Японский портативный вертолет
АрхивШтукиВ ненагруженном состоянии индивидуальный вертолет GEN H4 весит всего 70 кг, а четыре мотора мощностью по 10 лошадиных сил позволяют ему летать со скоростью около 90 км/ч.
Компактные летательные аппараты давно не дают покоя конструкторам всего мира. Сообщения о разработке одноместных вертолетов регулярно появляются в прессе на протяжении последних десятилетий. Занимаются этим как военные, так и гражданские авиаконструкторы. Например, в 2002 году в омском аэрокосмическом объединении "Полет" прошли успешные испытания ранцевого десантно-штурмового вертолета "Юла", разработанного в 1999 году. Этот вертолет предназначен для нанесения ударов по наземным целям и выполнения поисково-спасательных работ.
Однако до серийного производства ни одна из разработок так и не дошла. Очередную попытку создать серийный персональный вертолет предприняла компания GEN Corporation, созданная Геннаем Янагисавой. Концепцию вертолета начали разрабатывать еще в начале 1980-ых годов, когда Янагисава создал собственный легкий двухцилиндровый двухтактный двигатель объемом в 125 см3 и мощностью в 10 л.с. Поскольку мощность двигателя была небольшой, мотор использовался в парапланах, а затем и в моделях вертолетов.
Чтобы увеличить грузоподъемность, конструктор решил использовать несколько двигателей. С двумя двигателями вертолет смог поднять груз весом до 65 кг, а на трехмоторном варианте в воздух сумел подняться человек. Наиболее удачная конструкция, которая и легла в основу GEN H4, использует сразу четыре двигателя, расположенных радиально вокруг коробки передач. Затем вертолет несколько усовершенствовали, и с 1999 года он регулярно демонстрируется на разных авиавыставках.
Нынешний вариант вертолета имеет легкую раму с деталями из магниевого сплава и алюминия. Винты диаметром в 4 метра располагаются по соосной схеме. Первоначально сиденье вертолета просто делали из прочной ткани, но, в конце концов, место пилота стало комфортнее. Масса пустого минивертолета составляет 70 кг, а в полностью нагруженном варианте с топливом и пилотом масса может достигать 220 кг. Максимальная скорость полета составляет 90-100 км/ч в зависимости от массы пилота, ветра и других параметров. В воздухе летательный аппарат способен находиться в течение 30-60 минут.
По словам конструкторов, после минимального инструктажа управлять вертолетом может любой человек. Полеты вполне безопасны: при отказе одного из двигателей реально дотянуть до удобного для посадки места, а если откажут сразу два мотора, можно совершить экстренное приземление. Если же откажут сразу три или четыре двигателя, пилота спасет парашют.
В настоящее время вертолет уже запущен в производство. Его можно приобрести в виде комплекта для самостоятельной сборки. Цена в Японии составляет 3,6 млн. иен или около 31000 долларов США. В будущем планируется разместить под сиденьем подушки безопасности для снижения вероятности травмы при жесткой посадке, добавить автоматический регулятор высоты и сделать раму вертолета складной. За ходом полета можно понаблюдать в видеоролике (2,62 Мб, формат WMV).