Microsoft Office: секрет успеха
АрхивИнтерактивПодводим итоги знакомства с альтернативными офисными пакетами и пробуем понять - почему же, несмотря на такое изобилие, люди все равно отдают предпочтение продукту компании Microsoft? Ну правда же, интересно.
Постоянные посетителя портала "КТ-Онлайн" наверняка обратили внимание, что в последнее время мы буквально зациклились на обзорах офисных приложений, способных составить альтернативу Microsoft Office как на уровне форматов, так и на уровне интерфейса пользователя (см. материалы рубрики "Софтерра"). Интерес к подобного рода продуктам у нас возник не случайно. Во-первых, мы хотели продемонстрировать читательской аудитории, насколько широко развит и конкурентоспособен рынок офисных пакетов. А во-вторых, нашей задачей было убедиться, что каждая из программ способна не только заменить один из столпов современной софтиндустрии, но и поспособствовать экономии финансовых средств. Действительно, зачем отдавать, в общем-то, немаленькие деньги за Microsoft Office, если есть бесплатные приложения OpenOffice, Lotus Symphony и относительно недорогие Evermore Integrated Office, Kingsoft Office и Ashampoo Office, не говоря уж об обилии других альтернативных пакетов?
Тем не менее, несмотря на такое изобилие, многие пользователи всё равно отдают предпочтение продукту компании "Майкрософт". Почему так происходит, в чём кроется секрет популярности Microsoft Office, и по какой причине альтернативные программные решения до сих пор остаются в тени? С этими вопросами мы обратились к известным специалистам в области ПО и получили следующие развернутые комментарии.
Анна Вайлер (Anne Weiler), директор отдела по продвижению офисных продуктов корпорации Microsoft
Офисные приложения - это инструмент для работы, призванный помочь в достижении результата за максимально короткие сроки. Для этого программа должна быть проста в использовании, обладать интуитивной навигацией, так чтобы можно было найти любую функцию, даже если вы не знаете, где она находится.
Удобный интерфейс, существенно облегчающий работу, а также огромный функционал, удовлетворяющий потребности всех пользователей: от школьника до аналитика, являются безусловными преимуществами Microsoft Office. Это и обеспечивает популярность продукта во всём мире. Приобретая легальную копию офиса, человек получает продукт с поддержкой производителя и доступом к многочисленным учебным материалам. Тот факт, что производители свободного ПО копируют наш интерфейс, говорит только о признании достоинств и популярности Microsoft Office среди пользователей.
Мы представили на рынок новый интерфейс Office Fluent в версии Office 2007, который вызвал положительные отзывы, как среди домашних, так и корпоративных пользователей. Благодаря новому интерфейсу, количество используемых функций существенно возрастает, что позволяет увеличить производительность труда. В версии Office 2010, которую мы планируем представить на рынок уже в следующем году, мы не только сохраним новый интерфейс, но и добавим его во все остальные приложения Office, такие как OneNote, Outlook, Visio и Project.
Антон Салов, руководитель отдела корпоративных интернет-решений компании Softline
Вопрос популярности Microsoft Office всецело зависит от правильных действий менеджмента компании и качества самого продукта. В начале 90-х, когда на большинстве PC-совместимых компьютеров стоял DOS, и было много различных текстовых редакторов под эту ОС, могло казаться, что на рынке офисных систем царит хаос. Но уже тогда закладывались первые кирпичи в стену, которая впоследствии отгородила Microsoft Office от конкурентов. И рецепт был прост: через популяризацию ОС и тесную изначальную совместимость с ней своего офисного пакета компания Билла Гейтса легко отсекала с рынка менее поворотливых конкурентов, которые раздумывали над будущим семейства ОС Windows. Пока они думали над этим вопросом, Microsoft работала уже над качеством самого пакета, удобством работы с ним и популяризацией связки MS Windows - MS Office.
К моменту появления Windows 95 было уже окончательно ясно, что Windows пришел на компьютеры как частных, так и корпоративных пользователей всерьёз и надолго. Единственной жизнеспособной и конкурентной альтернативой на корпоративном рынке можно было считать Lotus, но продукт IBM не популяризировался среди домашних пользователей ПК, что сразу поставило его в проигрышное положение. К началу XXI века Microsoft Office стал флагманом, на который все равнялись. И даже появление более дешёвых или вообще бесплатных альтернатив не могло поколебать его позиции - рынок рос, а за ним росло и влияние флагмана индустрии. Однако эволюционный путь развития продукта, хоть и продолжает удерживать Microsoft в лидерах производства офисных пакетов, но не даёт серьёзных завоеваний по части новых рынков и аудиторий.
С наступлением экономической стагнации, когда сокращение издержек и повышение эффективности работы ставят во главу угла, на безоблачном небе Microsoft Office начали сгущаться тучи, которые сулят серьёзные проблемы и могут пошатнуть бесспорное лидерство. Я говорю сейчас, что в эру Интернета, даже хороший, выверенный годами разработок традиционный софтверный продукт вдруг перестает удовлетворять требованиям как домашних, так и корпоративных пользователей. Причиной всему - возросшая мобильность и появление принципиально новых и, зачастую, бесплатных решений, которые идут в ногу со временем и предлагают работу с документами из любой точки планеты вне зависимости от конкретного компьютера. Всё больше людей предпочитает хранить документы не на локальном жестком диске, а в "облаке", до которого они могут дотянуться даже с мобильного телефона. Google Apps, Zoho, Cisco и многие другие производители сервисов предлагают отказаться от Microsoft Office и наработанных годами возможностей сложного редактирования и взамен сулят абсолютную мобильность. И многие пользователи, как частные, так и корпоративные, уже задумались над этим предложением. Чем всё это обернётся - покажет время!
Леонид Кантер, руководитель группы разработки ASPLinux
Причины можно назвать следующие:
1. Недостаточная информированность широких кругов пользователей о наличии альтернативных пакетов и их возможностях.
2. Боязнь несовместимости (что будет, если пришлют документ из Microsoft Office и он не откроется?).
3. Желание сохранить инвестиции в виде различных форм и баз, сделанных на Microsoft Access, просто взять и перенести которые на другой офисный пакет нельзя.
3. Требования, указанные в программных продуктах третьих фирм (например, Microsoft Office требуется для печати из пакета Парус 7, в требованиях к одной из систем документооборота написано, что для обеспечения полнотекстового поиска по документам .doc на стороне сервера должен быть установлен Microsoft Word, а для экспорта в формат .xls - Microsoft Excel на клиенте. То есть разработчики не хотят утруждать себя разбором или генерацией документов в формате Microsoft Office, а просто подключают соответствующие модули и возлагают дополнительную нагрузку по лицензированию на потребителя.
Несмотря на всё это, процент использования свободных решений, таких как OpenOffice.org или онлайн-служба Google Docs, будет неуклонно расти, как и доля альтернативных операционных систем - в первую очередь Linux. Основная причина - Microsoft Office функционально перегружен и большинству пользователей нужно от силы 20% его возможностей, и переплачивать огромные суммы за то, что либо вообще не используется, либо используется крайне редко, никто не захочет.
Алекс Экслер, писатель, видный деятель Рунета
На мой взгляд, MS Office - это лучший офисный пакет, и я им сам пользуюсь с большим удовольствием. Разумеется, лицензионной версией. Да и 2007-я версия, которая вызвала нарекания многих пользователей заметно измененным интерфейсом, мне нравится - достаточно понять логику новой схемы организации инструментов, после чего становится ясно, что этот интерфейс явно удобнее предыдущего.
По поводу же такого распространения этого продукта - всё объясняется довольно легко. Во-первых, до недавнего времени никто из пользователей MS Office за этот комплект реально не платил - работали с пиратскими версиями. А раз не платишь, то зачем искать более дешёвые аналоги? Дешевле просто не бывает. Во-вторых, даже если приходится платить за Office, то многие пользователи (особенно корпоративные) принципиально не хотят переходить на другие офисные комплекты - из-за возможных проблем с совместимостью. И сейчас-то у пользователей Office 2003 возникают проблемы с чтением файлов из Office 2007, а если кто-то из коллег/партнеров перейдёт на другой формат - проблемы будут ещё больше. Поэтому и не переходят.
Владимир Крюков, EMEA OEM Channel Manager компании Canonical
Я думаю, что дела с использованием Open Office уже сейчас обстоят неплохо. Основные категории пользователей:
- линуксоиды;
- получившие систему предустановленной на ПК (это ПО входит в комплект стандартной поставки многих OEMов) и сохранившие её;
- сотрудники организаций и пользователи персональных ПК, легализовавших используемый софт и разумно минимизировавших стоимость лицензий.
Вопрос совместимости с MS Office также решается, несмотря на выход новых версий этого продукта и политику разработчика, сохраняющего многие форматы закрытыми. Их поддержка в OpenOffice - заслуга разработчиков, выполнивших back-engineering.
Ограничивающие факторы:
0) Думаю, что массовый переход на альтернативные продукты произойдет после появления принципиально новой и интересной функциональности, отсутствующей в MS Office. Ценовой фактор влияет на пользователей гораздо меньше, а в ряде случаев приводит и к обратному эффекту. Многие пользователи намеренно выберут более дорогой продукт, надеясь, что дороже = лучше.
1) Нелицензионные копии MS Office по-прежнему легко и очень дешёво доступны. Во многих случаях (например, домашние ПК) для пользователей нет особой юридической мотивации искать альтернативу.
2) Пользователь, проработавший с MS Office, часто ожидает от альтернативных пакетов ТОЧНО ТАКОГО ЖЕ интерфейса. Преимущества альтернативных пакетов, в свою очередь, воспринимаются в полной мере лишь если их использовать как самостоятельный продукт, со своей концепцией работы с данными, а не "плохую копию Экселя". Очень часто миграция на альтернативные продукты происходит легко и быстро, если пользователей не пугать словами "Open Source", "Linux"..., а сообщить им, что "завтра мы переходим на свежую версию Office".
3) Для многих гораздо проще заплатить за MS Office, чем бояться ВОЗМОЖНЫХ проблем с несовместимостью данных внутри организации, при общении с партнерами.
4) Наконец, будет справедливо отметить и хорошую проработку, удобство интерфейса MS Office, интеграцию пакетов между собой. Как бывший пользователь MS Office, скажу, что многие идеи, заложенные в этот пакет мне нравились, хотя реализация, стабильность работы и нагрузка на систему оставляли желать лучшего.
5) И самое главное: большинство людей хотят перемен, но не хотят ничего менять. :)
Алексей Васюков, старший консультант ГК ВДЭЛ
Вопрос, почему пользователи продолжают использовать очень недешёвый Microsoft Office, сейчас задают очень часто. Задают те же самые пользователи, которые хотят от него уйти. И каждый раз в ответ на подобный вопрос есть соблазн разразиться длинным текстом о привычках, инертности сознания и прочих трудностях обучения, которые только и мешают наступлению светлого будущего.
Но будем откровенны сами с собой - причина не только в этом. По крайней мере, корпоративных пользователей, которые очень хорошо умеют считать деньги, останавливает в первую очередь не это. Просто Microsoft Office - уже давно не просто продукт, а основа целой огромной экосистемы. Сторонние приложения, использующие MS Office API, отчётность, построенная на сложных давным-давно написанных макросах, огромные формы со сложным (да ещё и не всегда корректно созданным) форматированием для предоставления в различные учреждения - все это части живущей вокруг Microsoft Office системы, с которой так или иначе сталкивается почти любая организация.
Система эта крайне инертна. Все её участники вроде бы и не против уйти от дорогого Microsoft Office, но система в целом меняется очень медленно. В результате почти всегда при оценке возможности миграции находится пара моментов, в которых поведение "аналогов" оказывается не совсем таким, как поведение "оригинала". Соответственно, приходится принимать решение - стоят ли возникающие неудобства итоговой экономии. И в этот момент многие решают, что "лучше уж заплатить, чтобы не думать".
Николай Гарбуз, директор компании "Инфра-Ресурс"
Распространение MS Office в нашей стране способствует целый комплекс причин, среди которых следует выделить следующие:
- повальная неосведомлённость об уголовной ответственности за использование контрафактного ПО среди граждан;
- молчаливое поощрение распространения контрафактных копий MS Office со стороны правообладателя, компании Microsoft;
- попустительство со стороны государственных органов всех уровней, размещающих на своих официальных сайтах документы в формате MS Office;
- закрытый патентами, плохо документированный формат документов MS Office, препятствующий созданию совместимых приложений независимыми разработчиками.
Существует устойчивая иллюзия, что пользователи готовы платить "немалые деньги" за MS Office. Факты говорят обратное. Не уверен, число легально установленных копий MS Office в нашей стране превысит 30-процентный барьер. Таким образом, рассуждая о распространённости MS Office, мы, фактически, говорим об опасном для нашего общества уровне криминала среди пользователей персональных компьютеров.
Заметим, что основная масса пиратских копий MS Office приходится на беднейшие, хоть и образованные, слои нашего общества, а именно - средний и малый бизнес, домашних пользователей, которые образуют весьма внушительную группу уголовного риска.
Повальная неосведомлённость об уголовной ответственности за использование контрафактного ПО среди граждан с одной стороны и молчаливое поощрение распространения контрафактных копий MS Office со стороны правообладателя, компании Microsoft, и создают благоприятные условия для дальнейшего ухудшения правового климата.
Для примера, компания Adobe возбудила во втором квартале этого года долее 150 уголовных дел по факту использования пиратского ПО, 10 из которых доведены до суда, и уже два человека получили реальные сроки 2 и 1,5 года лишения свободы. Во время нашумевшего два года назад дела Поносова, ответственный сотрудник заявил, что компания Microsoft не имеет претензий к господину Поносову.
Следует также оставить иллюзию, что широкое распространение MS Office обеспечено потребительскими качествами. Подавляющее большинство пользователей из группы уголовного риска применяет на практике менее 5% возможностей, работая с текстовыми документами простейшего формата, крайне редко создавая примитивные таблички для расчётов. Другие компоненты офиса обычному пользователю вообще не нужны, ибо не практически используются.
Однако, достаточно даже беглого взгляда на государственные порталы и сайты, чтобы угадать название офисного пакета, который граждане себе установят. Электронные документы предназначенные для публичного доступа на государственных сайтах размещаются в формате MS Office. В частности, программа используемая для подготовки налоговой отчётности, работает только при установке MS Office. На сайте zakupki.gov.ru все электронные документы размещены только в формате MS Office.
Наконец, последняя и самая важная причина - закрытый патентами, плохо документированный бинарный формат документов MS Office. Известно, что другие офисные пакеты совместимы и открывают файлы в формате MS Office. Однако такая совместимость получена, как правило, методом ревётс-инжиниринга, попросту угадыванием структур данных и их значений в бинарном файле документа Microsoft, что не даёт никакой гарантии на совместимость. Рано или поздно попадётся файл, который офисный пакет от другого производителя откроет с ошибками форматирования или с потерей информации. В условиях, когда от совместимости с форматом документа зависит успех или налоговая отчётность, выбор всегда будет не в пользу того продукта, который это делает хуже.
Можно бесконечно рассуждать о преимуществах/недостатках тех или иных офисных программ, однако это ничего не изменит, пока не будут осмыслены - и в обществе, и на государственном уровне - обозначенные выше способы захвата и удержания рынка.
Итак, можно констатировать, что у каждого комментатора свое мнение относительно популярного среди пользователей Microsoft Office и стремящихся укрепиться на рынке альтернативных программных продуктов. А что по этому поводу думаете вы, уважаемые читатели? Почему, на ваш взгляд, невзирая на множество аналогичных пакетов офисных приложений, пользователи отдают предпочтение продукции Microsoft? Иными словами, в чем корень зла? Оставляйте свои мнения в комментариях к статье.