Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Телефоны для всех и каждого

АрхивОнлайн
автор : Андрей Письменный   13.08.2008

Это может быть сложно представить, но впервые выйти в интернет многим людям суждено при помощи мобильного телефона, а не компьютера. Стоить такой телефон скоро будет менее ста долларов. Об этом нам рассказал вице-президент компании Nokia, руководящий развитием бюджетного направления.

Помните ли вы, насколько популярны были телефоны Nokia 3310 несколько лет назад? Тогда об их распространённости даже анекдоты рассказывали. Оказывается, это было вполне закономерным явлением - подразделение Nokia, занимающееся телефонами начального уровня, всеми силами старается завоевать расположение потребителей. О том, как им это удаётся, и какие методы они применяют, чтобы сделать свою продукцию максимально доступной, нам рассказал в интервью Алекс Ламбеек - вице-президент компании Nokia, отвечающий за бюджетную категорию телефонов, и недавно прибывший в Москву.

- Расскажите о своей работе в Nokia и о том, как она привела вас в Россию.

- Я работаю в Nokia с 1994 года. Интересно, что моя карьера началась именно здесь, в России. Сперва я отвечал за продажи в этом регионе и часто приезжал в 1994 и 1995 годах. Так что Россия для меня всегда была особой страной - здесь я начинал. С 1995 года в России, конечно, очень многое изменилось, так что в этот раз я здесь в том числе чтобы учиться - узнать, что изменилось, в том числе в глобальном плане.

В Nokia я отвечаю за "начальную" категорию - то есть все устройства, фабричная цена которых составляет менее 100 долларов США. В основном мы ориентируемся на рынки развивающихся стран, но не только на них. Евразия интересна тем, что здесь множество разных вариаций - многие рынки развиты, но ещё большее количество только развивается.

- Какова цель именно этого вашего визита в Москву?

- У нас хорошая позиция в России, но хотелось бы знать и о том, что здесь можно было бы улучшить. Я путешествую по разным частям света, чтобы изучить рынки, чтобы мы могли ещё лучше в будущем следовать их тенденциям. И помимо прочего я посмотрю, чем я могу помочь местной команде.

- Вернёмся к телефонам. Как я понял, главный отличительный признак категории - это цена.

- Не конечная цена, но та цена, по которой мы их продадим стране. Конечные цены будут, безусловно, другими - то есть около 140-150 долларов США вместо ста.

Вообще, здесь всё начинается с потребителя. Для нас самое интересное - это TCO - Total Cost of Ownership (полная стоимость владения). Самое важное для потребителя - снижение цены на обладание телефоном. Глобальные исследования показывают, что в среднем цена аппарата (эта цифра сильно варьируется в зависимости от страны) - это лишь 15 процентов от того, что заплатит потребитель. Остальное - это налоги и, конечно, большая часть - это услуги оператора.

В первую очередь мы стараемся снижать цены на аппараты - здесь у нас есть прямой контроль. Но мы также тратим много времени, консультируя операторов и пытаясь повлиять на правительства, с тем, чтобы они тоже помогали снижать цены и делать мобильную связь доступной для как можно более широкой аудитории.

Если же говорить о самих устройствах, а конкретно - об аппаратах начального уровня, то здесь мы стараемся как можно тоньше отладить производственную машину. К примеру, у нас есть относительно малое количество очень больших заводов по всему миру - в таких странах как Индия, Китай, Южная Корея, а также в Северной и Южной Америке и Европе. Это помогает нам оптимизировать стоимость и логистику, то есть держать производство близко к большим рынкам и, к примеру, экономить на транспортировке. Важно также и хорошо чувствовать, что происходит на рынках. Правильное предсказание нужд потребителей тоже помогает снизить общую стоимость.

- Ваше подразделение в Nokia занимается разработкой конкретных моделей или вы лишь подбираете, что представить на том или ином рынке?

- Мы занимаемся тем, что у нас принято называть менеджментом категорий - мы отвечаем за процесс самого его начала. Мы анализируем рынки и предсказываем то, что могут хотеть потребители. Мы думаем о концепциях.

Вот два примера - один продукт называется Nokia 7070, другой - Nokia 5000 (мы анонсировали его лишь несколько месяцев назад). Очень разные продукты, и потребители у них очень разные. Понять эту разницу нам помогает непрерывное исследование спроса. У модели 7070 главное - стиль. Nokia 5000 - это то, что мы называем "начальным мультимедийным продуктом" - у него камера с матрицей 3,1 мегапикселя, плеер, диктофон и так далее.

- Это то, что вы называете дешёвыми телефонами?

- Не самыми дешёвыми, но начальной категории.

- Мне казалось, что когда речь идёт о дешёвых телефонах должно подразумеваться что-нибудь вроде Nokia 1112.

- Да, это отличное устройство. Но начальным можно назвать и его и 5000. Если уж говорить сверхдешёвых моделях, то они предназначены именно для развивающихся рынков вроде Индии и Китая - мы продаём немалое их количество, и здесь нам тоже приходится задумываться о потребностях потребителей.

Взять хоть фонарик - мы были первыми, кто встроил фонарик в телефон. Если в Европе телефон с фонариком никого не заинтересовал бы, то, к примеру, в Индии, где нередки перебои электроснабжения, фонарик окажется очень полезным. Это касается и устройства клавиатуры, которое предотвращает попадание внутрь пыли. Такая клавиатура может быть не очень полезна в Лондоне, зато в Нью Дели или в Ташкенте может пригодиться.

- Можно ли считать эти сверхдешёвые телефоны некой иной ветвью телефонной эволюции - не той, где развиваются функции вроде GPRS, GPS, плееров, камер?

- Ну, во-первых, есть тренд, в рамках которого новые разработки переходят от дорогих к моделей к более дешёвым - цена на камеры и плееры потихоньку снижается, и когда она снижается в достаточной мере, мы включаем новую разработку и в устройство начального уровня. Но это делается в сочетании с рыночными исследованиями - они позволяют понять, какие особенности нам следует добавить.

- То есть лет через десять сорокадоллоровые модели будут снабжены и интернетом и большими цветными дисплеями и камерами?

- Конечно! Причём куда быстрее чем через десять лет. Это в той или иной степени происходит и сейчас. Возьмём Nokia 5000 - эта модель в Европе стоит 80-90 евро. Здесь есть и GPRS и камера и радиоприёмник. То есть камерофоны не так уж далеки от сорокадолларовой границы.

Подумайте об этом с точки зрения потребителя. Большинство из них никогда не обладало цифровой камерой, и первая камера для них окажется встроенной в мобильное устройство.

Кстати, интересно ещё и то, что говоря о развивающихся рынках, мы обычно предполагаем, что люди здесь покупают свои первые телефоны. 2008 год - это год, когда количество телефонов купленных на замену старым сравнялось с количеством телефонов, приобретаемых потребителями впервые. То есть многие покупают уже второй или третий телефон.

На первый раз многие выбирают что-нибудь подешевле - Nokia 1110, к примеру. Но следующим этапом будет что-нибудь получше - к примеру, с цветным экраном вместо чёрно-белого или с камерой. Что важно для нас - это привлекать покупателей не только новыми функциями, но и новым дизайном.

- Мне казалось, что привлекательность телефонов вроде Nokia 1110 - в том, к примеру, что они работают без подзарядки по неделе и больше.

- Да, вы правы. Наши исследования показывают, что время работы от батареи - одна из важнейших характеристик, особенно в низшей ценовой категории.

- Какова та задержка, с которой новые функции добираются от старших моделей до бюджетных?

- Это зависит, конечно, от того, что вы подразумеваете под бюджетными моделями. Если взять не самые-самые дешёвые телефоны, но модели начального уровня - ну, к примеру, стоящие 50 евро, то они уже сегодня снабжены камерами. Следующий этап - это mp3. Музыка - это немаловажно, особенно для молодёжи, и уже скоро аппараты с плеерами будут стоить столько же - возможно через два или три года. Далее - интернет и электронная почта.

- Как насчёт карт и GPS?

- GPS будет следующим - тоже через несколько лет. Всё это случится куда быстрее чем через десять лет. Но пока что главное - это интернет. Первое знакомство с интернетом для многих потребителей - особенно в развивающихся странах, происходит не при помощи персонального компьютера, а через мобильный телефон. И для людей с ограниченным бюджетом это будет именно аппарат начального уровня.

Но не всё упирается в мультимедиа - важен ещё и стиль. Взять, к примеру, модель 7070 из линейки Prism. Она оказалась очень популярной в России. Ошибочно было бы полагать, что люди, покупающие дешёвые телефоны, хотят получить скучно выглядящие модели. Сколько покупатель в развивающейся стране тратит своих денег на покупку телефона? Вероятно, много. Для них телефон - это символ, нечто, что может подчеркнуть их социальный статус. Так что стиль здесь очень важен. Очень многие о нём задумываются.

- И можно ожидать, что появится больше телефонов, представляющих разные стили?

- Конечно. Наши дизайнеры стараются предугадать, что может оказаться популярным в следующем году, в том числе в России. И в будущем у нас обязательно будут стильные модели начального уровня.

- Я наслышан об исследованиях, которые Nokia проводит в разных странах. Отчёты об индийских изысканиях очень интересны, к примеру. Проводятся ли такие исследования в России?

- Да, у нас есть исследователи и на улицах российских городов. Не обязательно они здесь живут, но много путешествуют.

- И каковы результаты их изысканий?

- О России я бы сказал, что здесь очень много потребителей, заботящихся о стиле. Это, кстати, одна из причин, почему мы решили делать имиджевые продукты начального уровня. В России и на некоторых других рынках есть большой спрос на доступные модели, но при этом они должны ещё и привлекательно выглядеть.

- Говорят, русские любят навороченные телефоны с кучей функций и готовы платить за них много денег. Это правда?

- Да, но существует большой спектр разных типов потребителей. Есть, конечно, и очень богатые люди, которые покупают любые новинки, не глядя на стоимость. Такие устройства у нас тоже есть. Но очень много и таких потребителей, которые не могут себе этого позволить. Тем не менее, они любят стильные вещи и хотят разных мультимедийных функций - хотят иметь возможность фотографировать и обмениваться снимками, пользоваться электронной почтой и слушать музыку. На них мы и ориентируемся, предлагая аппараты начального уровня.

- Вы уже упоминали, что хорошая логистика помогает снизить цены на аппараты. Способствуют ли этому какие-то другие бизнес-модели?

- Производство и логистика - это основные части. В частности, мы следим за эффективностью работы заводов, за тем, чтобы оборудование работало постоянно. Нужно хорошо понимать, что нужно рынку - какой продукт, сколько и когда, и в этом случае решающим фактором оказывается наше присутствие на рынках разных стран. Оно позволяет нам постоянно следить за происходящим и принимать соответствующие решения. Конечно, помогает и тот факт, что мы занимаем крупнейшую долю на рынке мобильных телефонов, и масштаб даёт нам многие преимущества.

Хотелось бы также отметить и стратегию единого чипа. В устройствах низшей ценовой категории это позволяет нам снизить цену на производство.

- То есть в младших моделях один единственный чип отвечает и за передачу данных и за вычисления, связанные с интерфейсом?

- Да, именно так.

- Какова доля бюджетных моделей, если считать все продаваемые аппараты?

- У нас есть пять категорий мобильных телефонов и аппараты начального уровня составляют наибольшую, можно сказать, значительно большую часть.

- В России, возможно, телефоны будут продаваться с операторскими контрактами. У Nokia есть какие-нибудь договорённости такого плана?

- Об этом, я, увы, ничего сказать не могу - вам следует спросить российских продавцов. Но во всём мире мы стараемся работать бок о бок с операторами, чтобы предлагать потребителям как можно более выгодные варианты.

На этом интервью закончилось, но к последнему вопросу мы получили комментарий российского представительства Nokia следующего содержания:

"Данная схема - стандартная для бизнеса Nokia во многих странах мира, в первую очередь, в тех регионах, где операторы играют ключевую роль в дистрибуции мобильных терминалов. В России специфика рынка другая, здесь основными игроками являются дистрибьюторы и ритейлеры. Тем не менее, мы готовы к подобному сотрудничеству и с российскими операторами. Если от операторов поступят данные предложения, мы обязательно их рассмотрим".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2018
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.