Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Прирост TELE2 Сибирью

АрхивИнтерактив
автор : Антон Нехаенко   18.08.2009

В Новосибирске, третьем по величине городе России, запустилась сеть четвертого по величине сотового оператора на нашем рынке - TELE2. Небольшой репортаж с места событий плюс интервью с макрорегиональным директором Владиславом Швайбовичем.

По некоторым причинам у меня в гостях постоянно пребывает разношёрстная европейская и американская молодежь, прожигающая лучшие годы своей жизни в путешествиях по разным экзотическим для них странам - вроде России. Что касается перемещений именно по нашей огромной территории, то мало кто из них удовлетворяется европейской частью, всякими там М да П, как их стыдливо называют на нашем форуме - им подавай Сибирь. И многие из них, к моему личному стыду, видели намного больше моей родной страны, чем я, в азиатской её части совершенно доселе не бывавший.

Случай приступить к исправлению этого постыдного безобразия представился на этой неделе - сотовый оператор TELE2 устроил запуск сети в Новосибирске, третьем по величине городе РФ. Напомню, что у оператора имеется на руках 17 новых региональных лицензий на GSM, и освоить их надо в самое ближайшее время - иначе их просто отберут. Новосибирск с некоторыми областными населенными пунктами официально "распечатали" сегодня, а следующим на очереди значится Тамбов - там всё произойдет 28 августа. Постепенно, за конец текущего и начало следующего года, все регионы, ныне обозначенные на карте светло-голубым, перейдут в почетную категорию темно-голубых - то есть тех, где оператор уже раскинул свои сети.


Карта покрытия Новосибирской области сетью выглядит не слишком впечатляюще, хотя в зоне действия сети проживает 65% населения области. Светло-голубым обозначены планы по расширению сети к концу года

К запуску подготовили только два тарифа - зато довольно универсальных. В одном "всё по 40 копеек", и под это определение странным образом причесано всё подряд - в описании тарифа даже есть забавная строчка "мобильный доступ в Интернет по 40 копеек за 100 Кбайт", хотя интервал тарификации не такой зверский - 50 Кбайт. В остальном всё просто - звонки на местные номера и SMS по России - по 40 копеек, причем так называемые "еврейские звонки" длительностью менее 3 секунд, не тарифицируются. Если же звонок дольше 3 секунд, то 40 копеек возьмут и за соединение. С одной стороны, как правильно отметил один читатель нашего твиттера, это убивает радость от посекундной тарификации, но с другой стороны, исходящие звонки длительностью 1:03 или там 2:10 такой уж сильной досады не вызывают.

Второй же тариф, очевидно, расчитан на противодействие акционным тарифам других операторов. В чужие сети звонки будут стоить 1 рубль 40 копеек (без платы за соединение), а SMS - 40 копеек. Зато с другими абонентами своей сети можно разговаривать и обмениваться сообщениями по 4 копейки за минуту/штуку. Соревноваться есть с кем, и тут потребуется некоторая разъяснительная работа с населением - если "Билайн" и МТС к приходу TELE2 приготовили только тарифы, в которых копеечные звонки начинаются со второй минуты и доступны только на номера того же тарифного плана, то "МегаФон" пиарился на всех углах словосочетанием "одна копейка". Присмотревшись, можно было понять, что это все-таки за секунду при посекундной тарификации. 60 коп./мин. - не лучшее предложение для Сибири, но если собеседник находится в одном из регионов, не покрытых TELE2, вариант становится уже интереснее.

Кстати, про всякие "местные роуминги". TELE2 4 соседних региона объединил в так называемый "Сибирский кластер", внутри которого роуминга как такового нет, хотя тарифы несколько различаются. Едешь в соседний регион - платишь как дома. В описаниях тарифных планов других операторов мне удавалось находить вот такие вот сноски: "За пределами региона, в котором произошло подключение к сети "МегаФон-Сибирь", стоимость вызовов составляет 2 рубля 00 копеек за минуту".

Воспользовавшись присутствием большого количества менеджмента компании, я решил отловить кого-то из них для интервью. Попался Владислав Швайбович, генеральный директор макрорегиона "Северо-Восток", в который объединены 13 регионов, в том числе "распечатанная" Новосибирская область.

Для начала хотел задать вопрос о консолидации. На данный момент TELE2 представляет собой набор отдельных юрлиц. В Вашем понимании стоит ли это всё консолидировать?

На сегодняшний день нас устраивает эта бизнес-модель, она позволяет выстраивать определенную систему управления, которая дает нам преимущество на рынке. Для нас эта система означает гибкость и оперативность в реагировании на изменения поведения потребителей, а также бОльшие управленческие полномочия на локальных рынках. Возможно, о консолидации более уместно говорить, когда компания имеет полное федеральное покрытие. Сейчас же у нас только 37 необходимых лицензий из 83 .


Сеть TELE2 в России. Синим обозначены уже "запущенные" регионы, голубым - планируемые к запуску в ближайшие несколько месяцев.

Люди на местах имеют больше полномочий в соответствии с политикой построения управленческой структуры - в том числе и потому, что они юридически управляют отдельной компанией.

Вопрос по поводу макрорегионов - их деление в TELE2 не соответствует федеральным округам. Это приносит какие-то негативные моменты в плане GR? Ведь можно же договориться о чем-то с окружными властями и ожидать, что это распространится на весь округ...

Сегодняшняя макрорегиональная структура не совпадает с таковой у других участников рынка по ряду причин. Во-первых, у нас 37 лицензионных территорий, во-вторых, они поделены на 3 макрорегиона, в первую очередь, по географическому признаку, и нам нет смысла привязываться к субъектам федерации, в которых находятся окружные власти - во многих из них у нас нет лицензии. Наше деление отражает наше лицензионное присутствие. Проблем это не приносит, так как локальный менеджмент наделён большими полномочиями, и на местах удается решать подавляющее большинство административных вопросов непосредственно с региональными властями.

Каковы отличительные особенности и проблемы Вашего макрорегиона в сравнении с двумя другими?

Яркая особенность - большая разница часовых поясов, а вообще-то с управленческой точки зрения макрорегион ничем не отличается. Ещё одна особенность в том, что на данный момент в нашем макрорегионе есть все категории компаний-отделений TELE2: готовящиеся к запуску, развивающиеся и развитые. У нас есть кластеры, которые образуют какой-то большой кусок покрытой территории - например, Сибирский кластер [в него входят Новосибирская, Омская, Томская и Кемеровская области - прим. авт.], есть и изолированные регионы - Ижевск, Челябинск. Вообще же управление выстраивается из Московского офиса, поэтому больших отличий нет.

А в плане бюрократии это более или менее сложный макрорегион?

Знаете, больших проблем в принципе-то не возникает. С другими регионами сравнимо. Есть и ещё один момент - мы являемся сотовым дискаунтером, и некоторые социальные вопросы решаем самим фактом своего присутствия на рынке. Отношение со стороны госорганов - соответствующее, никакого противодействия мы не видим [Юрий Михайлович Лужков, вероятно, все социальные вопросы и без четвертого сотового оператора решил - прим. авт.], скорее взаимодействие. С точки зрения конкуренции в нашем макрорегионе, пожалуй, наиболее агрессивная ситуация, как в области честной, так и нечестной борьбы.

Более конкретный вопрос: site-sharing [совместное использование одной площадки для базовых станций несколькими операторами - прим. авт.]. В Вашем макрорегионе это удалось продвинуть? Руководство TELE2 регулярно поднимает данный вопрос на федеральном уровне, а есть ли тем временем некие подвижки на местах?

Да, в некоторых регионах у нас эти вопросы решены. Дело в том, что наши партнёры не пошли на обмен площадками на уровне страны, когда мы им предоставляем одно количество сайтов по России, и они нам такое же количество - и тоже по России. Они пошли лишь на то, что в каждом отдельно взятом регионе мы делаем равный обмен. В нашем макрорегионе такой опыт есть, и хотелось бы его, конечно, распространить на большую территорию. По мере нашего роста операторы становятся более открытыми по данным вопросам. Эти решения в их компаниях принимаются на федеральном уровне. Думаю, что в нашем макрорегионе от сайт-шеринга особенно много смысла, ведь здесь CAPEX выше, причем не только из-за растояний, но и из-за сложного, горного рельефа местности в некоторых местах.

Вот, кстати, и ещё две особенности нашего макрорегиона - вышеупомянутая, а также насыщенность городами-миллионниками: Омск, Кемерово, Челябинск, Новосибирск. По абонентской базе и выручке мы занимаем значительную долю. К тому же наши рынки требуют порой особенной быстроты принятия решений, поэтому мы - инноваторы по части управленческих решений.

Я обратил внимание, что цены на стационарный доступ в Интернет в ряде областей Вашего макрорегиона довольно высоки. В связи с этим хотелось бы уточнить - скоро ли челябинский эксперимент с запуском USB-модема со сравнительно дешёвым трафиком распространится на другие территории?

Челябинск у нас вообще является своеобразным полем для экспериментов. Если всё пойдет успешно, то да, распространим, хотя, например, в Новосибирске Интернет сравнительно недорог, реклама вот висит - 2 Мбита за 350 рублей, московские цены. То есть потребность в упомянутой услуге наверняка несколько ниже, чем в Челябинске.

А что, часто компании Вашего макрорегиона становятся полями для экспериментов?

Да, часто - а затем эти проекты идут на российский уровень. Здесь хотелось бы отметить Омскую и Челябинскую области. А проект TELE2 Management Challenge, с помощью которого мы искали кадры в Челябинской и ещё не освоенной нами на тот момент Новосибирской области, дал хороший результат, и симбиоз двух его разных вариантов мы вскоре запустим в ряде других мест. Северо-Восток является кузницей кадров, из наших компаний вышло значительное число управленцев и функциональных специалистов, которые работают не только на уровне России, но и в европейских компаниях группы TELE2. Я бы сказал, что мы успешно отладили конвейер по производству кадров, и можем оперативно закрывать позиции в нашей растущей компании. Партнёрство с вузами нашего макрорегиона в этом хорошо помогает. Ещё один проект - программа лояльности, точнее две, принципиально разные. Выберем лучшую - продвинем дальше, в крупные регионы, где мы имеем большую базу, и дальше продвинем по всей абонентской базе.

Сегодня было озвучено, что в салонах TELE2 будут продаваться сотовые телефоны. Эти трубки будут свободными от привязки?

Абсолютно. Мы не делаем на них бизнес, это нужно просто для создания замкнутого цикла предложения. Цены на эти телефоны не отличаются от среднерыночных, потому что сами салоны TELE2 - это монобрендовые магазины наших партнеров, которые трубки приобретают через российские дилерские сети. Мы лишь даем рекомендации по наличию определенного спектра терминалов, раз уж они несут наш бренд. Эти трубки соответствуют профилю разумного пользователя, который не платит за имиджевую составляющую. Концентрации в сторону одной марки при этом нет совершенно, мы только следим за спросом.

Отсутствие привязки может создавать для оператора проблему "прыгунков" - абонентов, которым не дороги их номера, но которые готовы прыгать по акционным тарифам - я смотрю, что к приходу TELE2 в Новосибирск ваши конкуренты основательно подготовились: до 1 копейки за минуту обещают! Как вы решаете эту проблему?

Мы как-то по-другому делаем. Мы занимаеся работой над лояльностью потребителя до того, как он подключается к нашей сети. На этом этапе вообще нужно проделать 80 процентов работы над лояльностью. В эти 80 процентов входит некий нетрадиционный маркетинг, во-вторых, это хороший продукт, который продает сам себя, и в-третьих, это дистрибуция, подтягивание стандартов продаж, качество продукта - обязательно. Мы делаем так, что нас в регионах ожидают. Наша слава идет впереди нас.

Было также упомянуто, что основой сети служит оборудование Nokia Siemens Networks. Это единый стандарт TELE2 в мире?

Нет, но для России закупается оборудование именно этой компании. Они изначально выиграли тендер на оснащение новых регионов, а затем мы начали закупать у них оборудование для всех сетей TELE2.

Ну и последний вопрос: Вы много летаете по России, за это время как-то страну лучше узнали?

Уже полтора года управляю "Северо-Востоком", да, отличия разных мест значительно. Очень разные потребители, которые требуют абсолютно разных подходов. Разница в потребительских философиях. В нашей зоне ответственности и мегаполисы, и сельская местность, и в последней очень ценят приход дискаунтера.

Спасибо за интервью.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.