Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Обратная тяга

АрхивКолумнисты
автор : Киви Берд   23.09.2008

Сегодня мы живем в мире, где производство секретных знаний существенно превосходит производство знаний открытых. Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос пытаются отыскать создатели документального фильма "Secrecy".

На фоне шумных и драматических событий в современной политической жизни практически незамеченными могут проходить сюжеты, которые гораздо важнее тех историй, что обсуждаются в средствах массовой информации. Наглядный тому пример - тихо тлеющий в США скандал вокруг "непреднамеренной" пропажи многих тысяч электронных писем из архивов президентской госадминистрации за продолжительный период 2003 года. Переписка, как официально считается, утрачена из-за технических ошибок в процедурах резервного копирования.

Однако если учесть, что стертые из архивов документы приходятся на пик войны в Ираке (теоретически чреватой для госадминистрации международным трибуналом с обвинениями в военных преступлениях), то в случайность пропажи верится с трудом.

Чтобы смысл этого события стал более понятен в общем историческом контексте, обратимся к недавно вышедшим исследовательским работам - книге и фильму. Книга носит название "Разнесенные в биты. Ваша жизнь, свобода и счастье после цифрового взрыва" ("Blown to Bits: Your Life, Liberty, and Happiness After the Digital Explosion" , by Hal Abelson, Ken Ledeen, Harry Lewis. Addison-Wesley Professional, 2008). Ее авторы - группа профессоров из Гарвардского университета и Массачусетского технологического института - ранее подготовили любопытный учебный курс по инфотехнологиям для студентов, не имеющих технического и математического образования.

"Blown to Bits" - это в каком-то смысле популярное изложение данного курса. Авторам удается элегантно познакомить читателей не только с тем, как работают базовые инфотехнологии - компьютеры, сотовые телефоны, Интернет и т. д., - но и с тем, как они формируют нашу жизнь, какое влияние оказывают на общество и управляющие им законы. Повсюду в текст вплетены поразительные и поучительные истории из реальной жизни, мира бизнеса, государства и правоохранительных структур. Главная же цель исследования - на основе убедительных фактов и данных продемонстрировать, сколь фундаментально изменился мир, в котором постоянно генерируется невообразимое количество информации, которая описывает буквально все, что мы делаем...

Однако для полноты картины пора привести и данные совсем иного рода. За прошлый год в одних только Штатах объем засекреченных документов примерно в пять раз превысил количество страниц, добавленных за это же время в фонды американской библиотеки Конгресса - одного из крупнейших в мире хранилищ человеческих знаний. Иными словами, можно сказать, что сегодня мы живем в мире, где производство секретных знаний существенно превосходит производство знаний открытых. Хорошо это или плохо?

Ответ на этот вопрос пытаются отыскать Питер Гэлисон и Роб Мосс (Peter Galison, Robb Moss), создатели нового документального фильма "Secrecy", прокат которого только что начался на очень ограниченном количестве экранов Америки. Как показывают авторы фильма, ответ на риторический, казалось бы, вопрос сильно зависит от того, кого вы спрашиваете. Одни убежденно ответят, что правительственная секретность - это ключ к победе общества в бескомпромиссной войне с терроризмом и преступниками. Другие же не менее убежденно заявят, что секретность - это ахиллесова пята государства, тормоз эффективной работы, источник коррупции и чудовищных злоупотреблений.

По оценкам Федерации американских ученых (FAS), засекреченные государственные архивы США хранят миллиарды документов и ежегодно прирастают миллионами новых материалов. К 2004 году стоимость все нарастающего засекречивания стала увеличиваться больше чем на миллиард долларов в год, а ежегодные расходы составили 7,5 миллиарда долларов. К настоящему времени эта сумма достигает уже 10 миллиардов.

Стив Афтергуд (Steve Aftergood), известный эксперт FAS по проблемам секретности, комментирует упомянутые цифры так: "По суммам финансирования это сопоставимо с годовым бюджетом правительственного ведомства уровня министерства. Как будто бы мы имеем некое специальное Министерство правительственной секретности, о существовании которого никто и никогда не слышал... Потому что так оно и есть". Идея же создателей документальной ленты "Secrecy", по их собственному признанию, состояла именно в том, чтобы сделать максимально наглядными эффекты негативного воздействия секретности на демократию.

Мораль этой истории, однако, может показаться неожиданной. США, как известно, относятся к странам с давними и глубокими демократическими традициями. То, во что сегодня выродились общепризнанные принципы демократии, - тема совсем другого разговора. Но в значительной степени именно благодаря традициям в Америке по-прежнему имеются механизмы для того, чтобы общество могло получать информацию о цене и масштабах засекречивания информации в государстве. А также по-прежнему нет недостатка в людях, считающих необходимым открыто задавать государству неудобные вопросы и добиваться на них ответов.

В странах же без демократических традиций не только нет механизмов (хотя бы формальных) для отчетности государства о своих тайных действиях, но даже не видно и не слышно людей, способных бить в колокола по этому поводу. В таких странах документы из секретных архивов легко могут прямыми или окольными путями переправляться в топку или бесследно стираться с магнитных носителей. А целые народы лишаются правды о своей собственной истории в эпоху "информационного взрыва".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.