Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Руководитель контент-службы "Яндекса" о виджетах

АрхивИнтерактив
автор : Ирина Матюшонок   28.05.2010

Александр Николаенко рассказал "Компьютерре" о том, как и зачем создавался сервис widgets.yandex.ru, а также о перспективах его развития.

Около года назад компания "Яндекс" последовала тренду: запустила сервис "Яндекс.Виджеты". На сегодняшний день в программах сервиса участвуют 3600 активных региональных виджетов, 350 виджетов общей тематики, а сервис охватывает 40 стран и 164 области. Сейчас в "кабинет разработчика виджетов" активно приглашаются регионы — в рамках партнерской программы "Яндекс" принимает виджеты даже с нулевой посещаемостью. Итоги "года виджетов" комментирует руководитель контент-службы "Яндекса" Александр Николаенко.

- Как было принято решение о создании виджетов?

- Это хороший сервис для пользователей, который должен быть удобен и, в общем, все выглядело так, что он будет удобным – что и подтвердилось.

- Что в понимании руководителя контент-службы является хорошим сервисом?

- Наш сервис ориентирован на две аудитории: первая – это посетители "Яндекса"; вторая – это разработчики, которые делают виджеты. Для разработчика это, естественно, скорость реакции службы на его потребности, то есть если разработчик приходит к нам, он должен получить как можно более полное и как можно более быстрое обслуживание. Это, в общем, прописные истины, которые знает любой руководитель: для того чтобы к тебе вернулись, нужно сделать быстро и хорошо.

- А что насчет "быстро и хорошо" можно сказать по итогам года?

- И быстро, и хорошо. Выросли очень сильно, то есть на данный момент это что-то около четырёх тысяч виджетов. Началось всё со ста. Практически за год – очень немалый рост.

- Это в основном виджеты, которые разрабатывают пользователи?

- Это именно виджеты, которые разрабатывают пользователи. У нас что-то около сорока виджетов, сделанных для наших сервисов, остальное – виджеты пользователей.

- Как вы можете оценить успех сервиса в перспективе?

- Его практически невозможно оценить потому, что технологии меняются ежедневно; что будет завтра – никто не знает. Вполне вероятно, что появится какая-то новая технология, которая виджеты перебьёт. Но мы можем сказать абсолютно точно: мы этот проект развивать будем в любом случае, потому что он интересен пользователям и интересен нам.

- К слову о развитии проекта. Сейчас я вижу только виджеты для сайта, для главной страницы "Яндекса". А есть ли виджеты для рабочего стола и так далее – как в Google?

- Да, виджеты для рабочего стола – нашей разработки. Их немного, четыре или пять штук – но они есть. И - да, скорее всего, мы будем развивать и это направление.

- Это какой-то самостоятельный продукт для рабочего стола Windows? А как же мобильные платформы типа Android, MeeGo и прочие?

- Видимо, мы будем над этим работать. Мобильный интернет - вообще очень перспективное направление и естественно, мы будем смотреть, насколько возможно вписаться и в эту тему – и насколько это будет востребовано пользователем.

- Были ли какие-то проблемы не технического плана, о которых стоит упомянуть?

- С нашей стороны – наверное, нет. В любом проекте возникают какие-то мелкие проблемки, они пилятся и чинятся как можно быстрее. Довольно часто возникают проблемы у разработчиков, но для этого и существует контент-служба, чтобы помогать им как можно быстрее разобраться с этими проблемами.

- На сегодняшний день на что жалуются?

- В основном – даже не на нас. Чаще всего приходят письма... скорее, вопросы приходят о том, как сделать правильно, как сделать, чтобы посещаемость виджета росла, как сделать интересный виджет. Вот такие вопросы часты и мы стараемся на них отвечать как можно быстрее.

- Была ли история, достойная bash.org.ru?

- Например, очень интересная история была с виджетом "Зенита", питерского футбольного клуба. В какой-то момент они начали переделывать сайт, виджет же для их новостей сделал пользователь, который не имел никакого отношения к сайту "Зенита". Сделал – и пропал. То есть "Зенит" переехал на новый сайт, новости тоже переехали на новый сайт – виджет перестал работать и при этом нужно заметить, что у этого виджета было что-то около двадцати тысяч посетителей. Пришлось довольно долго искать контакты с "Зенитом". В итоге мы их нашли, сделали им новый виджет, и он буквально за неделю набрал абсолютно сумасшедшую посещаемость.

- Наверное, подавляющее большинство посетителей составили жители Петербурга. Кстати, насколько велика аудитория "Яндекс.Виджетов"?

- Скажем, аудитория сервиса в Питере – около 20 процентов всех заходов на "Яндекс", при этом в среднем (общее число заходов) – два миллиона в день. А средний CTR новостного виджета – около пяти процентов. Главное в виджете – его ставят пользователи, которым это действительно нужно.

- Каковы лидирующие регионы?

- Лидируют, конечно, Москва, Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, то есть крупные города, которые отличаются наличием быстрого, хорошего интернета. Но также есть довольно много виджетов для маленьких городов, и они пользуются популярностью.

- Есть ли развлекательные виджеты?

- Есть, например виджет "Шахматные задачи", и он также очень популярен. Естественно, это виджеты, которые делают пользователи.

- Намеревается ли "Яндекс" увеличивать число разработанных виджетов и какими они будут?

- Мы сами делаем виджеты для наших сервисов и практически все сервисы на данный момент покрыты. Поэтому если будут появляться новые сервисы – будем делать и виджеты.

- А есть ли какой-то вариант коммерциализации виджетов? То есть сейчас они бесплатны, и возможно, будет какой-то магазин для платных виджетов?

- Пока таких планов нет, и я не думаю, что они появятся, потому что наша задача в данном случае – не заработать денег, а дать пользователю красивый и хороший инструмент для работы с интернетом. Платность в этом случае излишня.

- В чём тогда выгода для компании "Яндекс"?

- В том, что мы даем пользователю точку входа в интернет. Если ему удобно пользоваться нашей главной страницей, то наша посещаемость растет. Все для пользователя. Что для пользователя, то и для нас.

- То есть вы считаете, что эффект был максимален? За такой короткий срок?

- За короткий срок – да. Эффект был очень хорош и направление, естественно, будет развиваться. И по посещаемости и по числу виджетов пока всё в зелёных числах и очень хорошо.

- Можно ли связать увеличение числа пользователей виджетов и увеличение числа пользователей "Яндекса" вообще? Насколько сервис привлекает пользователей?

- Мы пока не изучали эту взаимосвязь, но увеличивается и там, и там - это довольно сложно отследить. На самом деле это действительно повышает трафик. Это дает трафик на сайт производителя виджета, целевой трафик.

- И тот может использовать виджет, как средство продвижения своих сервисов, хотя прямая реклама в виджетах запрещена?

- Да, реклама запрещена, это прописано в правилах. Естественно, запрещены виджеты, в которых будет написано "здесь – лучшие столы города" или что-либо подобное, но любой сайт делается для того, чтобы привлечь на него посетителей, а виджет – один из способов привлечения.

- Насколько реально для модератора отследить даже не нецелевое использование и прямую рекламу а, допустим, виджеты, содержащие противозаконный контент: порнографию, мошеннические сайты и тому подобное? Как вы это отслеживаете?

- Во-первых, все виджеты модерируются при приёме в наши программы.

- А изменить его потом можно?

- Да, но любое изменение виджета подтверждается нами. Мы проверяем измененные виджеты постоянно. Но на самом деле виджет может создать любой пользователь и совсем не обязательно, что этот виджет попадет в одну из программ "Яндекса". Пользователь может установить у себя на сайте ссылку и пользоваться этим виджетом будут те, кто его себе установит. Это значит, что мы этот виджет просто не рекламируем, но он существует, а человек предпринимает действия по рекламе виджета сам. Если нам пожалуются на контент, который запрещен законами РФ, мы, естественно, сразу же отреагируем.

- Насколько на данный момент в виджетах заинтересована аудитория коммерсантов? Они задают вам вопросы?

- Да, конечно. Коммерсанты довольно часто приходят с вопросом, как сделать виджет для главной страницы "Яндекса". Проблема в том, что виджет должен быть ежедневного использования. Мы не хотим ставить себе на главную страницу виджет, который будет однообразен, уныл – и обновляться раз в полгода. Поэтому мы, естественно, отбираем то, что мы принимаем. А коммерческие виджеты зачастую отличаются именно тем, что у них практически статичный контент.

- Каковы ваши преимущества перед аналогичными решениями Google?

- Это вопрос, на который мы обычно не отвечаем.

- Тогда стоит сделать красивый вывод...

- Самый красивый вывод – делайте виджеты!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.