Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Что позволено Юпитеру...

АрхивИз журнала "Компьютерра"
автор : Павел Протасов   17.03.2008

Распространение своих творений под всевозможными "свободными лицензиями", похоже, становится модным среди исполнителей. Правда, побудительные причины у всех разные.

Распространение своих творений под всевозможными "свободными лицензиями", похоже, становится модным среди исполнителей. Правда, побудительные причины у них разные: если школьная рок-группа выкладывает свои экзерсисы в Сеть в робкой надежде прославиться, то исполнители "первого эшелона" скорее заигрывают с модной тенденцией. Впрочем, кто как. Например, лидер музыкальной группы Nine Inch Nails Трент Резнор (Trent Reznor) давно исповедует идеологию "копилефта". После того как группа освободилась от пут контракта, Резнор объявил, что намерен самостоятельно заниматься продажей записей музыкального коллектива. А когда подошло время, не отступился от своего замысла.

Причем надо отдать должное - подошел к делу с выдумкой. Просто выложить на сайт записи - банально и неинтересно. А вот "забыть" в нескольких гостиничных номерах флэшки с записями в расчете на то, что файлы утекут в интернет, - это уже оригинальнее. Именно так произошло во время прошлогоднего турне группы, посвященного выходу альбома "Year Zero". И вот теперь Резнор задумал поторговать, подойдя к делу опять же творчески.

Объектом продажи стали записи, которые, по словам самого Резнора, представляют собой результат импровизаций. Как говорится в аннотации на сайте ghosts.nin.com, когда музыканты приступали к работе, они рассчитывали сочинить пяток песен, однако их получилось гораздо больше. Компиляция была озаглавлена "Ghosts I-IV".

Злые языки, разумеется, скажут, что Резнор решил толкнуть публике записи своих репетиций. Однако платить за них вовсе не обязательно: вся музыка распространяется на условиях лицензии Creative Commons "Attribution-Nonсommercial-Share Alike". В переводе на человеческий язык это означает, что на основе треков можно создавать производные работы, которые должны распространяться на некоммерческой основе и на тех же условиях, на которых это делает сам Резнор. Разумеется, можно их и свободно копировать: никаких мер защиты от этого не предусмотрено.

Ценообразование тоже гибкое: первые девять композиций можно скачать бесплатно. Кроме того, предусмотрено еще четыре "набора", один из которых представляет собой файл со всеми композициями, а еще два распространяются на компакт-дисках, DVD и Blu-ray. Узнать же о том, что представляет собой самый дорогой комплект, уже нельзя: все две с половиной тысячи экземпляров были тотчас распроданы.

Поскольку каждый стоил триста баксов, семьсот пятьдесят тысяч NIN уже заработали. Однако, учитывая их популярность, можно предположить, что сделать и миллион, и полтора - для группы не составит большой проблемы. Интересно, сообщит ли Трент результаты эксперимента в денежном выражении? Последняя нашумевшая инициатива группы Radiohead с продажей их последнего диска "In Rainbows" через интернет, по слухам, принесла группе около пяти миллионов фунтов.

Кстати, пару слов о Radiohead, вернее, о выбранной ими модели ценообразования. Как мы помним, скачать альбом можно было за любую цену, которую назначал покупатель. И даже бесплатно. Так вот, онлайн-магазин indistr.com, специализирующийся на продаже записей "независимых" групп, недавно объявил, что отныне покупатель сам волен назначить цену на музыку. Правда, не столь радикально, как у Radiohead: бесплатно ничего не дадут, минимальная такса составляет один доллар. В общем, эксперименты продолжаются, что не может не радовать.

Не отстает и "старая гвардия": в конце февраля группа R.E.M. выложила в Сеть одиннадцать видеоклипов на песни со своего нового альбома "Supernatural Superserious". Скачать их, как уже становится привычным, можно бесплатно, а распространяются они на условиях еще одной открытой лицензии, Artistic License. R.E.M. хоть отчасти и сохраняют былую популярность, но пик их славы давно прошел. Так что эта инициатива может помочь вернуть поклонников, а может быть - и привлечь новых.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.