Длинный хвост Last.fm
АрхивWeb 2.0В Веб 2.0 "длинный хвост" из миллионов малоизвестных произведений становится важнее популярных хитов. Last.fm - это музыкальный сервис, который помогает найти среди этих миллионов именно то, что нужно.
Когда вы включаете приёмник, заранее известно, что оттуда заиграет: ничего нового. В книжном магазине с каждой полки смотрит доктор Курпатов и "Код Да Винчи", а вот с чем-то менее известным могут быть проблемы. Тиражи обычно скромны, и до иных городов не добирается ни одного экземпляра.
Малоизвестных и неизвестных произведений многократно больше, чем популярных. Если построить график и отложить по вертикали популярность, а по горизонтали - количество, получится кривая характерного вида. Слева она круто уходит вверх (это хиты), а направо до бесконечности тянется "длинный хвост", сотни тысяч произведений, про которые вы, скорее всего, даже никогда не узнаете. А ведь они вовсе не обязательно хуже - нередко совсем наоборот.
Причина, по которой так происходит, сводится к экономике. Спрос на товары, относящиеся к "длинному хвосту", так мал, что их производство и распространение не окупают себя. В конце концов, полки магазина не бесконечны, и нужно делать выбор, что туда поставить. Так было всегда, пока не появился интернет.
В прошлом году в американском журнале Wired была опубликована статья, в которой приводились поразительные цифры. Если изучить статистику интернет-магазинов, ассортимент которых, по сути, может быть неограниченным, выясняется, что "длинный хвост" - это подлинная золотая жила. Непопулярные, редкие и малоизвестные книги, которые нельзя купить в обычном магазине, приносят крупнейшему в мире онлайновому магазину Amazon почти две трети дохода. Похожая картина наблюдается в интернете и с музыкой, и с кино.
Музыкальная география
И тут возникает другая трудность: как же потенциальные покупатели найдут нужное среди миллионов незнакомых названий? Действительно миллионов, это вовсе не преувеличение - в том же Amazon продаётся 2,3 миллиона разных книг. Явно или неявно, при выборе мы всегда полагались на редакторов и критиков, которые отбирали лучшее. Однако когда речь идёт о "длинном хвосте", старые методы никогда не срабатывают, и приходится придумывать новые.
В интернет-магазинах давно придумали решение этой задачи. Они накапливают информацию о пристрастиях своих покупателей, а потом специальные программы пытаются отыскать среди них людей с похожими вкусами. Если сто человек купили диск А и диск Б, то, скорее всего, и другие люди, купившие диск А, захотят купить диск Б. За десять лет эта схема была досконально отлажена и теперь неплохо срабатывает. Именно по такому принципу работает бесплатный музыкальный сервис Last.fm, который помогает разобраться в своих вкусах и найти музыку, которую иначе и не отыскать.
Чтобы стать участником Last.fm, нужно зарегистрироваться и скачать небольшую программу - плагин для своего MP3-плеера. Поддерживаются все популярные плееры для Windows, Linux и Mac OS X, а также некоторые аппаратные проигрыватели – прежде всего, iPod. Плагин передаёт на сервер информацию о воспроизводимых песнях.
На странице пользователя Last.fm обнаруживается джентльменский набор социальных инструментов: тэги, которыми можно метить музыку и музыкантов, тематические форумы, некое подобие блогов и нечто вроде "френдов", как в Livejournal. Центральное место, однако, отведено не им. Страница начинается со списка композиций, которые вы недавно прослушали (а если музыка играет и сейчас, то так об этом и будет сказано).
Если вы уже кого-то "зафрендили", можно поинтересоваться, что слушают они. Можно побродить по обширному информаторию со сведениями о множестве музыкантов, альбомов и композиций (он заполняется совместными усилиями пользователей и создателей Last.fm). Однако это только внешняя сторона Last.fm. Самое интересное начнется через неделю после регистрации, когда сервис накопит достаточно информации о новом пользователе.
Верхом на пони
Через неделю, когда первые три сотни MP3 уже прослушаны, страница пользователя Last.fm обрастает новыми элементами. Часть из них годятся лишь для удовлетворения досужего любопытства, другие же действительно интересны.
К первой категории относится личные хит-парады, которые по воскресеньям генерирует Last.fm. Всю неделю сервис подсчитывает, какие файлы заводились на вашем компьютере чаще других и какой исполнитель пел чаще, а потом объявляет результаты. Кроме еженедельных списков (они, кстати, сохраняются в архиве - надо понимать, для того, чтобы лет через десять можно было умилиться и подивиться на свои старые вкусы) есть всеобщий список, из которого можно узнать - в цифрах - свои собственные музыкальные предпочтения.
Ко второй категории относятся так называемые "соседи" и автоматическая система рекомендаций с забавным названием "Пони". "Соседи" - это другие пользователи, которые, по мнению Last.fm, слушают примерно ту же музыку, что и вы. К их хит-парадам есть смысл присмотреться попристальнее, там могут отыскаться любопытные вещи.
"Пони", по сути, делает то же самое, но выдаёт результат в уже готовом к употреблению виде - в виде обширного списка музыкантов, которые, по мнению системы, могут вас заинтересовать. Над списком нарисована знакомая кривая "длинного хвоста". Красный шарик отмечает, насколько далеко вы зашли. Его можно схватить мышкой и передвинуть налево (тогда рекомендации изменятся, и исполнители в нём будут более или менее общеизвестными) или направо (чем дальше, тем больше в списке появится неизвестных вам имён). Образцы песен можно послушать и оценить тут же.
Last.fm не торгует музыкой, и скачать MP3 тут нельзя. Вместо них можно скачать специальную программу для прослушивания интернет-радио. Рядом с большинством списков песен на страницах Last.fm стоит ссылка, позволяющая послушать их с её помощью. Можно, например, слушать "радио соседей" (там играют песни, которые слушают люди с похожими вкусами), "радио рекомендаций" (плейлист составлен из музыки, которую нашла "Пони"), даже "собственное радио" (песни, которые слушаешь сам) - и сотни тысяч других станций. Их столько же, сколько пользователей у Last.fm.