Архивы: по дате | по разделам | по авторам

5 секунд, и ты в онлайне

АрхивИнтерактив
автор : Алексей Стародымов   03.03.2009

Провайдер "Комстар-ОТС" еще в прошлом году грозился предоставить очень дешёвый или даже бесплатный доступ в Интернет в обмен на просмотр рекламы, но идея так и осталась на бумаге. После наступления кризиса её реанимировали.

Концепция "услуга за просмотр рекламы" отнюдь не нова – об этом небезынтересном механизме рассуждал еще Билл Гейтс в своей книге "Дорога в будущее", вышедшей в 1995 году. Рискнем предположить, что основатель корпорации Microsoft и является её автором: по крайней мере, до выхода в свет вышеозначенного бестселлера никто не рисковал предлагать пользователям деньги или услуги в обмен на просмотр рекламных объявлений (СМИ не в счёт); зато потом, да еще и с ростом популярности Интернета, такие предложения посыпались как из рога изобилия.

В настоящее время наиболее громким проектом такого типа в России является инициатива провайдера "Комстар-ОТС": еще в июне прошлого года он объявил о намерении предоставить пользователям сверхдешёвый или даже бесплатный доступ в Интернет в обмен на просмотр таргетированной рекламы. Тогда это предложение было встречено скептически – аналитики нашли его нежизнеспособным, и в первую очередь - именно в российских реалиях: отечественный потребитель привык относиться к подобным акциям с подозрением, в то время как количество бесплатных WiFi-точек доступа неуклонно растет, а цены на доступ в Интернет снижаются. При этом стоит заметить, что подобные эксперименты были сравнительно успешны в США и Японии.

Однако во времена кризиса "Комстар-ОТС" решил достать идею "с полки" и все же попытаться ее реализовать – московский старт намечен на ближайшее лето. Услуга будет позиционироваться как своевременное антикризисное решение, которое позволит клиентам экономить на тарифах; однако, по мнению все тех же аналитиков, она бы скорее могла завоевать популярность в регионах – ведь там ниже уровень жизни, а расценки на Интернет пока ещё значительно выше.

Подобные "условно бесплатные" схемы в разных объемах применяются многими европейскими и американскими операторами сотовой связи, и на первом месте здесь стоит, конечно же, Blyk. Эта британская компания, являющаяся, по сути, виртуальным ОПСОСом, основана Пеккой Ала-Пиетилой (Pekka Ala-Pietila), экс-руководителем финского концерна Nokia.

Blyk ориентирован исключительно на молодежь в возрасте от 16 до 24 лет; при этом по достижении человеком 25-летия контракт не разрывается, но вот слишком взрослый экс-абонент, отказавшийся в свое время от услуг по собственному желанию, восстановить его не может.

Изюминка в том, что услуги связи абсолютно бесплатны – в качестве платы за них пользователь получает до шести рекламных сообщений в день. В настоящее время оператор работает только на рынке Великобритании, однако в будущем он планирует "завоевать" и другие страны Европы. Об успешности проекта говорит тот факт, что для накопления стотысячной абонентской базы ему понадобилось не 12 месяцев, как планировалось ранее, а всего полгода.

Баннеры встречаются и в программном обеспечении, предназначенном для работы в Сети: к примеру, именно их демонстрируют официальные ICQ-клиенты сразу после загрузки. Хотите общаться бесплатно, да еще и без проблем с подключением? Придется терпеть!


Загрузились и увидели...

А ещё нельзя не упомянуть различные сетевые сервисы, которые за доступ к контенту предлагают полюбоваться рекламой. К примеру, файл-хостинг ifolder.ru регулярно сообщает о количестве иностранного трафика, которое превышает российский, и разрешает скачать файл только после 30-секундного посещения сайта рекламодателя. Ну а проект Rambler.Кинозал позволяет смотреть легальные фильмы, в которые вставлены рекламные ролики.

Мы связались с представителями различных IT-компаний – в том числе и тех, которые ранее высказывались относительно данной инициативы "Комстар-ОТС". Изменилось ли их мнение за прошедшие полгода?

К примеру, в "АКАДО" к ней относились и относятся скептически. По словам Дмитрия Захарова, руководителя пресс-службы компании, более десяти лет множество операторов связи по всему миру пытаются внедрить у себя технологию, в рамках которой пользователи будут получать скидки на доступ к услугам связи в обмен на просмотр или прослушивание рекламных сообщений, однако до сих пор ни одной из них не удалась успешная реализация подобного принципа.

Доступ в Интернет в Москве стал коммунальной услугой, а это значит, что главное желание потребителя – получать данную услугу в максимальном качестве и без перебоев. При этом потребитель внутренне согласен с тем уровнем платежей, которые сформировались на рынке. В его сознании не существует препятствия, мешающего заплатить за доступ в Интернет 500 рублей в месяц. Поэтому очень небольшое число потребителей проявит интерес к подобному предложению.

Нельзя также сказать, что данное предложение является антикризисным, так как оно интересно крайне малому количеству пользователей. Вместе с тем компания "Комстар-ОТС" уже заявила о заметном повышении цен на свои услуги, что действительно в условиях кризиса может негативно отразиться на лояльности пользователей. Сейчас как никогда актуальна именно лояльность аудитории, поэтому куда важнее сохранять текущие цены на свои услуги, нежели предлагать такие фантастические маркетинговые решения, несостоятельность которых рынок доказал уже давно, считает Дмитрий.

Точка зрения ИК "ФИНАМ" также осталась неизменной – напомним, ранее представители этой компании заявляли, что проект имеет в первую очередь региональные перспективы. Правда, по информации Владислава Кочеткова, пресс-секретаря ИК "Финам", модель "доступ в Интернет в обмен на рекламу" в условиях роста стоимости доступа в Интернет и снижения доходов населения становится актуальна для всей России. Если раньше пользователь мог отдавать предпочтение более высоким ценам, то сейчас он отдаст предпочтение просмотру рекламы, особенно если она будет носить целевой характер, подбираться на основе актуальных для него характеристик (поведенческий таргетинг). Для операторов развитие рекламной составляющей может стать реальной альтернативой снижению цен. При этом могут развиваться различные модели, например, пользователям, согласившимся на просмотр рекламы, могут предоставляться дополнительные бесплатные сервисы (ПО, хостинг). Важно, что эти услуги может предоставлять не сам провайдер, а его партнеры, которые могут таким образом продвигать свои услуги.

По мнениюАнны Артамоновой, вице-президента и директор по маркетингу и PR компании Mail.Ru, такие услуги ориентированы в основном на малообеспеченных пользователей, которым не по карману большинство рекламируемых услуг. Поэтому, скорее всего, многим категориям работодателей – автомобильная промышленность как раз входит в их число – такой рекламный канал будет не очень интересен. Теоретически, такой вид рекламы может привлечь интернет-сайты, которые заинтересованы в большом количестве трафика, однако это сильно зависит от цены за размещение, в случае с последними – это должна быть некая "оптовая" цена.

Елена Колмановская, главный редактор компании "Яндекс", тоже считает, что в результате внедрения подобной модели рекламодатель получит низкодоходную аудиторию, которая ради экономии средств готова смотреть рекламу. Покупательская способность таких абонентов невысока, поэтому рекламодателю вряд ли будет интересно подобное предложение. Возможно, дешевый Интернет привлечет студентов, но именно студенты лучше других знают, как "срезать" рекламу. Как долгосрочный проект эта инициатива вряд ли будет успешной, но если у компании "Комстар-ОТС" уже существуют определенные договоренности с рекламодателями, то как антикризисная временная мера снижение тарифов в обмен на рекламу сможет сработать.

Со стороны "виновника торжества", компании "Комстар-ОТС", с нами побеседовала Екатерина Невская.

Екатерина Невская, пресс-секретарь "Комстар-ОТС"

Каким образом будет работать грядущий проект – к примеру, перед открытием доступа к ресурсам сети Интернет пользователю будет предлагаться посетить какой-либо сайт с рекламой? Если нет, то как?

Идея сделать такой проект родилась в прошлом году. В чем его смысл? Во-первых, это реклама адресная. С помощью специального программного обеспечения мы имеем возможность отслеживать по IP-трафику самые посещаемые нашими абонентами сайты. Например, некоторые пользователи увлекаются автомобилями, некоторые – часто ищут лекарства, другие увлекаются кино. В случае если пользователь подписывается на определенный тариф (условно назовем его информационный), он перед посещением определенных сайтов (например, сайты аптек, тех, которые его интересуют, которые он чаще всего загружает) просматривает в течение 5-15 секунд (пока сайт грузится) рекламу.

Точно также можно показывать рекламу не по принципу увлечений, а по принципу места жительства: скажем, абонентам, живущим в определенном районе, можно показывать рекламу нового супермаркета или ресторана. Такая реклама адресна и полезна пользователям, а для рекламодателей она привлекательна более низкими ценами и тем, что ее могут просматривать именно те, кто в ней может быть заинтересован. Собственно, это и есть смысл проекта "во-вторых": фактически за пользование Интернетом платят не абоненты, а рекламодатели.

Был ли запущен проект в тестовую эксплуатацию прошлым летом? Каковы результаты, и почему полномасштабный старт проекта запланирован только на следующее лето?

Летом был проведено тестирование проекта (скорее не тестовая эксплуатация, а тестирование – как абоненты воспринимают подобные предложения, а также как ведет себя программное обеспечение) на абонентах компании совместно с крупным исследовательским агентством. Тестирование и проведение фокус-групп показало, что 60% опрошенных согласились в обмен на снижение абонентской платы или увеличение скорости доступа смотреть рекламу, причем тестируемые говорили, что воспринимают такого рода ролики не как рекламу, а как полезную справочную информацию.

Насчет следующего лета: сейчас мы проводим мониторинг рынка рекламы. Проект очень перспективный, это новое направление на рынке рекламы, и необходимо тщательно просчитать все его детали. Мы рассчитываем, что он может быть запущен летом (не исключено, что сроки могут поменяться).

Каким образом будет контролироваться – смотрит пользователь рекламу или нет? Возможно, от него потребуются еще какие-либо действия – к примеру, кликанье мышью по баннерам?

Реклама показывается перед открытием сайта, пока пользователь ждет его загрузки, – соответственно, вряд ли он будет убегать из-за стола в эти 5 секунд.

Однако картина была бы неполной без "мнения пользователя", и на роль последнего мы пригласили известного писателя Алекса Экслера.

Алекс Экслер

Является ли проект компании "Комстар-ОТС" потенциально успешными? И можно ли его считать особо актуальным в кризисные времена?

Совершенно безотносительно к кризису инициатива нужная и полезная. Чем больше у пользователей альтернатив – тем лучше. Кто-то предпочтет больше заплатить, но не видеть рекламы, кто-то предпочтет смотреть рекламу, но платить меньше.

Так что инициатива вполне грамотная, я только за.

Что же, остается добавить, что в начале XXI века Интернет для многих стал столь же привычным явлением, как вода, газ или электричество; но вряд ли кто-то будет давать скидки на них за просмотр рекламы, не так ли? Вероятнее всего, люди просто подивятся подобным акциям и предпочтут заплатить, но не отвлекаться на то, чего и так полно в телевизоре и на FM-волнах. Так что не факт, что найдется много желающих разглядывать баннеры перед загрузкой каждого сайта.

Невольно вспоминаются далекие школьные времена: тогда поиск средств на покупку пакета доступа в Интернет порой превращался в самое настоящее мучение... Но если бы нам тогда предложили каждый раз ждать (пусть даже по 5 секунд) взамен на избавление от такого рода проблем, то мы бы с негодованием отказались: удобство – превыше всего! (Алексей, говорите за себя! – прим. ред.) А как думаете вы?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.