регистрационной стойке мне сообщили что рейс "задерживается" на 2 часа и тут же предложили вылететь на полчаса раньше. Без доплаты и рейсом другой авиакомпании. Это и есть "уплотнение". Что вы выберете - задержку на 2 часа или вылет на полчаса раньше? То-то и оно. Никаких потерь для авиакомпаний и минимальные неудобства для клиентов - плюс/минус полчаса/час их времени, учитывая, что в аэропорт обычно прибывают где-то за полтора часа до вылета. На обратном пути я также поменял билет на чуть более ранний рейс. Вылет задержали. Салон был полупустым, но через 10 минут зашла вторая партия пассажиров с другого рейса. В Пекин прибыли точно по расписанию.

Такая практика похвальна, поскольку позволяет авиакомпаниям выполнять максимально загруженные и экономически эффективные рейсы и, как следствие, держать отличные тарифы. Так, перелёт до Шанхая стоит всего 160 евро бизнес-классом. Если покупать билеты заранее, то в большинство крупных городов эконом-классом из Пекина можно добраться не дороже чем за 70 евро.

Международный аэропорт Hongqiao мне не понравился. Как не привел в восторг и город в целом. Чем-то Шанхай ассоциируется у меня с разросшимся вверх и вширь Гуанчжоу. Масштабы, конечно, впечатляют, но южный беспорядок и архитектурная какофония не порадовали. Если вкратце, то в Шанхай я бы переезжать не стал. Как-то некомфортно. Но, может быть, это простое предубеждение, ведь после Пекина меня вообще мало что приводит в восторг. Разве что редкие поездки на море, конечно.

Цены на жильё, еду и услуги в Шанхае в среднем на 15 - 25% выше, чем в северной столице. Но и зарплаты больше, чем в Пекине. По этой причине в этом городе живёт множество иностранцев и огромное количество китайских мигрантов из самых разных провинций. Последних обвиняют во всех грехах - от загруженности метро (в час-пик это действительно катастрофа) до сброда на улицах. Из негативных впечатлений отдельно отмечу дороги. После зеркально гладких автострад Пекина - просто беда. В нескольких районах дороги местами напоминали российские.

Однако это не мешает такси носиться под сотню - в салоне стоит ужасный грохот и кажется, что машина вот-вот развалится. Во всех такси в подголовник переднего кресла встроен монитор с сенсорным интерфейсом, что позволяет получить различную информацию - от карты города до путеводителя. Плюс, конечно, огромное количество интерактивной рекламы, которую, хочешь не хочешь, а не только смотришь, но и тыкаешь - время-то в дороге хочется скоротать. Отключить экран нельзя - только убрать звук. Грамотно.

Выставка

Shanghai Toy Expo 2008 заняла два павильона экспоцентра Shanghai New International Expo Centre, в котором параллельно проводились еще два крупных выставочных мероприятия - Music China 2008 и Prolight+Sound Shanghai. Так что за три дня я удачно посетил не одну, а целых три выставки. Но о музыкальных экспо - в самом конце. Пока - только об игрушках и сопутствующих им вещах и впечатлениях.

Итак, на регистрацию ушло меньше пяти минут. Вместе с бэйджем вручили 300-страничный каталог с информацией обо всех участниках. Иностранных посетителей было не так много, как, например, на той же Кантонской выставке. Я, конечно, понимаю, что сравнивать эти мероприятия напрямую нельзя, ведь у них разный масштаб. Кантонская выставка чрезвычайно многопрофильна, на ней представлены практически все отрасли китайской промышленности, туда съезжаются тысячи людей из разных стран мира. В то же время Shanghai Toy Expo проводится уже в 7-й раз и является единственной в континентальном Китае специализированной "игрушечной" выставкой, ориентированной на развитие бизнес-контактов с иностранными компаниями. Именно поэтому я не могу понять, почему за три дня мне встретилось не больше двухсот иностранцев. И это при общем количестве посетителей свыше 28 тысяч человек. Ужель мировой экономический кризис? Или банальные проблемы с визами? Гадать не буду.

Местное наречие шанхайхуа было для меня чуть более понятным, чем гаундунхуа в Гуанчжоу. То есть понятным совсем чуть-чуть. Но, к моему удовольствию, на большинстве стендов были сотрудники, которые говорили не только на путунхуа, но и немного на английском. Была даже парочка стендов с русскоговорящими работниками.

Более 3/4 экспонентов Shanghai Toy Expo 2008 - небольшие китайские компании, которые предлагали готовые серийные продукты и/или прототипы, которые увидят свет до конца календарного года. Параллельно многие предлагали услуги OEM и ODM. Но действительно крупных OEM и ODM-игроков не было, поскольку, чаще всего, собственную продукцию они не производят, занимаясь изготовлением партий игрушек по заказам. А жаль. Я был бы не прочь посмотреть на перемаркированную продукцию сетей вроде Toys "R" Us. Но такого "беспредела" не наблюдалось. Хотя факт-то известный. Такие игрушки нередко встречаются в том же Гуанчжоу.

Особняком стояли целых три огромных стенда с разными типами игрушек от компании Silverlit. Но стенды эти носили исключительно имиджевый характер. Менеджеров по продажам на них не было - только технический персонал. Дело в том, что компания предпочитает работать с крупными клиентами вроде сетей Carrefour и Wal-Mart. Так что по поводу закупок небольших партий мне рекомендовали обращаться в пекинский офис.

Silverlit тратит много денег на R&D и на борьбу с копиями своей продукции. В результате товары у компании хоть и отменного качества, но ощутимо выше по цене, чем у конкурентов. Несмотря на борьбу с контрафактом, даже на самой выставке я встретил достаточно аналогов наиболее удачных радиоуправляемых моделей автомобилей и вертолетов Silverlit этого сезона. На первый взгляд продукция выглядела и вела себя отлично. И цена была примерно в 1,5 - 2 раза ниже, чем у "прототипов". Уж что-что, а копировать всё что угодно китайцы всегда умели.

В этой связи интересным мне показался стенд юридической компании Lehman, Lee & Xu, занимающей третье место в рейтинге лучших юридических контор Китая. Стэндист грамотно и доходчиво рассказал мне об основных механизмах защиты торговых марок и интеллектуальной собственности в Китае. Но, как это любят делать многие юристы во всех странах мира, в конце разговора многозначительно вздохнул, покачал головой и заявил, что на самом деле не так всё просто - самостоятельно тут не разобраться и ввязываться в разбирательства нужно при поддержке настоящих профессионалов, имеющих связи в судебной системе и проверяющих органах. Ну, кто бы сомневался!

Ещё одно направление ограничения нарушений интеллектуальной собственности, которое предлагает агентство - прямая работа с таможней КНР. При обнаружении пересекающего границу Китая контрафакта (например, с вашей маркой или копий вашего товара), груз будет арестован и правообладатель получит полные данные не только об его отправителе, но и получателе. В общем, варианты есть. Но вот цены на данные услуги юрконторы, которые, по логике, должны бы относиться к сфере государственного регулирования, фантастические и по карману только крупным корпорациям. Призадумаешься - стоит ли оно того...

Буду рад получить ваши отзывы, комментарии и вопросы. Присылайте их на мой почтовый ящик dosada@mail.ru. А окончание моей истории уже опубликовано здесь.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.