CeBIT: заключение
АрхивИнтерактивПриготовьтесь, дорогие читатели, сейчас будет немного ворчания про то, насколько испортился CeBIT. Правда, ворчание подкреплено некоторыми аргументами и даже мнениями участников мероприятия.
"Помнишь, Антоша, в прошлом году темой выставки были "зеленые IT"? Ну так вот, в этом году темой выставки стало выживание самой выставки," - доверительно поделился со мной своим мнением довольно известный труженик от пиара. Сравнивать выставку с прошлогодней вообще занимательно. Когда я только готовился к CeBIT-2009, я искренне надеялся, что участие штата Калифорния и лично Арнольда Шварцнеггера приведет к тому, что на выставке появятся содержательные стенды, посвященные технологиям, улучшающим нашу жизнь - чтобы всё вокруг было экологичнее, экономичнее и безопаснее. Увы, все вышло не совсем так. Но обо всём по-порядку.
Не дай бог, и правда так начнут водителей обучать...
Посещающие выставку из года в год журналисты и аналитики в последнее время стали сокрушаться, что выставка превращается в немецкий междусобойчик. В 2009-м, по моим наблюдениям, это было доведено почти до предела. Во-первых, очень многие фирмы участвовали не глобально, а силами местных представительств - про один такой пример в виде Samsung я уже упоминал. Во-вторых, занимавшие ранее довольно скромные площади павильоны федеральных земель, ныне разрослись до невероятных размеров. Ни один национальный павильон, кроме разве что французского, или калифорнийского (we are nation-state, помните?), даже приблизиться не мог по размерам к павильонам Нижней Саксонии или Тюрингии. И хорошо, если, как в случае последней, площадь была забита представительствами технических университетов - образование - тема достойная... А если, как в случае некоторых других земель, просто красивый, но довольно пустой стенд? И все это - в павильоне номер 9, пафосно названом Future Park. На деле же ничего особенно выдающегося там не было, кроме разве что, нескольких интересных, но не выглядящих слишком новыми решений в области телемедицины. Умный дом, говорите? Два человека демонстрируют охающей бабушке, как автоматически замолкает на минуту фен, если позвонить в дверной звонок. Что, этого пять лет назад не было?
Российский павильон. Сравнительно скромный по размерам, и как можно догадаться, содержательный донельзя
Кстати, еще немного о Шварцнеггере. Между губернатором Калифорнии и борьбой за экологию давно уже поставили знак равенства. Отчасти поэтому я искренне полагал, что в данном направлении будет что-то содержательное. Увы, самое содержательное, что мне удалось отыскать - тест-опросник по теме энергопотребления и энергозатрат на производство различных девайсов. Вопросов всего 10, но они довольно коварные, и правильный ответ зачастую оказывается в 10 раз больше, чем можно было предположить, что заставляет задуматься - а не отключить ли на ночь сетевой фильтр вообще?
Еще одна сильно бросающаяся в глаза неприятная деталь - количество пустых мест. По моим наблюдениям, в этом году пустовали 4 крупных павильона и 3 мелких - такого, как говорится, "старожилы не припомнят." Более того, в казалось бы заполненных павильонах либо были отгорожены огромные куски пространства (зачастую - добрая половина помещения), либо в глаза бросалась неуместная, но слегка декорированная пустота в центре. Впрочем, кое-кому такая ситуация явно была на руку - организаторы, видимо, порядочно "уронили" арендную плату, и IBM и Intel, к примеру, этим воспользовались.
А вон та половина павильона, за ширмой - пустая...
Отдельной строкой следует упомянуть посетителей. Конечно, CeBIT не является закрытой выставкой, кроме первой пары дней, но такого количества "просто интересующихся" я не ожидал. Не знаю, пытались ли таким образом организаторы спастись от падения официальных показателей посещаемости, но факты таковы, что количество "школоты", которой всякие сувениры были очевидно интересней официально заявленных "главных" тем выставки, просто зашкаливало. Этим выставка отчасти напоминает старые "Комтеки", но большинству выставляющихся от этого не по себе - бойкие турецкие мальчуганы уже не раз избавляли их от разнообразных экспонатов, что желания участвовать в CeBIT, согласитесь, как-то не добавляет. Впрочем, некоторые просто переориентируются на новую аудиторию - например, Intel использовала весь 22-й павильон под геймерские развлечения и чемпионаты, а там редко встретишь кого-то старше 20, разве что ведущего и какого-нибудь куратора от устроителя.
Intel и пионЭры
Ну и еще один забавный показатель - какая речь слышится вокруг, на каких языках реклама, и на каких языках общаются стендисты. В течение предыдущих нескольких выставок многих удивляло обилие русской речи, ходили даже разговоры, что русские IT-профессионалы выезжают в Европу пообщаться друг с другом в уютной атмосфере ресторана "Мюнхнер Халле". Сейчас же стенды русских компаний присутствуют, но на всех реклама на немецком и стендисты-немцы. Раньше выставка была явно более интернациональной, а нынче без знания языка Шиллера и Гёте не чувствуешь себя лишним только в 19-м и 20-м павильонах с "достижениями" китайской промышленности, да и при разговоре со стендистами пару раз пришлось напрягать свои скудные пока что познания в немецком, ибо по-английски те понимали "ниже среднего" (возможно, виноват мой до глубины души австралийский акцент, который обычно хорошо понимают только носители языка, а лучше всех - австралийцы).
А ведь кто-то, говорят, и правда покупает...
В общем, хотелось бы подвести свой итог, но лучше привести несколько сторонних мнений. Администрация CeBIT по итогам выставки заявила о падении посещаемости на 20%. Боюсь, что эти цифры даже несколько приукрашены, а с учетом зашкаливающего количества малолетних охотников за сувенирами (и не только за ними) эффективное количество посетителей и того меньше. "С нами тут поделились информацией, - сказал мне один собеседник из числа выставляющихся, - количество участников - минус 25 процентов, арендуемые площади упали на 30 процентов, а количество посетителей - на 35-40 процентов. Впрочем, сам оглянись, посмотри своими глазами."
Как всегда довольно остро ситуацию прокомментировал аналитик мобильного рынка и наш постоянный автор Михаил Фадеев: "Раньше я эту выставку посещал, потому что от нее был толк. Сейчас это действительно стало немецким междусобойчиком, совершенно бессмысленным. А после того как год назад со стенда E-Ten ловкая турецкая молодежь разворовала почти все экспонаты, для меня это стало окончательным диагнозом. MWC для всех, кто имеет отношение к миру связи - значительно более подходящая выставка, отличающаяся во-первых, отсутствием посторонних, а во-вторых четкой таргетированностью, для CeBIT’a совершенно не характерной. CeBIT сейчас - ни о чем и непонятно для кого."
Самый большой неиспользованный павильон на выставке, номер 27
Несколько менее радикальное, но тоже довольно скептическое мнение высказала Хелен Лёфнер, представитель финской компании Golla (производитель всяких чехлов и рюкзаков, в основном ориентирующийся на мобильный рынок): "На 2010 год у нас распланирован бюджет только на одну выставку в Германии - либо IFA, либо CeBIT. Сейчас, глядя по сторонам, я не испытываю большой уверенности, что это будет CeBIT".
Ну что ж, а мне остается только перенаправить вас, читатели, в сторону несколько менее формального фотоотчета, который на этот раз, увы, менее весел, чем таковой с Mobile World Congress.