Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Воспоминания о будущем

АрхивИз журнала "Компьютерра"
автор : Александр Бумагин   13.02.2008

Финансовый ренессанс российского кинематографа был бы невозможен без специалистов по компьютерной графике. "Компьютерра" выяснила, что больше всего мешает нашим компьютерным художникам.

Очевидный финансовый ренессанс российского кинематографа был бы невозможен без специалистов по компьютерной графике. Это они превратили гостиницу "Космос" в проезжее место, застроили задники в "Турецком гамбите" деревянными строениями и вырастили Волкодаву летучего мыша1. Тем не менее счастья это им не принесло: Александр Бумагин и Владимир Гуриев побывали на конференции CG Event2 и выяснили, что больше всего мешают нашим компьютерным художникам... российские кинематографисты.

Собственно, проблеме взаимодействия с киношниками было посвящено первое выступление на CG Event. Руководитель студии Dr.Picture Виктор Лакисов (впрочем, недавно известная студия была поглощена холдингом Amedia и называется теперь Amedia|VFX) признал значимость творческой составляющей в работе режиссера и даже оставил за режиссерами право на смену общей концепции. Однако, по его мнению, не каждый режиссер достаточно грамотен, чтобы соотнести свои амбициозные планы с возможностями технологий.

- У нас пока очень мало режиссеров, которые знали бы специфику визуальных эффектов, - сказал Виктор в интервью "КТ". - Если зарубежный режиссер в процессе съемок или уже после вносит изменения в планы, то нам он задает два вопроса: есть ли у нас время и сколько это будет стоить? В России такие вопросы услышишь редко. Многие почему-то полагают, что сделать все можно за ночь и стоить это будет копейки.

По словам Лакисова, с зарубежными заказами работать удобнее, благодаря грамотной работе продюсеров и чуть ли не стандартизированному процессу взаимодействия между теми, кто принимает непосредственное участие в создании фильма.

- У нас же все порой пускается на самотек, - рассказывает Виктор. - Очень часто режиссер придумывает удачный эффект уже после съемок, а студию просто ставят перед фактом.

На "Волкодаве" Лакисову удалось избежать многих проблем за счет совмещения должностей режиссера анимации и супервайзера визуальных эффектов. А в фильме "Спартакиада", съемки которого закончились в прошлом году, Лакисов был уже режиссером-постановщиком - бороться с "режиссерским произволом" можно, видимо, и таким радикальным способом.

Тема, очевидно, наболевшая, недаром популярностью на CG Event пользовались доклады, посвященные взаимодействию с заказчиками, и частично технические доклады, в которых излагались тонкости применения тех или иных технологий, тогда как самые интересные для представителя "КТ" рассказы о создании визуальных эффектов в конкретных фильмах аудитория принимала сдержанно. После полуторачасового доклада представителей студии Cinemateca о съемке картин "1612" и "Монгол" в фойе ворчали, что любому специалисту и так было понятно, как и в чем сделаны эффекты. При этом их же доклад об управлении производственными процессами - с кучей серых и неинтересных, на вкус непрофессионала, схем - слушали с куда большим интересом.

Людмила и Анджелина

Людей индустрии не хватает. Даже самые успешные студии испытывают острый дефицит кадров. Впрочем, Виктор Лакисов придерживается неортодоксальной точки зрения: профессионалов становится больше, но многие из них до Москвы не доезжают, потому что оценивают свои умения и способности слишком низко. В Amedia|VFX восемь из десяти сотрудников - "понаехавшие", однако найти людей - что в Москве, что в провинции - непросто.

- Технологии - это второстепенно, - поясняет Лакисов. - Их можно освоить за месяц или два. Главное - творческое мышление и желание двигаться вперед.

Летом Amedia|VFX планирует начать работу над полнометражным мультфильмом "Руслан и Людмила". Студии из 30 человек этот проект не потянуть, так что кадры будут ковать сами: Лакисов планирует подготовить программу обучения, на базе которой в "Амедиа" будут читать курсы.

Иначе подходит к решению кадровой проблемы компания "Базелевс", которая изначально позиционировала себя как супервайзер, распределяющий работу между множеством мелких и средних студий. Представитель компании Дмитрий Киселев уверен, что иначе крупные проекты и не поднять:

- Пока для российского рынка другой стратегии, кроме распределенного решения основной задачи, не существует. У нас пока невозможно собрать в одном месте столько грамотных людей, сколько нужно для большого проекта.

Тем не менее, полагает Дмитрий, что надежность от этого не страдает; во всяком случае, она может быть заранее оценена.

- В нашу обязанность входит знать людей, исполнителей и производителей, их слабые и сильные стороны, - поясняет Киселев. - К тому же мы, как правило, не отдаем всю работу кому-то одному. А если отдаем, то держим производство под контролем.

Так как подход "Базелевса" предполагает постоянный поиск партнеров из других студий, Киселев со сцены пригласил всех желающих попробовать работать с "Базелевсом" (такой призыв традиционен для компании). Чуть позже Александр Бумагин случайно стал свидетелем того, как группа молодых ребят (предположительно, студентов из другого города) представила Киселеву свою презентацию и договорилась о дальнейших контактах. Подслушивать, конечно, негоже, но до нашего корреспондента донеслась прощальная фраза Дмитрия, что любая студия может претендовать на контракт только в том случае, если существует четкое понимание производительности команды. В общем, не забалуешь. На вопрос, становится ли лучше в России с кадрами, Киселев ответил, что ситуация улучшается, однако и потребности в компьютерной графике и визуальных эффектах возрастают. Уровень специалистов в России и за рубежом, полагает Дмитрий, в среднем одинаков. Отличия лишь в системе.

- За рубежом, - говорит Дмитрий, - люди в основном заканчивают специализированные учебные заведения, а потом идут в этот бизнес. У нас в тот же бизнес приходят из смежных специальностей и профессий: художники, программисты, 2D-аниматоры. Нет образовательной части.

Общей проблемой отрасли, которая одинаково актуальна во всех странах, Киселев считает нехватку грамотных супервайзеров. Людей, которые разбираются во всех аспектах и могут контролировать процесс, немного. Видимо, это был намек на то, что в "Базелевсе" такие люди есть.

Как бы то ни было, "Базелевс" - одна из самых успешных (а может, и самая успешная) российских студий. В частности, "Базелевс" работал над собравшим более 50 млн. долларов продолжением "Иронии судьбы", которое вообще собирались снимать по старинке, без активного привлечения компьютерных технологий. Однако продюсерам, по словам Дмитрия, предложили сделать один, но совершенно "улетный" эффект - и понеслось. Впрочем, Дмитрий отметил, что значительная часть работы заключалась в улучшении облика пожилых актеров.

Планов же у компании - громадье. Был, например, анонсирован постапокалиптический проект о глобальном потеплении, глобальном похолодании и бандах на коньках. Затем представили еще одну историю, действие в которой будут происходить после конца света, в разрушенной Москве (дескать, Америка полюбила в "Дозорах" именно разрушенную Москву). Наконец, рассказали про фильм с рабочим названием "God Mode" о компьютерной многопользовательской игре, в которой игроки, не зная того, управляют живыми людьми.

Но самый главный и дорогой во всех смыслах проект - это новый фильм Тимура Бекмамбетова "Wanted" (в русском официальном переводе - "Особо опасен"). Фильмом занимается Bazelevs Production при поддержке Universal Pictures. Бюджет картины сначала составлял 30 млн. долларов, потом был увеличен до 70 млн., а затем и до ста. Во многом это произошло благодаря визуальным эффектам: по словам Киселева, визуальные эффекты, сделанные в "Базелевсе", так удивили голливудских продюсеров, что те в несколько раз увеличили расходную часть, пригласили Анджелину Джоли и перевели картину в ранг приоритетных3. Съемки уже закончились, в разгаре стадия постпродакшн, включающая и работу над спецэффектами4.

Восемь. с половиной

Дмитрий Киселев уехал вскоре после своего выступления, не дождавшись презентации программной разработки "Базелевса" под названием Car Studio, предназначенной для автоматизации работы над анимацией автомобиля и просчета его динамики в режиме реального времени. Не дождался он и доклада представителя студии Rhythm & Hues, Евгения Вендровского, список проектов которого не так давно пополнился мультфильмом "Делай ноги" и масштабным "Золотым компасом".

Поскольку Евгений - как и приглашенные на CG Event представители Pixar (Саймон Аллен) и Sony Pictures Imageworks (Том Клюскенс) - играет немного в другой лиге и никакими цеховыми обязательствами не скован, то он честно признался, что сравнивать продукцию местных студий с тем, что делают монстры - ILM или тот же Rhythm & Hues, - просто нельзя.

- А как же "Ночной дозор"? - спросили мы.

Евгений улыбнулся.

Однако российская индустрия компьютерной графики по-своему уникальна, поскольку это чуть ли не единственный пример, когда индустрия сформировалась буквально на пустом месте, без вмешательства извне.

- В остальных странах как? - рассказывает Вендровский. - Решили создать студию компьютерной графики. Приезжают американцы, налаживают производство, обучают, а дальше происходит замещение рабочей силы местными кадрами. В России ничего подобного не было. Здесь всему научились сами.

Во многом эта самобытность мешает нашим специалистам работать с западными заказчиками - культуре труда научиться гораздо труднее, чем освоить несколько программ. Впрочем, в аутсорсинг Вендровский не очень верит: разумеется, Rhythm & Hues активно использует относительно дешевую рабочую силу в Индии, однако вместо того, чтобы отдавать свои проекты на откуп субподрядчикам, компания организовала в Индии два филиала и вполне возможно, что вскоре откроет представительство в Китае (обе страны интересны Rhythm & Hues и как рынки IP (intellectual properties), и не исключено, что когда-нибудь эти филиалы станут меньше зависеть от американских заказов).

- А как же представительство в России? - спросили мы. - У нас-то вон какой рынок...

Евгений улыбнулся.

Впрочем, его коллеги из Pixar и Sony Pictures Imageworks (к слову, приезд всех троих - это невероятная удача организатора конференции, прекрасно знакомого читателям "КТ" Сергея Цыпцына; мы немного в курсе, как трудно проходили переговоры с Pixar и сколько раз Pixar обещал прислать представителя в Россию, но все время что-то мешало) к работе российских специалистов отнеслись гораздо снисходительнее. Возможно, роль сыграла американская вежливость, но изумление гостей, посетивших вместе с нами одну из московских студий, казалось неподдельным.

Гостям показали кадры из уже законченного фильма и черновой ролик к фильму, еще не вышедшему.

- И сколько человек над этим работало? - спросил Саймон Аллен, аниматор из Pixar, накануне рассказывавший и показывавший, в каких условиях трудятся те, кто создал "Историю игрушек" и "Рататуй": бассейн, волейбольная площадка, у каждого - отдельный уголок, который можно украшать, как хочешь.

- Восемь, - ответили ему.

Гость кивнул, неуверенно посмотрел на коллегу из Sony Imageworks и решил спросить еще раз, полагая, видимо, что между ним и его собеседником лег трудно преодолимый языковой барьер.

- Я имел в виду, сколько всего человек над этим работало, - уточнил он.

- Восемь, - прохрипел руководитель студии. - Нас всего - восемь.

Чуть позже, вспомнив об ответе Вендровского, Владимир Гуриев спросил у американцев, не кажутся ли им визуальные эффекты в российских фильмах примитивными с профессиональной точки зрения.

- Восемь, - ответили американцы.


1. Волкодаву это не помогло, но вырастили же! [вернуться]

2. Собственно, конференция прошла еще в декабре, но мы специально задержали публикацию отчета, чтобы посмотреть все упомянутые в материале фильмы и убедиться, что о творческом ренессансе пока говорить рано.

CG Event - регулярная российская конференция по компьютерной графике, которую мы не менее регулярно освещаем (см. "КТ" #686, "КТ" #654). - Прим. ред. [вернуться]

3. Заодно отметим, что в рамках соглашения между Universal Pictures и Bazelevs Production в этом году была создана компания Bazelevs Pictures, которая должна будет выпускать до восьми картин в год для Universal. Вряд ли это соглашение возникло на пустом месте. [вернуться]

4. Супервайзером спецэффектов в "Wanted" стал Джон Фархат (Jon Farhat), известный, например, своими работами в фильмах "Маска" и "Doom". [вернуться]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.