Испания сделала первый шаг
АрхивИз журнала "Компьютерра"Решение зоологов отнести человека и "больших" обезьян (шимпанзе, горилл и орангутанов) к одному семейству Hominidae может иметь серьезные мировоззренческие последствия.
"КТ" уже приходилось писать о том, что решение зоологов отнести человека и "больших" обезьян (шимпанзе, горилл и орангутанов) к одному семейству Hominidae может иметь серьезные мировоззренческие последствия. К подсемейству Ponginae при такой трактовке относятся орангутаны; Homininae - это гориллы, шимпанзе; и собственно люди - представители рода Homo.
В современных русскоязычных источниках название семейства Hominidae обычно передают с помощью кальки - термина "гоминиды", тогда как раньше использовалось более простое слово - "люди". Английский язык использует конструкции наподобие "great apes and humans", а не так давно тоже отождествлял название этого семейства со словом "humans" - люди. Итак, шимпанзе, гориллы и орангутаны в зоологическом отношении признаны людьми (хоть и стыдливо, с отказом от использования термина "люди" для обозначения общей категории). Отражается ли это как-то на правах наших ближайших родственников? Для современного сознания естественно, что все люди имеют определенные права, отраженные, например, во Всеобщей декларации прав человека ООН. Первое место в отобранном международным сообществом своде занимает право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. К этому же списку относится, например, право на свободу убеждений, а также поиск, получение и распространение информации и идей любыми средствами.
Концепция прав животных чрезвычайно запутанна. Многие авторитеты считают, что животные имеют, например, право на защиту от жестокого обращения. Жаль только, что действенные механизмы защиты этих прав до сих пор не придуманы. Жизнь диких животных способны превратить в бесконечную пытку паразиты и хищники. А как быть с теми представителями фауны, на которых мы привыкли охотиться? Скажем, в Африке до сих пор продолжается охота на горилл: их убивают, расчленяют, а потом продают мясо на рынках. Как оценивать такую практику?
Для совестливых людей она неприемлема. Именно поэтому международный "Проект больших обезьян" стремится распространить права человека на наших ближайших родственников. Предложения этой организации утверждены на днях парламентским комитетом одной из европейских стран, причем именно той, которую часто упрекают в жестоком отношении к животным. Речь идет об Испании, "стране корриды". Тамошние законодатели, очевидно, устали от обвинений в жестокости по отношению к быкам и решили доказать свою этичность. Теперь в Испании нельзя проводить рискованные эксперименты на "иных людях", содержать их для демонстрации в цирках; однако можно содержать в зоопарках, где должны быть созданы благоприятные условия для их жизни. Испанские парламентарии призывают защитить больших обезьян он злоупотреблений, пыток и смерти по всему миру.
Как бы ни был парадоксален процесс распространения на другие виды тех прав, которые регулируют отношения между особями нашего вида, и как бы ни были смешны те или иные юридические ухищрения, процесс идет в нужную сторону. Большие обезьяны - не такие как мы, но вполне заслуживают нашего сочувствия.