Константин Юрганов (Yota): "Рекордсмены" прокачивают через нашу сеть свыше терабайта в месяц
АрхивИнтерактивные интервьюРуководители Yota ответили на ваши вопросы и рассказали, в каких российских городах появится покрытие и сколько гигабайт нужно скачать, чтобы получить пониженный приоритет доступа в сеть.
На ваши вопросы отвечали Денис Свердлов, генеральный директор компании "Скартел" (бренд Yota), и Константин Юрганов, технический директор.
Как компания планирует улучшать покрытие внутри зданий? Будут ли устанавливаться маломощные микросоты или что-то подобное?
Константин Юрганов: У нас есть несколько решений для организации покрытия внутри зданий. Это и "классические" решения с разведением антенно-фидерных устройств внутри здания (часто применяющиеся операторами сотовой связи), и маломощные микросоты, и репитеры для организации покрытия внутри помещений. Сейчас эти отдельные indoor-решения проходят инженерное тестирование и в скором времени будут устанавливаться в бизнес-центрах, торговых центрах и других зданиях. В некоторых случаях вопрос будет решаться путём установки базовых станций на соседних зданиях.
Планируете ли вы добиться 100%-го покрытия в Москве? Представитель "Комстара" говорил, что их устроит 85%.
К.Ю.: Какой-то определенной планки по покрытию (столько-то процентов) мы перед собой не ставим. Но компания будет постоянно его улучшать, приближаясь к характеристике "полное покрытие города". Дело в том, что 100%-го покрытия, в математическом понимании этого термина, добиться практически невозможно. Даже у сотовых операторов, которые строят свои сети в Москве и Санкт-Петербурге много лет, до сих пор есть места, где качество покрытия оставляет желать лучшего.
Куда деньги платить и когда? Можно ли внести оплату уже сейчас?
К.Ю.: Оплатить услуги Yota можно всеми основными способами:
- через терминалы моментальной оплаты, через банкоматы или кассы приема платежей;
- через интернет-банки, банковской картой на сайте, с помощью электронных денег;
- через SMS.
Все платежи будут зачисляться на лицевой счет абонента и использоваться для оплаты услуг. Оплатить доступ в Интернет за июнь можно уже сейчас, начиная с 18 мая. Комиссия с наших абонентов не взимается.
Когда будет решена проблема модема SWC-U200, который виснет после длительной эксплуатации более суток подряд?
К.Ю.: Мы работаем над этим вопросом. Надеемся решить в ближайшее время.
Зачем вы перешли на "серые" IP-шники?
К.Ю.: В-первых, многие пользователи жалуются на вирусные атаки. Во-вторых, обычных пользователей, для которых наличие public IP не принципиально, в сотни раз больше, чем профессионалов, которым этот сервис необходим. Абонентская база растет быстрее, чем планировалось, и выделенных компании IP-адресов стало не хватать, а процедура получения новых занимает довольно много времени.
Компания старается учесть все пожелания пользователей. Поэтому даже при использовании "серых" IP-адресов абонентам доступны сервисы VPN, удаленного подключения к рабочему столу, программы обмена сообщениями (Skype, ICQ и т.п.). А выделенный IP можно получить, позвонив в наш Контактный центр.
Вы предлагаете безлимитные тарифы, которые привлекательны для абонентов, привыкших качать по сети огромное количество данных через p2p. Не повлияет ли это на качество предоставления остальных сервисов Yota, например, мобильного телевидения?
К.Ю.: Отличительная особенность сетей на основе WiMAX – возможность использования QoS (Quality of Service). В нашей сети уже внедрены и действуют такие настройки. В соответствии с ними абоненты, активно пользующиеся p2p и скачивающие большие объёмы данных, получают меньший приоритет по QoS в сравнении с остальными пользователями. Если такой "качальщик" работает на незагруженном секторе, например, ночью, ограничений на его работу не будет. В случае загрузки сектора скорость для такого абонента будет ниже, чем для остальных.
Основная цель использования этого метода – не ограничить пользователей в объёме трафика, а не дать пострадать остальным пользователям сервисов.
Какой объём данных считается критичным для отключения от QoS, и можно ли снова ожидать получения обычного приоритета? Появится ли в Личном кабинете счетчик трафика? Как будет меняться скорость пользователя, которого отключили от QoS?
К.Ю.: Реализация ограничений по QoS для абонентов, скачивающих большие объёмы информации, – это не наказание, а создание более равномерного распределения услуги. Приведу некоторые статистические данные.
- Средний объём скачиваемых через нашу сеть данных – 10 Гб в месяц на абонента. Это достаточно высокий показатель, сравнимый с проводными сетями.
- Рекордсмены" прокачивают через нашу сеть свыше 1 Тб в месяц!
- Около 2% самых "активных" абонентов генерируют свыше 30% трафика в сети.
В связи с этим мы приняли решение о разделении приоритетов для обычных и "гиперактивных" пользователей. Правила определения таких пользователей могут со временем меняться, в зависимости от статистики использования сети, а на сегодняшний день они таковы:
- Yota включает и выключает понижение приоритета абонентов на еженедельной основе. Это значит, что "исправиться" можно за неделю.
- Порог еженедельного трафика для понижения приоритета – 25 Гбайт.
- Для возвращения в обычный приоритет достаточно одну неделю не превышать объёма закачки в 10 Гб.
- Считается только входящий трафик.
Если пользователь попал под "ограничения", это не означает принудительного ограничения в скорости доступа. При работе на незагруженных секторах БС никаких ограничений на скорость скачивания не накладывается. Если же сектор достигает полной загрузки, скорость для абонента с более низким QoS будет примерно в 2 раза ниже, чем для "обычного" абонента (при одинаковых радиоусловиях).
В дальнейшем компания оставляет за собой право изменять эти правила. Основная цель этих ограничений – сделать так, чтобы сетью могло пользоваться большое число абонентов, а не только активные пользователи "торрентов".
Что касается счетчика трафика, то мы планируем сделать следующую версию сервиса "Личный кабинет" с демонстрацией статистики пользователя по количеству закачанных данных.
Живу недалеко от станции метро "Октябрьское поле", а работаю на "Соколе". Пользоваться услугами Yota хотел бы именно в этом районе, а не получается - в покрытии вашей сети "дырка". Попробовал заполнить специальную форму "Проверить покрытие" на yota.ru. Через пару дней получил письмо с таким текстом: "Сообщаем вам, что этот момент наступил!". Но сигнала нет ни в помещении, ни на улице. Когда в этом районе появится базовая станция?
К.Ю.: В районах метро "Октябрьское поле" и "Сокол" базовые станции уже есть. Карта покрытия на сайте обновляется еженедельно, и ситуация действительно улучшается каждую неделю. Но надо иметь в виду, что карта покрытия – это результат моделирования. Она достаточно точно отражает реальную картину, но, как и любая модель, дает некоторое приближение к действительности – определить наверняка наличие покрытия внутри помещений с её помощью нельзя.
В районе Ленинградского проспекта, в том числе рядом с метро "Сокол", улучшение покрытия ожидается в течение ближайшего времени. Следите за обновлениями карты на сайте.
Какие планы на развитие сети в других городах?
Денис Свердлов: Помимо Москвы и Санкт-Петербурга (включая области), Yota уже строится в Уфе, Краснодаре и Сочи. В планах – города-"миллионники" и с населением свыше 500 тысяч человек. Мы предпочитаем сначала делать, потом говорить. В этом году планируем запустить сеть ещё в трех городах, кроме вышеупомянутых. Какие это будут города, объявим, как только поймем, что всё получается и работа там начнётся. Очевидно, что для компании приоритетны города-"миллионники".
Есть ли планы на Казань, Екатеринбург, Волгоград?
Д.С.: Казань и Екатеринбург на сегодняшний день в активной проработке, Волгоград пока не рассматривался.
Какие планы по покрытию в Московской и Ленинградской областях?
К.Ю.: Строительство сети в "столичных" областях – наш приоритет. Основная сложность здесь – строительство транспортной сети. Ведь к каждой базовой станции необходимо подвести канал со скоростью 200 Мбит/с.
Этим летом свои усилия Yota концентрирует на ближайших пригородах, входящих в административные границы Москвы и Санкт-Петербурга, а также на крупных городах-сателлитах. В Ленинградской области уже работают базовые станции в Кронштадте, Сестрорецке. В ближайшем будущем – Выборг, Гатчина, Всеволожск, Кириши, Красное Село, Колпино, Стрельна, Петергоф, Ломоносов, Пушкин и другие. В Московской области Yota уже есть в Химках, Красногорске. Планируется строительство в Митино, Люберцах, Куркино, Дзержинском и других городах.
Что касается покрытия вдоль железных дорог, в дачных поселках и т.п., мы, конечно, будем этим заниматься. Но на данном этапе наши усилия сконцентрированы на крупных населенных пунктах.
Д.С.: Компания получает и анализирует заявки от абонентов, мы видим, где наиболее востребованы наши услуги. Над развитием сети в области работает специальная команда, которая занимается исключительно этим направлением.
Почему MiniPCIE-адаптеры Intel 5350С, купленные на eBay.com за $20-30, не регистрируются в сети?
К.Ю.: Почему же? Эти устройства успешно регистрируются и работают в сети Yota. Для этого нужно скачать последнюю версию Yota Access с сайта компании. Возможно, вы купили тестовый экземпляр адаптера, в котором не полностью реализованы функции авторизации.
В связи с этим подчеркну, что компания гарантирует работу в сети устройств, прошедших внутреннее тестирование и сертификацию. Более подробную информацию смотрите на сайте www.yota.ru в разделе "Поддержка устройств".
Д.С.: 22 апреля мы официально объявили, что поддерживаем все WiMAX-устройства Intel, вне зависимости от того, где и как они были произведены. Другое дело – у Intel есть ряд устройств, которые были выпущены давно, и в них задействован тестовый сертификат, не имеющий отношения к WiMAX Forum. Последние поколения этих устройств подключаются к нашей сети без проблем, регистрация открытая.
Купил коммуникатор в ноябре прошлого года, а чуть позже модем, т.к. был объявлен тариф 900 рублей, позволяющий использовать два устройства на одном аккаунте. Но сейчас тарифы поменялись. Работать с Yota я скорее всего будут через коммуникатор, за 500 рублей в месяц. Буду использовать его как модем, т.к. сервисами не пользуюсь вообще. В итоге модем оказывается не особенно нужен. Можно ли его вернуть и получить деньги обратно?
Д.С.: Компания предлагает программу Try&Buy: можно взять модем на неделю, попробовать и, если не понравилось, вернуть. Но если пройдет больше недели, модем считается купленным. Меняется модель потребления этих услуг, и я просто предлагаю попробовать: вдруг вы откроете для себя новые интересные возможности?
К.Ю.: Кроме того, сервисы Yota Медиа, ТВ и Видео развиваются, и, надеюсь, ещё станут актуальны и интересны для вас. Во-вторых, период тестовой эксплуатации, в течение которого плата за безлимитный доступ в Интернет не взималась, уже вернул вам часть потраченных на модем денег (если не все).
Судя по количеству подключений, модем – весьма популярное устройство. Подарите его родственникам или друзьям, продайте на форуме. Думаю, это будет легко сделать.
Yota понравилась. Очень удобно говорить в машине по Skype, да ещё с видео. Пользуюсь каждый день, уже привык. Одна проблема – роуминг: хочется, чтобы сеть была во всех крупных городах и не очень крупных.
Д.С.: Компания стремится во все крупные города-"миллионники" и создает в них безроуминговое пространство. То есть, абонент из Москвы сможет без всяких проблем, как дома, пользоваться услугами Yota, например, в Уфе.
Являюсь абонентом компании "Стрим". Их сотрудники звонили и предлагали услугу своего WiMAX, но я не смог придумать, для чего она мне нужна. В пробках я не стою, а дома и на работе есть Интернет. За городом, на трассе и на даче он бы мне пригодился, но тарифы пока у сотовых операторов "драконовские".
Д.С.: Помнится, в 90-е годы все удивлялись и не понимали, зачем нужен мобильный телефон, ведь дома у каждого уже был стационарный. История показывает, что рано или поздно технологии, которые мы потребляем, становятся беспроводными. Например, радио, которое раньше слушали только дома по проводам, проводные телефоны. То же самое происходит с Интернетом. Мы наблюдаем это в поведении наших абонентов. Первый месяц многие пользуются услугами Yota по привычной схеме – в пределах одной базовой станции. А в следующий месяц до 30% абонентов начинают использовать услуги в зоне покрытия нескольких базовых станций. Это показывает, как меняется модель потребления. Попробуйте – это единственная рекомендация, которую я могу дать. Не понравится – вернёте.
Про НТС MAX 4G
В какие сроки появится обновление для прошивки для MAX 4G?
Д.С.: Мы планируем выпустить её в июне. Новая прошивка устранит большое количество вопросов и добавит много полезных вещей.
Сколько коммуникаторов HTC MAX 4G продано на данный момент?
Д.С.: Несколько десятков тысяч.
Почему цена на коммуникатор так скакала в последние три месяца?
Д.С.: Каждый продукт имеет свой жизненный цикл. Да ещё курс доллара поднялся на 40%, однако доходы россиян на 40% в рублях отнюдь не выросли. Поэтому в переговорах с HTC мы нашли возможность сделать цену на телефон более приемлемой.
Когда будет решен вопрос с работой автоподсветки для HTC MAX?
Д.С.: В текущем ПО для HTC MAX 4G проблем с автоподсветкой нет. Есть пользователи, которым работа автоподсветки кажется некорректной. Но дело в том, что изначально уровень подсветки в зданиях был близок к уровню вне зданий, поэтому работу сенсора сложно было заметить. Мы учили пожелания, и в новой версии ПО для HTX MAX 4G, которая выйдет в июне, работа автоподсветки улучшена – делает её более очевидной для глаза.
Про планы выпуска новых устройств
HTC MAX 4G уникален в плане сочетания функций в столь компактном и легком корпусе. Однако для комфортной работы в Интернете нужен экран большего размера и более мощный процессор. Планируете ли вы выпуск полноценного мобильного интернет-устройства с экраном 4,8 дюйма? Будут ли совместимы с Yota модели уже анонсированных устройств UMID mbook, Viliv S5, Mondi SWD-M100?
Д.С.: Продуктовая стратегия – вопрос большой и серьезный. Мы считаем перспективными три вида устройств. Первые – похожи на HTC MAX, максимальный размер которых ограничен 3,8 дюймами. Больше делать уже нельзя, потому что исчезнет комфорт использования устройства в качестве телефона. Вторая категория – те самые MID, мобильные интернет-устройства. Особых успехов здесь мы, правда, пока ни у кого не видим. Как только почувствуем повышение спроса на такие устройства, выпустим их. Варианты, которые мы рассматриваем, в основном на платформе Atom. Третий тип устройств, которые мы будем развивать, – наши нетбуки.
Когда можно будет ожидать выхода телефона с поддержкой SIP? Какова будет стоимость звонков на телефонные номера?
Д.С.: SIP-телефония будет запущена в этом году, а стоимость звонков на телефонные номера окажется очень низкой, исходя из предложений на рынке.
Стоит ли в ваших планах свободная продажа WiMAX-карточек от Intel отдельно от ноутбуков?
Д.С.: Мы работаем над этим вопросом. Ключевой момент в том, что если модуль вставляется в ноутбук, гарантия на лэптоп теряется – потому что корпус вскрывался. Мы заинтересованы в решении этого вопроса и прилагаем к этому все усилия.
Будет ли расширяться список устройств, имеющих и WiMAX, и EDGE?
Д.С.: Если мы говорим про устройства типа ноутбуков, то наша основная стратегия – донглы или встроенные модули. Если говорить о мобильных телефонах, то все они в обязательном порядке будут иметь EDGE (то есть GSM) и WiMAX одновременно.
Стратегия Yota ориентирована на массовую аудиторию, или же только на премиальный сегмент?
Д.С.: Мы изначально ориентировались на массовый рынок. Возможно, в самом начале проекта, когда мы в первый раз договаривались с партнерами по устройствам, нам не удалось получить в полной мере приемлемые цены. Однако цена услуги, которую мы предлагаем, является адекватной и рыночной. Её востребованность хорошо видна по статистике подключений. Для того чтобы порог входа в сеть стал меньше, мы провели большую работу с партнерами – совместно с Samsung нашли возможность снизить стоимость модема более чем в два раза. И он сейчас стоит всего 1990 рублей.
Про тарифы
Почему вы сделали ставку только на безлимитные тарифы? Зачем бороться с пользователями, скачивающими большие массивы данных с помощью ограничений в QoS, когда логичнее использовать разные тарифы в зависимости от объёма входящего трафика?
Д.С.: Мы пытаемся изменить модель потребления. На массовом рынке многие пользователи зачастую не знают, что такое мегабиты и мегабайты, сколько "весит" фильм. Будет очень обидно закачать лишь половину фильма из-за ограничения по трафику. Поэтому мы пытаемся избавить массовых потребителей от счетчика трафика в голове. А наша технология дает для этого уникальную возможность.
Разное
Какая судьба будет ждать чемпионов Yota? Я как раз из их числа.
Д.С.: Для начала хотелось бы их поблагодарить – это люди, на которых мы опирались и опираемся, инноваторы, которые сильно помогли нам сделать более качественную услугу. Основной механизм благодарности состоит, наверное, в том, что мы подарили активным пользователям модемы. Никаких специальных тарифов для "чемпионов" мы не планируем, однако открыты к таким предложениям.
Будет ли "Скартел" заниматься организацией каналов передачи данных (VPN) для корпоративных клиентов?
Д.С.: У нас есть специальный проект по созданию каналов передачи данных для корпоративных клиентов.
А WiMAX безвреден для здоровья или как? Излучение всё-таки.
К.Ю.: Тема экологической и персональной безопасности всегда возникает при появлении на рынке новой технологии. Вспомните, давно и до сих пор ведутся споры о влиянии излучения мобильных телефонов, и единого ответа нет. Однозначно можно сказать о безвредности технологии Mobile WiMAX, поскольку излучаемая мощность у WiMAX-абонентских устройств значительно меньше, чем в GSM. Максимальный уровень излучения GSM телефона в диапазоне 1800 МГц составляет 1 Вт, в диапазоне 900 МГц максимальная мощность составляет 2 Вт. При использовании технологии WiMAX максимально возможный уровень излучения – 200 миливатт (0.2 Вт). Этот уровень возможен только на границе зоны обслуживания БС. Во всех остальных случаях при уверенном приёме эта величина гораздо ниже, в среднем порядка 5 dBm (0.005 Вт). Соответственно, мощность излучения абонентского устройства технологии WiMAX, будет в 5-20 раз ниже, чем излучение мобильного телефона стандарта GSM. Кроме этого, по стандарту, мощность БС WiMAX, ниже излучения БС стандарта GSM(и 3G) менее чем в 5 раз. Тем более, обычно, при использовании услуг, предполагающих применение технологии Mobile WiMAX, устройство (ноутбук с интегрированным модулем WiMAX, USB-модем, карточка) не находится в непосредственной близости от организма человека, что ещё более снижает вероятность воздействия.
Есть ли у Yota лицензия на предоставление услуг связи?
Д.С.: Конечно же есть, все лицензии опубликованы на сайте. С 1 апреля мы - в коммерческой эксплуатации для корпоративных пользователей.
Когда появятся официальные нормальные драйвера под Linux?
Д.С.: Уже выпущены открытые драйвера под Linux. Samsung не планирует выпускать обновление Linux-драйверов. Если что-то не устраивает в разработке Madwimax, пожалуйста, сообщите об этом.
Зачем вам такой большой штат сотрудников?
Д.С.: Хороший вопрос. Если говорить только про операторскую деятельность, то наша компания состоит примерно из 600 человек. Но есть ещё подразделения, которых нет у остальных, классических операторов: в Yota они занимаются разработкой программного обеспечения, агрегацией медиаконтента – это ещё человек 200.
Кто делает для вас городскую рекламу? У меня есть гораздо более интересные идеи.
Д.С.: Многие вещи мы делаем сами, иногда – с помощью агентства. Но если есть идеи – мы абсолютно открыты, предлагайте – рассмотрим.
На каких пользователей нацелена стратегия Yota? Кто они, эти люди, жаждущие безлимитки?
Д.С.: У нас десятки тысяч клиентов, которых трудно как-то сегментировать. Это мужчины и женщины, молодые люди разных профессий, студенты, бизнесмены и менеджеры… Можно сказать, что они представляют абсолютно все аудитории. Исходя из статистики, наши пользователи потребляют в месяц в среднем более 10 Гб трафика. При этом объёмы потребляемых данных растут экспоненциально.
В связи с грядущим запуском в Москве услуг связи третьего поколения хотелось бы спросить: будет ли 3G конкурировать с WiMAX?
Д.С.: В Петербурге представлены оба стандарта – 3G и WiMAX. И мы довольны своими продажами в Петербурге. Не думаю, что запуск 3G в Москве как-то существенно повлияет на наши планы.
Людям не важно, как называется технология, важнее, чтобы она соответствовала их ожиданиям. Смотрите, многие из тех, кто мог бы пользоваться 3G в Петербурге, не делают этого. Наше предложение – гораздо более высокие скорости и безлимитные тарифы – нравится им больше.
Вопросы в этом интервью задавали читатели "Компьютерры-Онлайн" на нашем форуме. С какими компаниями вы бы хотели пообщаться? Пишите на адрес site@computerra.ru письма с заголовком "интерактивное интервью", и мы постараемся его организовать.