Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Неспортивное ориентирование

АрхивИнтерактив
автор : Марина Пелепец   03.03.2009

Антон Вильгельм, директор компании TomTom по продажам в Восточной Европе, ответил на ваши вопросы и рассказал о развитии навигации в России, перспективах появления ПО для iPhone и многом другом.

Мне всегда казалось, что TomTom – это в первую очередь приложения для навигации, а если верить вашему сайту, то во главу угла ставятся устройства, навигаторы. Так что же на самом деле первично для компании?

Персональные навигационные устройства были до недавнего времени приоритетными решениями для автомобильной навигации, представляя 80% рынка навигационных продуктов. Но рынок меняется, появляются новые технологии, производители, и предстоящие годы представляются всё более интересными для вендоров навигационных продуктов. Мы считаем, что в скором будущем потребителей ждёт огромное количество способов использовать GPS-навигацию, но мы по-прежнему думаем, что персональный навигатор останется самым популярным решением, хотя некоторая часть нашего производства будет именно софтверной, чтобы дать возможность многим испытать возможности нашей продукции.

Большинство ваших коллег по бизнесу ограничивались работой с Windows CE/Mobile, тогда как TomTom осваивала другие платформы, включая довольно экзотические. Насколько оправданно такое "распыление"?

Наше видение вещей таково, что успешное продвижение на рынке должно предполагать использование более чем одной модели или платформы. Отвечая на ваш вопрос, подчеркну, что стратегия компании TomTom состоит в том, что мы позиционируем себя как обладателя непревзойдённого опыта и мастерства в навигации – независимо от того, на какой платформе создано устройство или насколько функционален сам навигатор, на котором стоит наше программное обеспечение.

С какими сложностями пришлось столкнуться в России? Что больше мешает созданию точных карт – пиратство или недружелюбие чиновников разных рангов?

Решение выйти на любой рынок, включая российский, принимается нелегко. Это зависит как от наличия хороших исходных карт, так и от потенциала рынка. Нам нужны карты, которые имеют все атрибуты, которые нам понадобятся для составления наших собственных карт: скоростные ограничения, повороты, плотность движения или полосность дорог. Эти данные должны быть высококачественными, чтобы мы были способны выработать наиболее точные карты для навигаторов. Также мы смотрим на другие факторы, как-то: количество машин, точность и полноту топографии. В случае России нам нужно было проделать большую работу, чтоб сделать навигаторы абсолютно "русскими": интерфейс на кириллице, голосовые инструкции на русском, перевод мануалов.

В то же время, мы осознавали, что Россия представляет собой один из самых быстрорастущих рынков потребительской электроники и вскоре станет самым больших автомобильным рынком в Европе. Так что локализация нашей продукции и выход на российский рынок – стратегические шаги в нашей бизнес-стратегии и обеспечение роста. Карты же мы делаем самые точные, так как нам помогают тысячи пользователей, что загружают изменения, сделанные ими самостоятельно, через сервис Map Share. Пиратство для нас – очень серьёзный вопрос, так как все технологии мы развиваем сами, основываясь на более чем 18-летнем опыте, команда, работающая над созданием карт, насчитывает тысячи человек – поэтому вопрос интеллектуальной собственности для нас важен, мы не стесняемся говорить об этом, так как стремимся прежде всего сделать навигацию максимально удобной и качественной для пользователей, а это – наш конёк, и пользователи это понимают.

Если завтра заработает ГЛОНАСС и появятся приемники для него – насколько просто будет адаптировать приложения TomTom под такую систему навигации?

TomTom всегда тщательно отслеживает развитие новых технологий. И если сейчас спутниковая навигация использует GPS-системы для позиционирования объектов, это не значит, что так будет всегда. ГЛОНАСС в России (а также Galileo в Европе) мы видим как замечательную возможность дать пользователям более широкий выбор, более высокую точность и надёжность – мы никогда не упустим возможностей, которые предоставляет нам само время.

С какими планами вы вышли на российский рынок, который к концу прошлого года был довольно конкурентным? Поможет или помешает мировой финансовый кризис воплощению планов в жизнь?

Для нас выходить на российский рынок было логичным решением. Население 140 млн. человек, 30 млн. автомобилей – это для нас замечательная возможность развивать бизнес. Вскоре, по прогнозам, российский автомобильный рынок станет самым большим в Европе. Мы работаем с нашими дистрибьюторами, включая ELKO и Xseet в Москве и Санкт-Петербурге, через которые вся линейка навигаторов поставляется в Россию. Некоторые наши разработки уникальны, например, Map Share – это сможет сделать нашу продукцию более привлекательной в России, где ведётся очень много строительных работ, что влияет на точность карт.

В наши планы входит расширение дистрибуторской сети и усиление присутствия на российском рынке. Наша продукция будет продаваться в таких сетях, как MediaMarkt, "Техносила", "Белый Ветер", "Эльдорадо", "М-Видео" и METRO.

Я не могу пока дать точного ответа на вопрос, как повлияет на нас кризис – это станет известно после оглашения финансовых результатов 2008 года. Я могу сказать, что пока проникновение навигаторов по всему миру относительно мало (примерно 25% в Западной Европе, 12% в США и намного меньше в России). Наша стратегия в том, чтоб навигация стала доступна на многих платформах, включая персональные навигационные устройства, мобильные телефоны, автомобили и онлайновые версии. Надо продолжать развивать функции, которые действительно важны для вождения автомобиля.

Сергей К.: Сейчас для большей части территории ещё нет карт. Когда будут "покрыты" все регионы России?

В соответствии с политикой компании мы не разглашаем деталей работы над картами, но я могу сказать, что карты и их качество у нас в приоритете. Естественно, чем больше покрытие, тем более мы симпатичны потребителям, но создание карты влечёт за собой большую работу: решение поставлять нашу продукцию в на новый рынок, в новую страну, принимается нелегко. Это основывается на доступности хороших карт в данной стране и на потенциале рынка. Так как мы стремимся делать лучшие в своём роде карты, карта региона должна иметь все атрибуты, включая ограничение скоростей, плотность движения, полосность и т.п. Чтобы все данные имели высокое качество, должно пройти время, и тогда пользователям будут доступны самые точные карты.

В настоящий момент на наших решениях установлены карты от TeleAtlas, которые содержат 100% покрытие всех крупных соединяющих дорог. Что позволяет пользоваться навигацией по пути из одного города в другой, из Москвы в ближайшие города, в Санкт-Петербург и Екатеринбург. Так как точность карт – одна из важнейших задач TomTom, мы выпускаем 4 новых карты в год, учитывая растущую дорожную сеть и изменения в предыдущих версиях карт. В данный момент мы усердно работаем над расширением покрытия России и планируем существенно улучшить региональные карты в ближайшем обозримом будущем.

Вадим: Где можно узнать подробности о покрытии карт в навигаторах TomTom? Т.е. в каких регионах России уже есть полноценное покрытие?

Точную информацию по покрытию можно найти по этой ссылке.

Сегодняшняя версия карты включает в себя подробное покрытие (поиск по номерам домов) следующих городов: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калуга, Ростов-на-Дону.

Поиск по перекрёсткам улиц: Брянск, Йошкар-Ола, Казань, Краснодар, Липецк, Оренбург, Самара, Саратов, Сочи, Ставрополь, Тольятти, Ульяновск, Чебоксары.

SpiderSchwein: К какому году навигаторы будут содержать подробные карты всей планеты?

Хорошие карты, к сожалению, недоступны для всех стран. К тому же, они не всегда могут включать атрибуты навигационных карт, т.е. пределы скорости, полосность и т.п. Но в последние годы развитие навигационных карт переживает настоящий бум, и для нас и компании TeleAtlas это служит стимулом к созданию абсолютно новых карт. Кроме карты России, в навигаторе TomTom Go 930 уже предустановлены карты всей Европы, Канады и США – а это уже полмира! Можно такими темпами покрыть всю планету, но статистика показывает, что около 15% дорожного покрытия меняется в течение каждого года, и этот показатель может достигать 40% в плотно застроенных местностях. Так что предустанавливать карты всей планеты в навигатор, имея такой уровень изменчивости, по моему мнению, будет бесполезно. С технологиями сегодняшнего дня было бы удобнее загрузить на навигатор последнюю версию карты, когда она понадобится.

Михаил: Получит ли дальнейшее развитие версия Tom Tom Navigator для Symbian? Конкретно интересует специальная версия под тачскрин.

В данный момент всё-таки приоритетным подразделением для нас остаётся рынок навигаторов (ПНУ), который до сих пор имеет сравнительно малое проникновение по всему миру.

Neco: Когда появится версия Tom Tom Navigator для iPhone 3G(4G)?

У нас были попытки протестировать ПО TomTom на iPhone внутри компании; получилось совсем неплохо, всё сработало, как планировалось. Нам надо будет подробнее узнать о стратегии Apple до того, как начнём делать какие-либо прогнозы.

Виктор: Планируете ли вы открывать свои представительства в российских регионах, помимо двух "столиц"?

В данный момент в регионах мы работаем с дистрибуторами, которые позаботятся о том, чтоб наши продукты дошли до потребителя. В 2009 году мы планируем ещё более развить бизнес в России и, вполне вероятно, откроем локальный офис и наймём локального представителя, в спектр обязанностей которого будет входить и развитие бизнеса за пределами Москвы.

Илья: Здравствуйте. Спасибо за программу, на мой взгляд, она самая удобная. Несколько вопросов: почему бы не добавить пробки, как на Яндекс.пробках? Тем более, у многих коммуникаторы.

В 2007 году TomTom запустил сервис HD Traffic – источник данных о пробках, который собирает:
- GPS-данные, собираемые с аппаратов пользователей TomTom в реальном времени;
- Данные о движении, полученные на основе информации о направлении движения мобильных телефонов;
- Информация из третьих источников, предоставляемая дорожными службами или иными структурами.

На сегодняшний день мы используем эту технологию в пяти европейских странах: Швейцарии, Нидерландах, Великобритании, Франции и Германии. Наша цель – предоставить этот сервис наибольшему количеству стран. Чтобы сделать HD Traffic доступным всем, нужен контракт с мобильным оператором. На данный момент точных сведений о времени запуска сервиса в России нет.

Хотелось бы обновлений информации о камерах, чтобы их можно было просто установить, а не качать файлы с сайтов.

В согласии с политикой компании не могу точно ответить на этот вопрос. Мы стараемся предоставить наибольшее количество информации пользователям, включая данные о положении камер слежения.

Также вопрос про обновления дорог. Все навигаторы TomTom имеют гарантированно последнюю версию карты. Если новая версия становится доступна в течение 30 дней с момента первого использования, пользователь просто бесплатно загружает её через ресурс TomTom HOME. Так что, можно сказать, пользователь покупает всегда новую карту. Так как дороги меняются, каждая версия включает тысячи километров новых дорог, POI, а также корректировки MapShare, которые были сделаны пользователями. Все эти исправления и дополнения автоматически включаются в ежеквартальный релиз карты. Сервис Map Update оповещает о появлении новой версии. В вашем вопросе может помочь технология Map Share™, с которой можно делать исправления прямо на навигаторе. Пользователи могут менять названия улиц, ставить ограничение скорости, менять направление движения или править информацию о POI. Через TomTom HOME все проверенные исправления, сделанные пользователями MapShare, загружаются в ваш навигатор, а некоторые могут быть вашими личными правками, доступными только на вашем навигаторе.

Когда можно ожидать появления мобильной версии ТомТома, которая будет работать на Nokia 6220 Classic?

Как я уже говорил, сейчас для нас приоритет – персональные навигаторы. Однако наша стратегия включает и стремление сделать наши навигационные решения доступными для всех ключевых платформ, включая ПНУ, мобильные телефоны и смартфоны, автомобильные системы и онлайновые версии.

Sergey: Какова будет политика перехода на новые версии? Сейчас, когда версия навигатора довольно жестко привязана к железу, при выходе новой версии TomTom официальному пользователю проще, но отнюдь не дешевле, купить новую железку с новой версией.

Да, так было в прошлом. Сейчас мы всё больше и больше отходим от репутации только хардверного вендора, двигаясь в сторону "производителя ПО". Мы хотим, чтоб нужная информация о картах была легко доступна и не очень дорога. Поэтому у нас есть сервисы, способные обеспечить пользователя любой версии самыми свежими картами.

Можно ли будет доплачивать именно и только за обновление?

Да, надо всего лишь пройти по ссылке.

Насколько оперативно будет распространение новых версий? Сейчас новую пиратскую версию можно найти в Интернете чуть ли не наследующий день. А вот у официальных продавцов в лучшем случае – месяца через два.

Что касается карт, то их мы выпускаем ежеквартально – это наша политика. Они сразу доступны на официальном сайте.

Илья: Появится ли TomTom как смартфон? Типа Garmin-ASUS? Или только под маркой TomTom?

ПО TomTom Navigator создано для разного типа смартфонов. Также у нас заключены соглашения о партнёрстве с некоторыми производителями мобильных телефонов, включая HTC. Я думаю, привязывать навигационное ПО к определённому решению не очень логично.

Михаил Фадеев: Когда навигаторы TomTom начнут полноценно работать с российской локальной спецификой? Я имею в виду следующее:
1) Российская система адресации "дом-корпус-строение", а не просто "дом".
2) Контуры домов и дворовые проезды.
Несколько странно, что компания, выводящая на рынок продукты в премиум-сегменте, не учитывает реальных потребностей национального потребителя.
Другие компании, работающие в более низком ценовом сегменте, уже предлагают решения подобным образом адаптированные к нашим реалиям.

Вы правы, система адресации в России другая, но она не уникальна, и сейчас, после выпуска первой локализованной версии, мы работаем над новыми выпусками карт, которые учтут эту специфику. Могу сказать, что в этой версии уже ожидаются контуры домов и разрабатываются проезды по дворам. Мы просим наших пользователей рассказывать о несовершенствах карт на сайте TomTom или через MapShare, чтобы все поправки были учтены в новой версии.

Евгений: А каков объём рынка навигаторов у нас в стране сейчас? Например, в штуках? И сколько у компании TomTom? Спасибо.

Ожидается, что количество автомобилей увеличится до 45 миллионов в 2012 году, что сделает Россию самым большим автомобильным рынком Европы. В отношении количества навигаторов на рынке, в 2007 году их уже было 160000 штук.

Сергей Владимирович: Сегодня широта охвата и детальность картографического покрытия территории России, имеющегося в продуктах TomTom, несколько уступают другим имеющимся на рынке продуктам в области персональной навигации.
Скажите, готов ли TomTom рассматривать предложения альтернативных поставщиков пространственных данных и навигационных карт территории России, связанные с поставкой данных для использования в продуктах TomTom, помимо данных поставляемых компанией TeleAtlas или их дополняя?
Готов ли TomTom рассматривать такие предложения от российских поставщиков данных?
Готов ли TomTom рассматривать подобные предложения на локальные участки территории Российской Федерации?

Компания TeleAtlas является частью группы компаний TomTom, и мы предпочитаем этого поставщика навигационных карт. Если у TeleAtlas нет присутствия в определённой стране, мы работаем с их партнёрами над подготовкой карт. Мы вкладываем большое количество времени и ресурсов, чтобы улучшить российские карты.

Планируется ли создание TomTom в России собственной компании дистрибьютора, подобно Garmin и "Навиком", а также развитие дилерской сети?

Мы работаем с официальными дистрибуторами в России, например, с Elko и Xseet. В наступившем году будем упорно работать над развитием сети в России, заключением новых партнёрских соглашений и открытием локального офиса.


Вопросы для этого интервью задавали читатели "Компьютерры-Онлайн" - на нашем форуме. С какими компаниями хотели бы пообщаться вы? Пишите на адрес site@computerra.ru письма с заголовком "интерактивное интервью", и мы постараемся его организовать.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.