Архивы: по дате | по разделам | по авторам

iRiver: "Нас порадовал выход iPod!"

АрхивОнлайн
автор : Григорий Рудницкий   11.08.2008

Беседа с исполнительным директором известной  корейской компании Мерилин Чен

Известный  корейский производитель портативной электроники компания iRiver собирается существенно расширить свое присутствие на российском рынке. В этом деле ей поможет эксклюзивный российский дистрибьютор - компания "Бюрократ". Чтобы рассказать о планах по увеличению продаж в Москву приехала исполнительный директор iRiver Мерилин Чен. Пользуясь случаем, мы задали ей несколько вопросов.

- Какова сегодня ситуация на рынке mp3-плееров. В каком направлении этот рынок развивается?

- В 2003 году, когда mp3-плееры только вышли на рынок, и были еще новинкой для российского рынка, я приезжала в Россию, и здесь еще никто этого слова даже не знал. В тот период россияне предпочитали крупные по размерам устройства. Ведь если есть что-то дорогое, то оно должно хорошо лежать в руке. Но потом выяснилось, что в этот прибор можно загружать музыку, таскать ее с собой, слушать в дороге и т.д. Рынок очень быстро воспринял эту концепцию, и я искренне верю в то, что россияне, даже больше чем любой другой народ, готовы воспринимать новые идеи и концепции. Я регулярно получаю огромное количество вопросов от российских потребителей, и большинство этих вопросов носит чисто технический характер. Здесь находится огромное количество людей, которые просто вскрывают наши плееры, а затем пишут нам: "а почему вы использовали именно такую интегральную схему, ведь есть же лучше". Так что я понимаю, что в России мы останемся надолго.

За эти годы mp3-плееры прошли несколько этапов своего развития. Были этапы взрывного роста, были этапы некоторого снижения. Когда на этот рынок вышел iPod, началась, фактически, революция. Нас порадовал выход iPod на российский рынок, и вот почему. В это время в Китае работало примерно двести заводов, производивших бюджетные и низкокачественные mp3-плееры. Но революция поставила крест на их существовании, так как она переориентиовала рынок на брендированные высококачественные продукты. На таком рынке смогло выжить лишь несколько производителей. Нам повезло, и мы вошли в их число. Понятно, что mp3-плеер перестал быть заумным техническим продуктом, он теперь есть практически у каждого. У многих они интегрированы в мобильный телефон. Все понимают, что в мобильном телефоне должна быть, хотя бы и слабенькая, но фотокамера. Но при этом, если вы хотите снимать нормальные фотографии, следует купить нормальную цифровую камеру. Тем не менее, производители мобильных телефонов давно поняли, что хотя это и ерунда, которой никто не пользуется, продать телефон без камеры уже практически невозможно. То же самое можно сказать и о mp3-функционале в мобильных телефонах. Хотя им тоже далеко не все пользуются, но продать телефон без встроенного плеера также весьма затруднительно. Настоящие же любители музыки будут слушать ее только через отдельный mp3-плеер. Для этого есть целый ряд причин. Во-первых, в мобильном телефоне очень быстро садится аккумулятор. Да и хороший звук очень сложно "упаковать" в формат мобильного телефона. С другой стороны, я считаю, что mp3-плеерам нужны новые функции. На современном рынке пользователям уже недостаточно монофункциональных продуктов.

Если вы посетите какие-либо выставки электроники в Азии, то вы убедитесь, что mp3-плееров как таковых там уже практически не осталось. Но спрос на них есть. Остается несколько сегментов. Это либо модели премиум-класса с интересным дизайном и инновационными возможностями, либо ультрабюджетные продукты. Мы всегда играли в "премиальном" сегменте, всегда были высококачественным брендом, никогда не ввязывались в ценовые войны. Демпинг никогда не был нашей стратегией. И если мы понимаем, что какая-либо наша модель неспособна конкурировать в конкретной ценовой среде, то мы просто не будем запускать эту модель.

Поскольку у нас в компании очень большой упор делается на исследования и разработки, у нас всегда есть достаточно продолжительные roadmap, предусматривающие выпуск продукции на несколько лет вперед. Поэтому мы хорошо умеем прогнозировать будущий спрос.

Два года назад мы уже поняли, что скоро начнется резкий скачок популярности электронных книг, e-book. Сейчас, два года спустя, мы возрождаем свой проект в этой области. Хотя все равно еще нельзя говорить, что этот рынок достиг зрелости. Сегодня на нем присутствует лишь один-два серьезных производителя. Так что мы решили вернуться к производству e-book, хотя точной даты выпуска нашего нового продукта пока нет. Почему мы только сейчас решили? Потому что очень глупо быть пионером на рынке. В этом случае вы становитесь неким подопытным кроликом. Очень многое в производстве электронных книг зависит от наших партнеров, которые будут производить ЖК-экраны. На самом деле, приличных производителей экранов очень мало. А вообще, я думаю, в будущем особенно популярны будут электронные книги не со складывающимся, а со скручивающимся экраном. Именно поэтому мы пока и не определили для себя дату выпуска этого продукта. Мы ждем кардинальных изменений в технологии производства дисплеев. Со своей стороны, мы, конечно, уже давно готовы. Нужно лишь дождаться созревания рынка и обновления технологий.

Что же касается рынка mp3-плееров, то мы будем и дальше производить качественные и интересные продукты для своих клиентов. Это будут как модели премиум-класса, так и модели по более приемлемым ценам. Мы ни в коем случае не хотим называть их дешевыми или бюджетными, так как это противоречит политике нашей компании. Наша клиентская база образовалась вовсе не потому, что мы предлагаем свою продукцию по демпинговым ценам. Но в будущем мы во все свои премиальные продукты будем добавлять те или иные новые функции. К примеру, электронный словарь. Мы фактически превращаем плеер в персональное устройство развлечения. Это стиль iRiver. Нашим слоганом в этом году является слово "простота". Хотя, конечно, лучше было бы "стильная простота".

- Каковы ваши прогнозы относительно спроса на mp3-плееры?

- Если говорить о прогнозах, то спрос будет сохраняться в течение еще нескольких лет. Но в будущем классические mp3-плееры вымрут. С одной стороны, их функционал будет внедрен в другие устройства, что мы уже сегодня наблюдаем, а с другой - они сами обрастут новыми возможностями и перестанут быть "чистыми" устройствами для воспроизведения музыки. Многие компании все стремятся загнать в корпус мобильного телефона. У нас же несколько другая концепция. Мы создаем некое стильное базовое устройство, к которому уже можно добавить дополнительный функционал, к примеру VoIP-телефонию. Самым главным недостатком современных мобильных телефонов является просто смешное время работы от батарарей. Если говорить о прослушивании музыки на телефонах, не говоря уже о просмотре видеофильмов на этих смешных экранчиках, то это все, я считаю, профанация. К тому же, вам придется это постоянно делать возле розетки, ведь батарея долго не выдержит. Так что это уже вдвойне профанация.

Можно сказать, что производители разделились на два лагеря. Одни пытаются усложнить уже существующие смартфоны, а другие стремятся как можно больше функций перенести собственно на mp3-плеер. На мой взгляд, за вторым подходом будущее. Ведь если к плееру добавить еще поддержку сетевого функционала, WiFi и WiMAX, то, фактически, пользователь получит возможность еще и звонить по телефону, но  - с нормальной батареей. На корейском рынке у нас есть соглашения с телекоммуникационными операторами в данной области. В прошлом году мы приступили к разработке таких продуктов, и сегодня у нас уже есть целый ряд партнерских соглашений. Но понятно, что тут требуется большая подготовительная работа.

- Лидером рынка mp3-плееров является компания Apple c ее семейством iPod. У нее настолько большая доля рынка, что можно даже сказать, что есть Apple, а есть все остальные производители. Собираетесь ли вы каким-то образом конкурировать с Apple на рынке?

- Очень приятно, что вы сравниваете iRiver c iPod. Это, фактически, лесть для нас. Ведь Apple - это действительно гигант на этом рынке. Это компания с большой и интересной историей. Мы по сравнению с ними, как Давид с Голиафом. Наша корпоративная история намного короче, чем у них. Я не думаю, что можно сравнивать Давида с Голиафом с точки зрения мышечной массы. Но у нас есть свой стиль. Да и iPod нам нравится, это очень хороший продукт очень высокого качества. Тем не менее, у нас более далеко идущие стратегические планы, чем у них. Доля рынка - это, конечно, важно, но наращивать долю рынка просто ради того, чтобы польстить собственному самолюбию, мы никогда не будем. Ведь для этого достаточно просто снизить цены на продукцию на 50 процентов. Только кому это нужно?

Билл Гейтс каждый год ны выставке CES в Лас-Вегасе презентует нашу продукцию. И это уже на протяжении нескольких лет! Мы сами об этом не знали, и для нас это было приятной неожиданностью. И каждый раз после его выступления наши акции дорожают на 5 процентов! Мне кажется, Гейтс вряд ли бы стал делать все это, если бы не верил в наш успех.
Так что у нас есть свое положение на рынке. IPod - это американский бренд. Президент США Джордж Буш тоже им пользуется. Разумеется, это тоже обеспечивает им дополнительную маркетинговую поддержку. Мы - корейская компания. Нам не приходится расчитывать на то, что нас будет рекламировать Джордж Буш. Но если вы приедете в Корею, то не увидите там других плееров. У нас там рыночная доля 55 процентов.

- Кого вы считаете своими основными конкурентами?

- Вы знаете, конкурентов мы на этом рынке не видим. Просто потому, что у нас есть свой стиль, который делает наши продукты непохожими на другие. С другой стороны, у нас есть очень хорошие отношения с большим количеством производителей и лояльная клиентская аудитория. У нас нет многомиллионных рекламных и маркетинговых бюджетов, как у некоторых компаний. Вы никогда не увидите в больших количествах нашу рекламу по телевизору. Возможно, мы не такие богатые, но очень неплохая доля рынка у нас есть? Почему? Да потому, что когда мы основывали компанию, нашими клиентами были настоящие компьютерные "маньяки". Мы внимательно слушали то, что они хотели, и сразу же это внедряли, значительно опережая рынок. К примеру, они хотели получить FM-радио - пожалуйста. Хотели регулярное обновление прошивки - пожалуйста. Фактически, мы стали законодателями моды на рынке mp3-плееров, а за нами уже следовал весь рынок.

Мы не ставим перед собой цели подмять рынок под себя, развязав какую-нибудь ценовую войну. Мы вообще верим в возможность бесконфликтной конкуренции. Ведь в этом случае в выигрыше оказываются потребители. Да и сами вендоры продолжают мирно сосуществоваь. Ведь все любят поесть или хотя бы иногда едят. Существуют совершенно разные кухни - корейская, русская и т.д. Если сказать, что все рестораны конкурируют друг с другом, то это было бы глупостью, так как все рестораны разные. Точно так же и каждый вендор предлагает какие-то свои собственные "фишки". В итоге выигрывает потребитель.

- Давайте вернемся к российскому рынку. Расскажите о вашей партнерской сети. Собираетесь ли вы увеличивать свое присутствие на нем с помощью партнеров?

- В настоящий момент у нас в России только один дистрибьютор - компания "Бюрократ". Нам очень нравится с ней работать, она очень хорошо контролирует все каналы сбыта, у нее очень хорошая маркетинговая программа. Последние два года в нашей компании проводилась внутренняя реорганизация и реструктуризация. Именно по этой причине у нас было запущено слишком мало новых продуктов в прошлом году. Мы выпустили только плеер, сделанный в виде Микки Мауса. Я знаю, что в России он не пользуется популярностью, но за ее пределами мы продали уже больше миллиона этих моделей. Но только не надо воспринимать этот плеер в виде Микки Мауса, как стратегическое направление нашего дальнейшего развития! Надо сказать, что у азиатов, наверное под влиянием американцев, есть какая-то фанатичная любовь к Микки Маусу. Многие женщины моего возраста практически выросли в объятиях Микки Мауса. Судя по их рассказам на фокус-группах, ощущения, которые они испытывают в момент загрузки музыки в этот плеер сродни тем, которые они испытывают при кормлении ребенка! Лично меня поражает успех этого продукта. Там нет даже дисплея, а все дело в дизайне. Многие производители совместно с компанией Disney выпускают те или иные продукты, но редко бывает, чтобы кто-нибудь из них добился подобного успеха. Возможно, дело в том, что у нас очень хорошие разработчики и дизайнеры, которые получили множество наград. Таким образом, мы смогли доказать, что даже продукты с небольшим количеством функций и отличным дизайном могут хорошо продаваться.

- И последний вопрос. Известно, что азиатский менталитет существенно отличается от европейского или американского. Для меня всегда было загадкой, каким образом азиатским компаниям удается завоевывать пользователей с другим менталитетом. В чем состоит секрет?

- На самом деле, все люди одинаковы. Всем свойственно любопытство, интерес ко всему новому. Очень хороший опыт взаимодействия у нас с российскими пользователями. Меня поражает, насколько быстро россияне способны принимать новые технологии. Для них внешний вид гаджета тоже важен, но гораздо больше, чем пользователи с других континентов, ваши соотечественники ценят именно функционал. Для азиатов же гораздо важнее дизайн. Поэтому с 2008 года мы приняли решение позиционироваться на российском рынке именно с функциональной точки зрения. Думаю, что в этом будет продано 2 миллиона плееров на российском рынке. Мы расчитываем на долю 15 процентов. Ведь бессмысленно пытаться что-то специальное сделать на конкретном рынке, если у тебя на нем доля менее 10 процентов. Потенциал для роста большой, а платформа для него уже создана.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.